Иванова Алина Сергеевна
Саттарова Рафида Фаридовна
воспитатели
МБДОУ “Норминский детский сад “Тургай” комбинированного вида, РТ, Балтасинский район, село Норма
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ…………
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………..……………………………..………………
1.2. Понятие и сущность ранней профессионализации детей дошкольного возраста…………………..……………………………………………
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в ранней профессионализации дошкольников……………………………………………………………..
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ……
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик………..
2.2. Реализация деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий………………..…
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………….…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..….
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..
ВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения в обществе диктуют необходимость формирования такой личности, которая обладает способностью самостоятельно строить маршрут своей будущей профессиональной деятельности.
Поэтому перед педагогами детских садов встает важная задача ранней профессионализации молодого поколения, что требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом закономерностей системы познавательных процессов. Значительную роль в развитии представлений дошкольников о профессиях в обществе занимает технология ТРИЗ.
Как показывают исследования авторов (И. Л. Басурманов, В. С. Леванов и др.) реализация специально разработанных психолого-педагогических программ основанных на применении технологии ТРИЗ в учреждениях дошкольного образования является одним из наиболее эффективных средств, становления и развития трудовых умений и способностей воспитанников.
Практический аспект ранней профессионализации дошкольников с помощью реализации специальных программ остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно факторов и условий формирования данных способностей, меняются поколения детей и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.
Объект исследования: развитие знаний детей дошкольного возраста о профессиях.
Предмет исследования: эффективное использование ТРИЗ-технологий в формировании представлений о профессиях у дошкольников.
Методы исследования:
–анализ и синтез;
-воспитательно-развивающая работа, основанная на выдвинутых предположениях;
-количественная и качественная обработка результатов;
-сравнительный анализ полученных данных.
Методики исследования:
-методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова;
-методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
Характеристика степени изученности темы: проблемами развития представлений дошкольников о профессиях и трудовой деятельности взрослых интересовались многие педагоги-психологи А.В. Болдова, А.В. Петрова, В.К. Яруллина, А.В. Василенко и др. Особого внимания заслуживают работы К.С. Смирнова, В.В. Огородникова, В.С. Силантьева, А.С. Самойлова.
Цель исследования:разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить план деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий.
Задачи исследования:
-провести анализ теоретической литературы по теме исследования;
-разработать план деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения средств ТРИЗ-технологий;
-проверить эффективность плана деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий;
-провести констатирующий и формирующий эксперимент, дать сравнительный анализ констатирующего и контрольного среза.
Научная значимость исследования: обоснование эффективности плана воспитательной работы, направленной на формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста на основе применения ТРИЗ-технологий, углубление теоретических подходов к изучению рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в работе теоретические материалы могут быть использованы специалистами, педагогами, психологами и другими работниками системы образования в процессе разработки учебно-методического инструментария по развитию представлений детей дошкольного возраста о профессиях.
Гипотеза исследования: процесс ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, будет эффективным, если:
-организовать деятельность по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий;
-выявить диагностический инструментарий определения уровня развития представлений детей дошкольного возраста о профессиях в обществе;
-провести опытно – экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста.
Экспериментальной базой исследования является МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ.
Структура проектной работы: включает в себя введение, два основных раздела (6 параграфов), заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Многими авторами и исследователями старший дошкольный возраст признается периодом активного психического развития. В этом возрасте наблюдаются бурные изменения в самых разных сферах, которые связаны с новыми, сложными личностными образованиями и совершенствованием психологических и физиологических функций организма.
Непроизвольным характером отличается память ребенка старшего дошкольного возраста. Дошкольник шести лет, лучше запоминает то, что для него наиболее интересно и увлекательно, что связано с переживанием ярких эмоций и чувств. Все это говорит о том, что объем фиксированной информации в этом возрасте зависит от внутреннего отношения ребенка к изучаемому явлению либо предмету, объекту.
Восприятие старшего дошкольника связано с переходом от образов определенных предметов к более конкретным эталонам – стандартным закономерностям о главных элементах каждого признака. К семи годам дошкольник уже может воспринимать объекты избранно в зависимости от своего отношения к общественным явлениям [11, с.8].
Высокого уровня своего развития достигают и пространственные представления детей старшего дошкольного возраста. Многие дети в этом возрасте пытаются провести анализ пространственных ситуаций. Данная операция не всегда завершается успешно, что связано с раздельным характером образа пространства, вместе с самими предметами, ребенок стремится отразить и их взаимное расположение.
Начиная с пяти и до шести лет также активно формируются и развиваются умения и навыки, стимулирующие детей к исследованию внешнего окружения, анализу признаков явлений и объектов в целях их дальнейшего преобразования.
Описанный уровень мышления, именуемый наглядно – действенным, выступает подготовительным этапом. Здесь дошкольник собирает информацию об окружающем мире, что создает платформу для дальнейшего развития понятий и представлений.
