Маева Татьяна Иосифовна
преподаватель
ДМШ №7 им. З. В. Хабибуллина, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская музыкальная школа №7 им. З.В. Хабибуллина Вахитовского района города Казань
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………………….…..
- Роль национальных культурных традиций и компонентов и их влияние…………………………………………………………………..….
- Заповеди и их роль в воспитании и обучении………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………
Введение
Роль общества в формировании личности очевидна. В свою очередь само общество формируется под воздействием нескольких факторов. Одним из таких важных факторов является религия, постулаты которой становятся моральными установками данного общества, формируя как само общество, так и отдельно взятую личность. Наряду с религией народные традиции, обычаи и творчество, выработанные этим же обществом, также становятся одним из важнейших факторов формирования личности. Важность сохранения народных (национальных) культурных традиций неоспорима, поскольку результатом утраты преемственности традиций становятся потеря национального самосознания и выхолащивание самоценности отдельных субкультур, порождающие поколение “манкуртов” (люди, утратившие историческую память, нравственные и духовные ценности и ориентиры, а также связь со своим народом). Воспитание полноценной и истинно культурной личности в современном обществе невозможно без принципов и методов народной педагогики, основа которой – традиции и обычаи, вырабатываемые веками предыдущими поколениями и отразившиеся в народном творчестве. Знание культурных традиций народа, принципов и методов народной педагогики помогает сохранить в подрастающем поколении уважение не только к собственному народу, но и к культуре других народов, живущих в многонациональном по составу обществе.
Роль национальных культурных традиций и компонентов и их влияние
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения детей: основные нравственные правила и идеалы понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия; описывали историю народа в виде эпоса, летописи, и других образцов устного народного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства. Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно поэтому он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Центральным компонентом народного творчества является сказка. Отражая психологию народа, этнотрудовые традиции и историю его культуры. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовет на борьбу со злом, призывает бороться за справедливость, добро, гуманизм. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательны. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, идеал юноши, идеал ребенка (мальчика или девочки).
Развиваясь и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. В них, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. Причем пословицы и поговорки, с одной стороны, и загадки – с другой, несут разные функции в воспитании детей.
Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они могут быть выражены в форме запретов, иронии, иносказаний, похвалы и т.д. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей.
Загадки направлены на нахождение тождества или сходства различных предметов и явлений. Чаще всего в загадках фигурируют животные, окружающие предметы, явления природы. Загадки решают совершенно другие воспитательные задачи. Загадки можно описать как своеобразные тесты на сообразительность. Загадки у всех народов развивают смекалку, учат смотреть на один и тот же предмет с разных ракурсов, учат диалектически мыслить.
Колыбельные песни, стихи-потешки, скороговорки, считалки и пр. по содержанию разнятся у разных народов, а тема их общая – единство человека с природой, пожелания ребенку вырасти добрым молодцем, красавицей-искусницей, жить в труде и найти счастье в семье. Детским фольклором каждый народ готовит своих детей к трудовой жизни.
Одним из главных элементов народного творчества является песня, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имеет ярко выраженный воспитательный характер и может быть использована в формировании тех или иных качеств ребенка, подростка, взрослого человека. Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие ее музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни.
В процессе воспитания и обучения детей народная педагогика всегда придавала большое значение использованию различных видов искусства. Украшая свой быт, труд, человек старался привить любовь к прекрасному, развить художественный вкус детей. Одновременно в художественную деятельность включались и дети. Их обучали рисованию, живописи, различным ремеслам. Постепенно возникали целые династии мастеров, передающие свои умения из поколения в поколение.[1]
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций, народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что необходимо брать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и без критической оценки. Так как сам опыт развивался в связи с развитием общественных отношений, сохраняя и совершенствуя систему представлений о человеческой личности, как самой высокой ценности бытия. Об этом и свидетельствует универсальность общечеловеческих заповедей, сложившихся у разных народов.
