Акбирова Гульназ Табрисовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ «Набережночелнинская школа №69», г. Набережные Челны
Пояснительная записка
Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях учащихся с особыми образовательными потребностями, – одна из наиболее актуальных и острых проблем в практике школы. Данный урок помогает повысить эффективность обучения детей с различными нарушениями в развитии.
Урок был разработан для учащихся 9 классов в соответствии с государственными требованиями на основе рабочей программы. Содержание рабочей программы учебного курса русского языка для 9 класса выбрано на основании учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы познакомить учащихся с орфограммой «не с глаголами», учить применять орфографическое правило на письме; дать представление о частице не и её употреблении с глаголами, познакомить с орфограммой «не с глаголами»; способствовать формированию умения применять орфографическое правило на письме, правильно писать не с глаголами, сравнивать, анализировать, делать выводы; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся, моторики, личностных качеств ребят (усидчивости, выдержки); обогащать их словарный запас; воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова, нравственные качества детей; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; способствовать формированию положительной мотивации к обучению; воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы; развивать навыки работы в группах; воспитывать у детей рефлексию (самооценку их деятельности). Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Особое внимание в предлагаемой разработке уделяется словарной работе, орфографическим и творческим заданиям, игровым моментам, различным разборам, составлению интеллект-карты по теме урока, умению применять знания на практике. На уроке предусмотрены дифференцированные задания, прослеживается индивидуальный подход к учащимся, а также соблюдаются санитарно-гигиенические нормы: проводятся две физкультурные паузы: физкультминутка для опорно-двигательной системы и зарядка для глаз в качестве профилактики нарушения зрения.
Ожидаемые результаты: учащиеся научатся распознавать орфограмму «не с глаголами», применять орфографическое правило написания частицы не с глаголами на письме, правильно писать не с глаголами, сравнивать, анализировать, делать выводы; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; формированию положительной мотивации к обучению и воспитанию нравственных качеств; обогатят свой словарный запас; научатся аргументировать ответ, доказывать свою точку зрения, оценивать свою работу на уроке и ответы одноклассников; отработают навыки работы в группах; продолжат работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности. Итогом урока будет достижение поставленных целей и задач, а также умение применять полученные знания на практике.
Тема: «Правописание не с глаголами».
Цель: познакомить учащихся с орфограммой «не с глаголами», учить применять орфографическое правило на письме.
Задачи:
- Образовательные:
дать представление о частице не и её употреблении с глаголами, познакомить с орфограммой «не с глаголами»; способствовать формированию умения применять орфографическое правило на письме, правильно писать не с глаголами, сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Коррекционно – развивающие:
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, обобщения; работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся, моторики, личностных качеств ребят (усидчивости, выдержки); обогащать их словарный запас.
- Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова, нравственные качества детей; поддерживать интерес к чтению художественной литературы; способствовать формированию положительной мотивации к обучению; воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы; развивать навыки работы в группах; воспитывать у детей рефлексию (самооценку их деятельности).
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудования:
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– раздаточный материал для:
• групповой работы (конверты с набором карточек-слов и заданиями),
• индивидуальной работы (индивидуальные карточки с заданиями);
– памятки о дружбе;
– иллюстрации по теме «Дружба»;
– интеллект-карты по теме «Правописание не с глаголами»;
– Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: «Просвещение», 2014.
Ход ООД
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, настрой на работу. (Слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
Стр. 131 упр. 173
Прочитай глаголы. Называй ударные и безударные окончания перед -ся, -сь. Запиши глаголы в два столбика.
– Прочитайте слова 1 столбика с окончаниями, требующими проверки.
(Испачкается, помиримся, сражаются, проголодаешься, удивляемся, нахмуришься, съёжится, рассоритесь).
– Прочитайте слова 2 столбика с окончаниями, не требующими проверки.
(Споткнёшься, смеются, возьмёмся, промахнётся, боится, гнездятся, сплетутся, разгорится).
Проверка выполнения работ.
– Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами.
(Ученики зачитывают составленные ими словосочетания.)
III. Работа по развитию речи.
Запись учащимися даты, классной работы.
1. Зрительный диктант. (Слайды 2,4)
Запись предложения по памяти и последующая проверка:
Друг познаётся в беде.
Через 10 секунд (Слайд 3).
(Оценка работ учащихся, объяснение орфограмм.)
– Объясните значение пословицы.
(Настоящее отношение к тебе со стороны друга можно узнать, проверить только в трудной, тяжёлой ситуации.)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Введение в тему.
Работа со стихотворением С. Михалкова «Твой друг».
– Ребята, давайте поговорим о дружбе.
– Послушайте стихотворение С. Михалкова «Твой друг» и скажите, кого поэт считает настоящим другом?
Твой друг.
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде,
Товарища и друга
Не бросит он в беде.
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках,
Чужого не берёт. С. Михалков
– Так кого поэт считает настоящим другом?