Получается, что наглядно-действенное мышление создает зачатки для формирования и развития в будущем наглядно-образного мышления. Данное мышление помогает ребенку оперировать при помощи представлений, то есть в данном случает проблема решается дошкольником без использования практических манипуляций.
Высшая форма наглядно-образного мышления появляется к концу старшего дошкольного возраста и плавно переходит в новую ступень наглядно-схематического мышления. Судить о наличии данного мышления у дошкольника позволяет схематичность его рисунков, а также умение использовать схемы при решении конкретных логических задач.
Выступая средством для формирования ребенком общей модели разных предметов и явлений наглядно-схематичное мышление создает предпосылки для освоения внешнего окружения. Сформировавшийся признак обобщенного как форма мышления выступает образной и опирается на действия с предметами либо их заменителями [2, с.39].
Логическое мышление старшего дошкольника также формируется на основе образного мышления, оно связано с преобразованием определений и применением понятий.
Получается, что ребенок шести – семи лет, может подходить к решению проблемы разными способами:
-используя логическое мышление;
-используя наглядно-действенное мышление;
-используя наглядно-образное мышление.
А.А. Леонтьев подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте логическое мышление только начинает формироваться. Тем самым оно определяет пути интеллектуального развития ребенка.
Необходимую базу для развития памяти, восприятия и мышления также создает большой опыт практических действий дошкольника, что, несомненно, повышает чувство уверенности в душе у ребенка.
Волевая регуляция поведения способствует постановке более сложных целей деятельности, которые также становятся разнообразными по содержанию.
Дети старшего дошкольного возраста могут долго и упорно добиваться поставленных целей, подключая к данному процессу активные волевые стремления.
Со временем ребенок шести – семи лет начинает усваивать моральные нормы, в связи с чем соотносит свои действия, последовательность поступков, предопределяет итог и возможную оценку со стороны педагога.
А.М. Мазанова считает, что в силу понимания требуемых правил поведения, ребенок, нарушая правила испытывает отрицательные чувства, даже если взрослый при этом не находится рядом. Осваивая общие для всех нормы, дошкольник приучается оценивать не только собственное поведение, но и действия окружающих его людей. В шесть лет ребенок усваивает и умеет объяснять особенности своего поведения.
Активное развитие интеллектуальной мотивации также наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Ослабевает чрезмерная впечатлительность ребенка и усиливается упорство в поиске новой информации и материала. Меняется в этом возрасте мотивация, направленная на установление положительного отношения со стороны окружающих. Так ребенок младшего дошкольного возраста ряд норм и правил поведения выполняет для получения одобрения со стороны родителей или педагогов [4, с.89].
Однако старший дошкольник подчиняется моральным нормам и требованиям в связи с появлением внутренней осознанности, здесь мотив поведения находится в содержании общих ценностей.
Развитию указанных действий способствует зарождение коллективной формы ролевой игры. Через ролевую игру дошкольник постигает особенности социальных отношений и норм, усвоение их зависит от того, какие эмоции и переживания вызывает тот или иной объект окружения у дошкольника или в связи с реакцией, которую он ожидает.
Носителем правил и норм для ребёнка выступает взрослый, однако в ряде случаев здесь может находиться, и он сам. Желание соблюдать нормы и предписания в данном случае повышается.
Все это необходимо для подготовки ребенка к предстоящему обучению в начальном звене школы.
М.И. Исаева рассматривает два направления психологической готовности к обучению в школе – интеллектуальная и личностная готовность.
Указанные аспекты важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была качественной, и он смог безболезненно адаптироваться к новым условиям своего школьного окружения.
В период дошкольного возраста учебная деятельность не является лидирующей в формировании и развитии личности, здесь больше внимания уделяется игровой деятельности и взаимоотношениям со сверстниками. Однако в дидактической игре уже наблюдаются зачатки своеобразной формы новой для детей учебной деятельности.
Дошкольник шести лет интересуется взаимоотношениями людей в обществе, он стремится познать себя с точки зрения представителя социума, сквозь данную призму он оценивает и окружающих его людей. Это помогает ему понимать и анализировать поведение людей, их действия, реакции и поступки в ответ на разные явления [6, с.47].
Нравственный выбор положительного характера старшие дошкольники осуществляют непосредственно в воображаемом ими плане. Качественными изменениями в поведении детей старшего дошкольного возраста выступают навыки саморегуляции собственного поведения. Дети могут предъявлять к себе требования, которые изначально не ставили перед ними педагоги и родители.
Ребенок эмоционально относится к соблюдению им правил и норм социума, ему небезразлично как его оценивают взрослые и товарищи, он стремится соответствовать моральным принципам и установкам.
Следует отметить, что соблюдать данные моральные нормы положительного характера (не драться, не обижать друга, делиться игрушками) дети могут соблюдать лишь в отношении тех детей, с которыми поддерживают дружеские отношения.