Заповеди и их роль в воспитании и обучении
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами, способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его взаимоотношений с окружающей средой. Нет таких народов, которые не использовали бы в воспитании детей определенной совокупности запретов. Общими, практически для всех народов являются следующие запреты; “не убивай”, “не лги”, “не воруй”, “‘не «лжесвидетельствуй”, “не желай чужого”, и другие.
Помимо заповедей-запретов народная педагогика большое место всегда отводила заповедям-целям воспитания и обучения. Ведущей заповедью в этой системе является воспитание человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа. Не случайно патриотизм красной нитью проходит практически через все формы народного творчества. Эта идея выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, осуждении предательства, трусости и т.д. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности; храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником.
Следующая заповедь, определяющая стиль жизни человека – это воспитание доброты и любви к людям. Воспитывая детей, нужно помнить о том, что добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Человеческая доброта нашла отражение во всех жанрах народной культуры.
Третья заповедь – это воспитание трудолюбия. Народ всегда насмехался над лодырями, лежебоками, бездельниками. Общий труд, взаимная поддержка и помощь должны стать нравственными нормами воспитания ребенка и сегодня. Уместно напомнить здесь одну из самых распространенных, повторяющихся у разных народов в разных вариантах сказку: отец приказывал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: “Сломайте его”. Сколько ни бились братья, не смогли сломать веник. Тогда отец развязал его и велел сломать по одному пруту. И легко переломали братья все прутья поодиночке. Отец и говорит: “Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да все врозь – вас всякий легко погубит.” Наряду с общими для всех людей заповедями, народная педагогика располагает требованиями, предъявляемыми отдельно к мальчику и девочке, юноше и девушке, мужчине и женщине.
Терзаемое политическими, экономическими и социальными проблемами современное общество переживает кризис духовной жизни.
Экстремальность культурно-экологических условий негативно сказывается на воспитании детей и подростков в семье: молодежь большую часть времени проводит вне семьи, вне родного дома. Ослабляются, разрываются связи с родителями, родом, народной культурой, что наносит непоправимый урон нравственному становлению подрастающего поколения, равно как и их здоровью. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей на производстве.
В.А. Сухомлинский постоянно подчеркивал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Приобщаясь к знаниям о воспитании детей, изучая педагогику и психологию семейного воспитания, родители яснее осознают процесс развития ребенка, становления его личности.[2]
Заключение
В формировании личности участвуют различные институты: общество, школа, семья. И именно семья на раннем этапе становления личности имеет наиболее важное значение. Недаром в основе народной педагогики лежит семейное воспитание. В обществе с многонациональным составом нередки такие явления, как смешанные браки. В семьях подобного типа каждый из родителей является носителем субкультуры (с присущими только ей обычаями). Такие “интернациональные” семьи представляют собой синтез различных культурных традиций, в том числе и традиций народной педагогики. Как правило, в этих семьях формируется уважительное отношение национальным традициям носителей двух разных культур. B многонациональном по своему составу обществе, подобно семье со смешанным национальным составом, также необходимо формирование уважительного отношения к традициям различных субкультур, составляющих единую в целом для этого общества культуру. И в этом случае очень важную роль в воспитательном и образовательном процессе имеет знакомство школьников с народными традициями, обычаями, творчеством, к которым обращается и из которых в свою очередь проистекает народная педагогика. Вот почему только синтез школьного воспитания с народной педагогикой, частью которой является и народное творчество, может дать положительные результаты в становлении общественной личности. И именно потому же сегодня важно внедрение народной педагогики в систему школьного образовательного процесса. Восполнение опыта народной педагогики становится сегодня одной из актуальных проблем в воспитательном процессе.
Список использованной литературы
1. Баренбойм Л.А. «Фортепианная педагогика». Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2018. – 198 с.
2. Негауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2017. – 251 с.
-
Баренбойм Л.А. «Фортепианная педагогика». Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2018. – 198 с. ↑
-
Негауз Г. «Об искусстве фортепианной игры». Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2017. – 251 с. ↑