– Поднимите руку те, у кого из вас есть настоящий друг.
– Почему вы считаете его своим другом?
– Ребята, как вы думаете, как сделать так, чтобы дружба была настоящей? (Высказывание школьников должны подвести к тому, что такое настоящая дружба.)
– У нас получились советы о дружбе. Сможем ли мы их записать? Что для этого нужно знать и уметь? (Знать, как пишется частица не с глаголами, уметь правильно писать слова с не.)
– Ребята, а вы знаете, как пишется частица не с глаголами?
– А для чего нужна частица не в слове?
2. Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях.
– Тема урока «Правописание не с глаголами». Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужна частица не в слове, познакомимся с орфограммой «не с глаголами», научимся применять правило на письме, будем учиться правильно писать не с глаголами. (Слайд 6)
3. Наблюдение материала на странице 124 учебника.
– В русском языке есть предложения с положительным и отрицательным смыслом. Например, предложение «Друг познаётся в беде» имеет положительное значение, так как действие происходит на самом деле. А чтобы придать этому предложению отрицательное значение, нужно к глаголу добавить отрицательную частицу НЕ. Например, предложение «Друг не познаётся в беде».
Чтение материала на странице 124 учебника учеником вслух.
– Приведите примеры предложений с положительным и отрицательным значением.
– Благодаря чему предложение приобретает отрицательный смысл?
4. Работа с учебником. (Стр. 125 упр. 162)
Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.
– Прочитайте. Что характеризуют данные глаголы? Определите их общее значение.
– Какие глаголы характеризуют плохие поступки людей? Употребите их с противоположным значением, подставляя частицу не. Запишите глаголы с частицей не.
(Упражнение выполняется письменно; вначале с записью 2-х слов на доске в качестве образца, затем с комментированием, далее – самостоятельно.)
Не жаловаться, не обманывать, не струсить, не хвастать, не обижать, не сплетничать, не нагрубить, не скандалить, не жадничать, не насмехаться.
– Так как пишется частица не с глаголами?
Вывод: не пишется с глаголами раздельно. (Слайд 7)
// Индивидуальные задания для слабых учеников III группы: работа с индивидуальной карточкой.
Карточка №1.
Списать предложения, подчеркнуть глаголы с частицей не.
1. По земле ходит, неба не видит. 2. Ничего не болит, а всё стонет. 3. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. 4. Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 5. Без языка живёт, не ест, не пьёт, а говорит и поёт. 6. В огне не горит, в воде не тонет.
Карточка №2.
Списать текст, подчеркнуть глаголы с частицей не.
Рождественская ночь.
Эта ночь была полна великой тайны. Ни один звук не нарушал молчания. Не шелестели на деревьях листья. Замерли ветры, и даже осина не трепетала.
Морские волны не ударялись о прибрежные скалы, а в пустыне песок не хрустел под ногами путника.
Природа замерла, чтобы не нарушать торжественного покоя святой ночи.
5. Физкультминутка «Поплавки». (Слайд 8)
– Я буду называть слова. Если прозвучит глагол настоящего времени, то вам надо присесть, прошедшего времени – наклониться направо, будущего времени – налево. Если услышите глагол с частицей НЕ, надо прыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.
Читает, играл, будет считать, не поёт, отвечает, рисовал, не блестит, напишет, строит, будет петь, не шьёт, поливала.
6. Словарная работа.
6.1. Минутка чистописания:
негодовать,
недоумевать.
(Учащиеся прописывают слова.)
6.2. Лексическая работа.
– Прочитайте слова. Как они произносятся? А как пишутся?
– Какие сомнительные буквы есть в словах?
– Таким образом, какие орфограммы в словах нужно запомнить?
– Объясните лексическое значение слов.
Негодовать – испытывать и проявлять возмущение, недовольство. (Слайд 9)
Например, негодовать против несправедливости.
Недоумевать – находиться в удивлении, сомнении. (Слайд 10)
Например, недоумевать по поводу отказа.
Кстати, слова, к которым присоединилось НЕ, исчезли из языка. Например, когда-то в языке были слова с таким значением: «годовати» – позволять, быть довольным, «навидеть» – охотно смотреть.
7. Лингвистическая задача.
– Чем является не в словах?
Вывод: не и недо являются частью корня; без них эти слова не употребляются.
– Как пишется не в этих словах: слитно или раздельно?
Вывод: не в данных словах пишется слитно, такие слова надо запомнить, это слова-исключения: ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нездоровиться. (Слайд 11)
В остальных случаях не с глаголами пишется раздельно.
8. Гимнастика для глаз «Снежинка». (Слайды 12-15)
V. Первичная проверка понимания.
1. Работа в группах.
1.1. Игра «Четвёртый лишний».