В старшем дошкольном возрасте меняются представления ребенка о самом себе. Эти представления отражают не только те качества, которыми ребенок наделен на данный момент, но и те характеристики личности, которые он хотел бы видеть в себе в ближайшем будущем. Это могут быть и сказочные герои, персонажи («Я хочу стать принцессой»).
В шесть лет ребенок четко осознает и понимает свою гендерную принадлежность. Это проявляется в различении мужской и женской одежды, мужских и женских профессий, ребенок семи лет может называть различия во внешнем виде мальчика и девочки (прическа, предметы украшения, элементы одежды и др.) [5, с.34].
Произвольную и устойчивую форму приобретает внимание детей. Так при правильной организации занятия, дети старшего дошкольного возраста могут заниматься вместе со взрослым около 25 минут каким – либо увлекательным для ребенка делом.
Помогает в этом и сформированность определенных навыков дошкольника (найди одинаковые по размеру фигуры, фигуры одинаковые по цвету, заштрихуй их как показано на рисунке и др.).
Совершенствуется и крупная моторика дошкольника пяти – шести лет. Большой запас представлений ребенка связан с стремлением к активности, ребенок может свободно экспериментировать с помощью предметов, которые его окружают, много вопросов он задает и взрослому (родители, педагоги).
Знания о признаках и свойствах предметов все более углубляются и упрочняются. Так, старшие дошкольники не только верно различают цвета, но уже правильно называют оттенки конкретных цветов. Например, светло-зеленый и темно-зеленый цвет.
Если ребенку предложить расставить по размеру около семи разных тарелок, он легко справится с заданием, сможет также рядом с тарелками разложить соответствующего размера ложки и чашки.
При этом старшие дошкольники могут рассказать взрослому чем одна геометрическая фигура отличается от другой. Увеличивается способность дошкольника ориентироваться в пространстве.
Дошкольники шести – семи лет могут самостоятельно оценивать свою деятельность и планировать свой труд. Те виды трудовых умений и навыков, которые были освоены ребенком в младшем и среднем дошкольном возрасте выполняются более оперативно, осознанно и качественно.
Старшие дошкольники при помощи взрослого могут осваивать параллельно несколько видов ручного труда.
На становление художественного творчества старшего дошкольника влияет совершенствование мелкой моторики.
Старшие дошкольники могут лепить фигуры из целого куска пластилина, понимая при этом как следует сглаживать места соединения деталей, применяя кончики пальцев ребенок оттягивает детали от главной формы, использует стеку, расписывает фигуру красками, украшает ее разными более мелкими деталями.
Дети могут накладывать один цвет краски на другой, рисуют самостоятельно дуги, круги, выполняют тройной мазок из одного места, понимают, как провести линию тонкую и широкую используя для этого кончик кисти либо применяя нажим плашмя [15, с.7].
Старший дошкольник самостоятельно может смешать на палитре несколько оттенков в целях получения нового цвета. Также понимает ребенок, что, если добавить в белый цвет каплю черной краски, можно получить серый цвет и наоборот.
В этом возрасте более продуктивным становится и воображение ребенка, которое характеризуется определенным уровнем самостоятельности, оно отделяется от практической деятельности ребенка.
Воображаемые образы ребенка более точны и приближены к реальности. Это связано с тем, что старшие дошкольники хорошо различают вымышленные образы и реальность.
Создание и реализация замысла – как основные действия воображения, начинают складываться изначально в игровой деятельности старшего дошкольника.
С течением времени формируется способность действовать по разработанному замыслу в процессе художественной деятельности либо конструировании.
О формировании эстетических представлений ребенка говорит его способность выбора конкретного произведения изобразительного, музыкального жанра. Ребенок обосновывает почему ему нравиться Белоснежка и не нравиться Снежная Королева [8, с.20].
Также старший дошкольник активно аргументирует почему не прав Серый Волк, который съел козлят, либо Лиса, которая выгнала Зайчика из избушки и др.
Дети старшего дошкольного возраста активно увлекаются произведениями, где освещаются вопросы борьбы добра и зла, раскрываются различные отношения между людьми, где представлены понятные им чувства и эмоции людей и животных.
Можно смело говорить о формировании у детей старшего дошкольного возраста конкретных видов эстетической избирательности, проявлении определенных видов суждений и личностных оценок событий и явлений, а также формировании связи между средствами выразительности и художественным образом.
В самостоятельной продуктивной деятельности ребенок шести лет может изобразить задуманное им действие, так как замысел ведет за собой изображение в данном случае.
В конструировании также четко прослеживается готовность ребенка старшего дошкольного возраста к самостоятельной деятельности. Причем ребенок стремится конструировать из самых различных и новых для него видов материалов. Формируются обобщенные способы действий и общие представления о конструируемом объекте.
В этом возрасте меняется содержание общения ребёнка с педагогом и сверстниками в группе. Ведущим в построении коммуникаций с взрослым является не конкретная ситуация, а познавательный мотив.
Может материал и не совсем доступен для мышления дошкольника семи лет, но он ему интересен, что вызывает любопытство. Так ребенок готовится к новой социальной роли школьника [10, с.66].
Таким образом, объединяя главные особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети указанного возраста имеют повышенный уровень интеллектуального развития, что определяется расчленённостью процессов восприятия, операциями смыслового запоминания материала и обобщённостью норм мышления.
В этот период идет становление определенного объема навыков и знаний, бурно развивается произвольная память, воображение, мышление, опираясь на них можно побуждать ребенка анализировать, слушать, запоминать, рассматривать и др.
Старший дошкольный возраст – завершает период дошкольного детства ребенка, в психике ребенка происходят массовые изменения. Ребенок научается управлять своим поведением благодаря произвольности основных психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие). Меняется кардинальным образом самооценка, самосознание и представления дошкольника о самом себе.
Сложные отношения со сверстниками и взрослыми учат ребенка использовать волю в отношении регуляции собственных поведенческих реакций.
Поэтому главной задачей педагога и родителей на этом периоде и этапе является организация поддержки указанного процесса развития и обеспечение условий для успешного проживания малышом своего дошкольного детства.
1.2. Понятие и сущность ранней профессионализации детей дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС), в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», представлены следующие задачи:
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-формирование позитивных установок к различным видам труда.
Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников. В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности [17, с.105].
Согласно Постановлению Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
В соответствии с требованием времени, следует больше внимания уделить учету склонностей и интереса детей к разным видам труда, больше внимания уделить культуре самообслуживания и культуре деятельности в целом. Реализация в практике дошкольного образования личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребенка создает богатые перспективы для совершенствования индивидуальной работы с детьми в направлении ранней профориентации.
Первый шаг к будущей профессии ребёнок делает в дошкольном возрасте. Именно в детском саду он начинает «примерять» на себя роли:
-врача;
-продавца;
-повара;
-шофёра;
-представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни [3, с.98].
Задача воспитателей и родителей, в том, чтобы не только познакомить детей с разнообразным миром профессий, но и помочь ребёнку соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей.
Чем разнообразнее будут представления ребенка о мире профессий, тем окружающий мир вокруг него будет ярче и привлекательнее, ребёнок получит больше знаний, умений и навыков, и это поможет ему лучше оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Воспитатели и родители должны стремлюсь к тому, чтобы дети:
-понимали ценность и важность труда;
-уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;
-были бы готовы трудиться, овладевая необходимыми умениями и навыками.
В работе по профориентации в детском саду часто используются сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения.
Игра — это естественная и свободная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
В сюжетно – ролевых играх дети учатся:
-общению со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, эффективному разрешению конфликтов, совместной деятельности и т. д.;
-приобщаться к жизни в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями;
-на уровне бытовых норм и правил культурного поведения усваивать правила этикета.
Работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. На такие встречи приглашаются родители воспитанников. Если есть возможность, то они приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы.
Вся проводимая работа по ранней профориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека.
Успешное овладение детьми знаниями о труде взрослых возможно при хорошей организации педагогической работы. Ранняя профориентация детей носит информационный характер [9, с.19].
Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями, привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Отдельно внимания заслуживает икт-игра по профориентации «Кем быть?».
Цель игры: активизация процесса профессионального самоопределения, формирование целостного представления дошкольников о профессиях, расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.
Образовательные задачи игры:
-продолжать знакомить с новыми профессиями, обобщать и расширять знания детей о разных видах профессий;
-уточнить значение трудовой деятельности в жизни человека.
Развивающие задачи:
-развивать умения рассказывать, способствовать развитию связной речи, мышления, памяти, любознательности, наблюдательности;
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, по теме занятия;
-развивать познавательный интерес и творческую деятельность детей.
Воспитательные задачи:
-создать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий;
-воспитывать умения работать коллективно, договариваясь и обсуждая общий ответ со сверстниками.
Игра создана с помощью программы Power Point.
Для воспроизведения игры требуется компьютер или ноутбук, работающих под операционной системой Microsoft Windows.
В содержание программы входят такие игры как «Найди нужный инструмент», «Назови профессию», «Найди ошибку» и др. [13, с.11].
Таким образом, отметим, что ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
1.3. Роль ТРИЗ-технологий в ранней профессионализации дошкольников
В современном обществе ценятся не знания, а умение ими управлять, то есть личность должна проявлять активность в процессе познания.
В современных школах процесс образования строится по традиционной системе «услышал-запомнил-повторил-применил». В связи с этим ученик начинает мыслить по стереотипу.
А. В. Запорожец называет такое поведение психологической инерцией – привычка мыслить по уже имеющимся законам, на основе старого опыта. Это не всегда правильно, особенно в нашем мире, когда все меняется в обществе кардинально быстро [12, с.110].