– Сейчас мы с вами поработаем в группах. Для этого нужно разделиться на две команды (по рядам). Поиграем в игру «Четвёртый лишний» и узнаем самых быстрых и эрудированных учеников класса.
1 группа. (Не) здоровилось, (не) был, (не) хотел, (не) заметил.
2 группа. (Не) лает, (не) навидит, (не) читает, (не) видит.
Проверка и подведение итогов. (Слайд 17)
VI. Первичное закрепление.
1. Работа в группах.
1.1. Творческий диктант.
– По лексическому толкованию узнать слово и соотнести слова со значениями.
1. Испытывать и проявлять возмущение, недовольство. (Негодовать.)
2. Питать неприязнь, отвращение к кому-либо. (Ненавидеть.)
3. Находиться в удивлении, сомнении. (Недоумевать.)
4. Принуждать кого-либо к чему-либо, заставлять делать что-нибудь. (Неволить.)
5. Чувствовать себя плохо, болеть. (Нездоровиться.)
Выступление групп и подведение итогов. (Слайд 18)
– Молодцы, ребята. Если вы не смогли ответить на вопросы, не огорчайтесь. Вопросы очень сложные. Я надеюсь, что вы запомнили ответы и в следующий раз уже справитесь с заданием.
1.2. Работа по составлению интеллект-карт по теме. (Слайд 19)
1.3. Развитие речи. Что значит «быть настоящим другом»?
Чтение памятки о дружбе.
Памятка о дружбе.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. (Не) ссорься и (не) спорь с другом по пустякам.
4. (Не) ябедничай, лучше сам поправь.
5. (Не) зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. (Не) сердись и (не) падай духом, если у тебя что-то (не) получилось.
6. В разговоре, в игре (не) будь грубым, (не) кричи.
VII. Итог урока. Рефлексия.
– Какую орфограмму мы сегодня изучили?
– Как пишется частица не с глаголами?
– Приведите примеры.
– Какие глаголы-исключения вы запомнили?
– Как пишутся исключения?
Выставление и комментирование отметок.
VIII. Домашнее задание (творческое, дифференцированное). (Слайд 20)
Задание по выбору:
• составить интеллект-карту по правописанию частицы не с глаголами;
• списать «Памятку о дружбе», раскрывая скобки;
• стр. 125 упр. 163, списать, подчеркнуть не с глаголами.
Список литературы
1. Аксёнов А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.: Просвещение, 1991.
4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
5. Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
6. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык. 9 класс». Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2014.
7. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
8. Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
9. Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
10. Морозова М.Я., Петров Е.Н. Грамматические игры. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
11. Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
12. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
13. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь, – М.: Просвещение, 1984.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, – М.: ООО «А ТЕМП», 2007.
(Слайд 21)
Ссылки на графические объекты
https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/10/29/k_5db80dd86ab05/524712_9.jpeg
https://slide-share.ru/slide/7273742.jpeg
(Слайд 22)
Приложение 1
Карточка №1
Списать слова и предложения. В предложениях подчеркнуть глаголы с частицей не.
1. Не жаловаться, не обманывать, не струсить, не хвастать, не обижать, не сплетничать, не нагрубить, не скандалить, не жадничать, не насмехаться.
1. По земле ходит, неба не видит. 2. Ничего не болит, а всё стонет. 3. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. 4. Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. 5. Без языка живёт, не ест, не пьёт, а говорит и поёт. 6. В огне не горит, в воде не тонет.
Карточка №2
Списать слова и текст. В тексте подчеркнуть глаголы с частицей не.
1. Не жаловаться, не обманывать, не струсить, не хвастать, не обижать, не сплетничать, не нагрубить, не скандалить, не жадничать, не насмехаться.
Рождественская ночь.
Эта ночь была полна великой тайны. Ни один звук не нарушал молчания. Не шелестели на деревьях листья. Замерли ветры, и даже осина не трепетала.
Морские волны не ударялись о прибрежные скалы, а в пустыне песок не хрустел под ногами путника.
Природа замерла, чтобы не нарушать торжественного покоя святой ночи.
Памятка о дружбе.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. (Не) ссорься и (не) спорь с другом по пустякам.
4. (Не) ябедничай, лучше сам поправь.
5. (Не) зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. (Не) сердись и (не) падай духом, если у тебя что-то (не) получилось.
6. В разговоре, в игре (не) будь грубым, (не) кричи.
(Не) здоровилось, (не) был, (не) хотел, (не) заметил.
(Не) лает, (не) навидит, (не) читает, (не) видит.
1. Испытывать и проявлять возмущение, недовольство.
2. Питать неприязнь, отвращение к кому-либо.
3. Находиться в удивлении, сомнении.
4. Принуждать кого-либо к чему-либо, заставлять делать что-нибудь.
5. Чувствовать себя плохо, болеть.
Негодовать.
Нездоровиться.
Неволить.
Недоумевать.
Ненавидеть.
Приложение 2
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ГЛАГОЛАМИ»