Использование в процессе обучения творчества помогает раскрыть таланты детей, придает им уверенность в себе, развивает способности.
Дети дошкольного возраста сами по себе исследователи, им все интересно, они стремятся изучить окружающий их мир самостоятельно. Педагоги и воспитатели, зная это, создали разнообразные игры для детей: игры – путешествия, дидактические игры, игры – трансформеры и др.
Как определить ту черту, где у дошкольника завершается игровая деятельность и начинается творческий процесс, умственная работа? Можно ли объединить эти определения в повседневной жизни?
Указанные выше вопросы побудили практиков применять в работе с детьми дошкольного возраста такие методы и приемы, которые основаны не только на получение результата, но и вызывают глубокое увлечение детей.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, формирует творческую активность детей, развивает их способности. Л.С. Кружков считает, что ТРИЗ раскрывает также творческое мышление ребенка, которое помогает нестандартно подходить к решению разных проблем и вопросов [18, с.11].
Сам педагог для работы по технологиям ТРИЗ, должен быть активным, творческим и искренним.
Дети должны лично почувствовать, как важно обладать в современном мире творческим потенциалом, креативностью и оригинальностью. Дошкольники должны находить решение для конкретной ситуации с помощью сказок, разных тестов, игр.
Занятия, направленные на раннюю профессионализацию детей — это игры с элементами импровизации. Занятия по профессиональной ориентации основанные на применении ТРИЗ технологий предполагают использование разнообразных нестандартных материалов для творчества.
Дошкольники учатся на занятиях сопоставлять названия профессий и орудия труда, сочинять свои рассказы о труде в большом количестве. При этом они не осознают, что учатся каждую минуту в процессе занятия или игры.
Занятия по ТРИЗ технологиям применяются во всех возрастных группах, главное здесь двигаться от простого материала к более сложному.
Музыкальные занятия, занятия по развитию речи, знакомству с окружающим миром по ТРИЗ технологиям проводятся во вторую половину дня, в свободное время. Это может быть индивидуальная работа, занятие во время прогулки и др.
ТРИЗ учит детей находить разные варианты решения проблем, что пригодится будущим школьникам и затем во взрослой жизни человека. Через ТРИЗ дети видят мир в разнообразии, с разных сторон.
Рассмотрим ниже основные методы ТРИЗ, применяемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Метод аналогий бывает разных форм (личностная аналогия, фантастическая аналогия и прямая аналогия).
Прямая аналогия предполагает поиск похожих процессов (например: рыба – лодка, вертолет, птица и др.). Дети ищут сами аналогии и делают свои открытия о сходстве явлений и предметов.
Личностная аналогия связана с тем, что ребенок представляет себя в конкретной ситуации либо в качестве определенного предмета.
Вариантами заданий здесь могут служить:
-покажи часы, которые идут (тикают);
-покажи человека, который шагает без одного ботинка;
-покажи, как может спеть песенку кошка (собачка), изобрази голосом;
-покажи испуганного зайчика и др.
Фантастическая аналогия – здесь решение проблемы происходит как в волшебной сказке. Нарисуй счастье – это может быть цветок, солнце, небо, и др.
2. Метод мозговой штурм, ориентирован на решение проблемы, ситуации с помощью перебора разных способов, вариантов. В заключении остается наиболее приемлемое решение.
Методика мозгового штурма активно развивает коммуникативные умения и навыки детей. Они учатся слушать друг друга, вести дискуссию, излагать свое мнение, оценивать взгляды товарищей и др. [5, с.34].
Важно соблюдать правила мозгового штурма:
-можно дополнять идеи других;
-предлагать большое количество ответов, решений;
-поощрять самые хорошие идеи;
-не допускать критику.
Определяя задания для проведения мозгового штурма, нужно учитывать возраст детей. В качестве тем здесь можно выбрать:
-как потушить пожар, если нет воды;
-как уберечь продукты от грызунов;
-как оставить кусочек зимы в лето;
-как не промочить ноги под дождем;
-как уберечь Колобка от Лисы;
-как козлятам спастись от Волка;
-как достать косточку у собаки и др.
Каждое предлагаемое решение можно оценивать по критерию «хорошо-плохо». То есть не бывает так, чтобы все было в ответе плохо, сначала отмечаем, что хорошо, а затем то, что плохо.
По всем решениям, выбирается одно, которое позволяет решить проблему быстро, качественно и с малыми затратами. Итоги решения ситуации должны быть выражены в определенном продукте (нарисовать кусочек зимы в лето и др.).
Если дети не справляются с задачей, педагог дает свое толкование по решению ситуации, чтобы вызвать любопытство у детей, мотивировать их к работе. С помощью мозгового штурма дети учатся понимать, что из любой ситуации можно найти выход, главное подойти к решению задачи творчески.
3. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному объекту применяют качества других, такие сочетания получаются очень интересными и необычными.
Цель данного метода – установление ассоциаций между разными явлениями и объектами. Сначала выбираем предмет и не говорим об этом детям. Дошкольники сами придумывают три объекта (рукотворный, природный и нематериальный). После чего называют как можно больше качеств каждой группы предметов.
Педагог называет детям выбранный им предмет, и они приписывают названные свойства ему, здесь важно объяснить, как это может выглядеть и где может встретиться. Например, машина кухонная – ею подают завтрак; машина искрящаяся – летающая тарелка и др. [15, с.7].
Идеи, которые придумали дети отражаются в лепке, рисунке, аппликации. Данный метод позволяет устанавливать причинно-следственные связи между разными объектами, которые не связаны друг с другом на практике.
4. Морфологический анализ очень эффективен в преодолении стереотипов в поступках, образе мышления. Здесь развивается фантазия ребенка. Дошкольник ищет сочетание разных свойств одного объекта при создании нового.
Для этого можно построить таблицу, где с одной стороны пишем из чего может быть изготовлен предмет (железо, дерево), а с другой стороны возможные его формы (круглый, прямоугольный). Например, изготовление стола.
После выбираются разные сочетания объекта, например железный стол – удобен для работы токаря, так как он не будет двигаться с места, стеклянный стол подойдет для принцессы он очень красивый и др.
Здесь рассматриваются все варианты, дети каждый новый стол изображают. Таким способом можно придумать новую кровать, игру или нового сказочного героя и др.
Чем больше критериев подберут дети, тем больше будет образов для последующей работы. Таким путем дети могут придумать новый макет здания, фасон платья, марку автомобиля, модель часов и др. [6, с.47].
Применяя морфологическую таблицу, можно, комбинировать героев, события, сюжеты сказок, сочинять истории.
5. Метод Робинзона учит детей находить применение объектам и предметам окружающего мира, которые на первый взгляд считаются ненужными.
Педагог говорит детям: «представьте, что вы очутились на необитаемом острове и у вас есть только один предмет, (например консервная банка или удочка). Как вы сможете выжить? (ответы и варианты детей).
Игра может быть построена также по системе аукциона. Воспитатель называет предмет, например, фантик от конфетки, после чего дети ищут ему применение, выигрывает тот ребенок, который сможет назвать максимальное количество идей и решений по применению данного предмета.
6. Метод данетка дает возможность учить детей выделять главное в предмете, делить их на группы по признакам, задавать вопросы другим детям, точно излагать свои мысли.
Загадывается какой – либо предмет, объект и дошкольники задают вопросы педагогу самого разного содержания. На все вопросы можно отвечать только словами нет или да.
Первые вопросы бывают общими, например это животное или человек? Далее если это животное, задаются вопросы в указанном направлении оно летает, ползает, плавает? и др.
Вопросы задаются по догадкам до тех пор, пока предмет не будет угадан.
7. Типовое фантазирование, метод применяется, когда детей следует научить сочинять творческие рассказы.
Например, педагог может здесь использовать:
-динамику – оживление неживых объектов (Буратино);
-уменьшение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая, продолжи сказку);
-увеличение объекта;
-придумай наоборот (добрый Волк и злая Коза);
-ускорение и замедление времени (нарисуй себя в будущем, нарисуй бабушку в детстве и др.);
-дробление;
-объединение и др.
Применение ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста происходит поэтапно.
Таким образом, делая выводы, следует отметить, что, занятия, основанные на ТРИЗ, снимают скованность детей, застенчивость, развивая одновременно речь, инициативу, фантазию, творчество и мышление. ТРИЗ помогают массово обучать дошкольников будущей трудовой деятельности, что развивает в них качества креативной личности [11, с.8].
То, чем занимается ребенок должно быть для него интересно, так как здесь он проявляет свое творчество, оригинальность, инициативу.
Учиться должно быть желание, это уже не требует доказательства. Поэтому ТРИЗ технологии — это интерес и в решении задачи, и в постановке вопроса, и в раскрытии материала.
Итак, система заданий по ранней профессионализации детей, основанная на ТРИЗ технологии, рассматривается на сегодняшний день как качественный и увлекательный процесс обучения детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по первой главе
Объединяя главные особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети указанного возраста имеют повышенный уровень интеллектуального развития, что определяется расчленённостью процессов восприятия, операциями смыслового запоминания материала и обобщённостью норм мышления.
В этот период идет становление определенного объема навыков и знаний, бурно развивается произвольная память, воображение, мышление, опираясь на них можно побуждать ребенка анализировать, слушать, запоминать, рассматривать и др.
Старший дошкольный возраст – завершает период дошкольного детства ребенка, в психике ребенка происходят массовые изменения. Ребенок научается управлять своим поведением благодаря произвольности основных психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие). Меняется кардинальным образом самооценка, самосознание и представления дошкольника о самом себе.
Сложные отношения со сверстниками и взрослыми учат ребенка использовать волю в отношении регуляции собственных поведенческих реакций.
Поэтому главной задачей педагога и родителей на этом периоде и этапе является организация поддержки указанного процесса развития и обеспечение условий для успешного проживания малышом своего дошкольного детства.
Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Занятия, основанные на ТРИЗ, снимают скованность детей, застенчивость, развивая одновременно речь, инициативу, фантазию, творчество и мышление. ТРИЗ помогают массово обучать дошкольников будущей трудовой деятельности, что развивает в них качества креативной личности.
То, чем занимается ребенок должно быть для него интересно, так как здесь он проявляет свое творчество, оригинальность, инициативу.
Учиться должно быть желание, это уже не требует доказательства. Поэтому ТРИЗ технологии — это интерес и в решении задачи, и в постановке вопроса, и в раскрытии материала.
Итак, система заданий по ранней профессионализации детей, основанная на ТРИЗ технологии, рассматривается на сегодняшний день как качественный и увлекательный процесс обучения детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик
Экспериментальное исследование проводилось в 2021-2022 учебном году на базе МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 40 человек (экспериментальная и контрольная группа). Средний возраст детей – 6 лет.
Для изучения уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях нами применялись следующие методики.
1. Методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова.
Цель методики выявить уровень знаний дошкольников о профессиях в современном обществе.
Воспитатель: «Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии».
1. Я считаю, что люди должны трудиться, потому что….
2. Труд должен приносить людям….
3. Я хотел(а) бы выбрать профессию…, потому, что….
Интерпретация данных.
Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Рассмотрим результаты исследования по методике «Неоконченные предложения» в ЭГ на рисунке 1.
Рис. 1. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
(методика «Неоконченные предложения», ЭГ)
Данные результаты были получены в ходе проведения беседы с дошкольниками экспериментальной группы (ответы на вопросы педагога).
Дима ответил:
1. Я считаю, что люди должны трудиться, потому что так они зарабатывают деньги, на которые могут купить одежду, еду, игрушки детям.
2. Труд должен приносить людям радость, пользу. Моей маме нравится ее работа, она продает фрукты в магазине.
3. Я хотел бы выбрать профессию водителя, потому что мой папа работает на КАМАЗе (средний уровень развития знаний о профессиях).
Таким образом, из 20 человек, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
-5 дошкольников с высоким уровнем развития знаний о профессиях – это 25%;
-9 человек – это 45 % со средним уровнем развития знаний о профессиях;
-6 человек – это 30% с низким уровнем развития знаний о профессиях в современном обществе.
Высокий уровень знаний о профессиях в современном обществе показали Степан А., Валерия А., Егор П., Михаил Р., Самира О. Эти дошкольники понимают, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У детей имеются определенные профессиональные интересы. На вопросы педагога отвечают активно, поясняя свой выбор примерами их жизни.
Рассмотрим результаты методики «Неоконченные предложения» в КГ на рисунке 2.
Рис. 2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
(методика «Неоконченные предложения», КГ)
Из 20 человек КГ, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
-6 дошкольников с высоким уровнем развития знаний о профессиях – это 30%;
-8 человек – это 40 % со средним уровнем развития знаний о профессиях;
-6 человек – это 30% с низким уровнем развития знаний о профессиях в современном обществе.
Основная масса опрошенных нами детей КГ показали средний уровень развития знаний о профессиях 40%.
2.Методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
Для изучения уровня информированности дошкольников о труде взрослых проводится беседа, каждому ребенку лично предлагается ответить на вопросы:
- Почему твои родители ходят на работу?
- Что значит слово «профессия?»
- Какие профессии тебе знакомы?
- Какие профессии тебе нравятся?
- Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится эксперимент с использованием 5 картинок, на которых изображены представители разных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, регулировщик, работник почты. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Рассмотрим результаты исследования по методике «Знания о трудовой деятельности взрослых» в ЭГ на рисунке 3. Алина С. ответила на вопросы следующим образом:
1. Почему твои родители ходят на работу? (там они получают заработную плату).
2. Что значит слово «профессия?» (это работа, куда человек ходит каждый день).
3. Какие профессии тебе знакомы? (продавец, аптекарь, воспитатель).
4. Какие профессии тебе нравятся? (визажист)
5. Кем работают твои мама и папа? (мама- швея, папа работает на заводе).
Рис. 3. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
(методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», ЭГ)
Таким образом, из 20 человек, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
-6 дошкольников с высоким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых – это 30%;
-8 человек – это 40 % со средним уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых;
-6 человек – это 30% с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых.
Рассмотрим результаты методики «Знания о трудовой деятельности взрослых» в КГ на рисунке 4.
Рис. 4. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
(методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», КГ)
Из 20 человек КГ, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
-3 дошкольников с высоким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых – это 15%;
-9 человек – это 45 % со средним уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых;
-8 человек – это 40% с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых.
Основная масса опрошенных нами детей КГ показала низкий уровень знаний о трудовой деятельности взрослых 45%.
Таким образом,экспериментальное исследование проводилось в 2021-2022 учебном году на базе МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 40 человек.
Для изучения уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях и труде взрослых нами применялись следующие методы:
-методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова;
-методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
На основе полученных результатов констатирующего этапа эксперимента нами был разработан план реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, который будет рассмотрен нами в параграфе 2.2.
2.2. Реализация деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий
Среди разнообразных видов деятельности, которой любят заниматься дети старшего дошкольного возраста, значительное место занимают игры, в частности выполнение определенных творческих заданий с элементами оригинальности, художественной самодеятельности, креативности (ТРИЗ технологии).
Как было указано выше, наша цель заключается в реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий.
Цикл занятий проводился нами с 01 ноября 2021 года по 31 марта 2022 года г., с экспериментальной группой детей, 1 раз в неделю по 25-30 минут. Общее количество занятий – 16.
Для составления содержания занятий, направленных на раннюю профессионализацию дошкольников, мы опирались на пособие под редакцией В. Г. Клыковой «ТРИЗ технологии – техника, планирование, конспекты занятий».
А также на учебное пособие «Технология творчества ТРИЗ для дошкольников» под редакцией А.В. Мазановой, выпущенной с учетом последних изменений в сфере инклюзивного образования и С.Н. Ивановой «ТРИЗ педагогика».
Целями деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий являются:
-развитие представлений детей о профессиях;
-применение методов ТРИЗ технологий как средства ранней профессионализации детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи;
-внедрение в деятельность педагогов новых методов ТРИЗ технологий;
-совершенствование воспитательного процесса с учетом личностных качеств и уровня развития индивидуальных способностей ребенка.
Задачи программы по ранней профессионализации старших дошкольников включают в себя:
-пополнение материальной базы;
-создание положительного микроклимата в группе;
-реализация личностного развития всех участников образовательного процесса;
-совершенствование знаний педагогов в области применения ТРИЗ технологий.
Ожидаемые результаты деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий:
-развитие представлений детей о профессиях, их умений и навыков самовыражения на основе применения ТРИЗ технологий;
-создание материальной базы для профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста;
-разработка комплексной системы игровых занятий по ранней профессионализации старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Учебно-тематический план реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий представлен нами в таблице 1.
Таблица 1
Учебно-тематический планреализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Метод аналогий, метод активизации познавательной деятельности |
– |
4 |
4 |
2. |
Метод типового фантазирования, метод фокальных объектов |
– |
4 |
4 |
3. |
Метод анализа ситуаций |
– |
4 |
4 |
4. |
Метод данетка, метод Робинзона |
1 |
3 |
4 |
Итого: |
1 |
15 |
16 |
Разделы плана:
-технология ТРИЗ (метод аналогий, метод мозговой штурм);
-технология ТРИЗ (метод типового фантазирования, метод фокальных объектов);
-технология ТРИЗ (метод морфологического анализа);
-технология ТРИЗ (метод данетка,метод Робинзона).
Содержание учебно-тематического плана реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий представлено нами в Приложении 2.
На каждом занятии были проведены физкультминутки, которые активизировали творческий потенциал обучающихся («Покажи свои чувства»; «Дождик из тучки»; «Веселые прыжки»).
Физкультминутки проводились с учетом возраста детей. Основная цель физкультминуток — это снятие нервного напряжения детей, нагрузок с органов и туловища, восстановление работоспособности.
В процессе работы была обеспечена интеграция всех образовательных сфер.
- Познавательное развитие – формирование представлений о профессиях, о времени, о других людях, о себе.
- Физическое развитие было ориентировано на формирование представлений о ценности здоровья, освоении правил и норм здорового образа жизни.
- Особую роль в реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий в условиях детского сада играет социально-коммуникативное развитие, что выражается в освоении ими ряда ценностей, моральных, нравственных правил, умение строить взаимоотношения в группе с детьми и педагогом.
- Художественно-эстетическое развитие в ходе реализациидеятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, было осуществлено путем развития понимания произведений искусства (поделки), а также смыслового восприятия мира природы.
- Речевое развитие дошкольников реализовано в умении вести беседу, делать заключения, высказывать свое мнение, интерпретации стихотворений и произведений для детей дошкольного возраста, овладение речью с точки зрения средства культуры.
План работы обогащает словарь ребенка, развивает речевое творчество, монологическую, диалогическую форму общения, формирует связную, грамматически правильную речь ребенка.
Укажем ниже основные направления организации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий в условиях детского сада:
- поддержка начинаний дошкольника в разных видах работы;
- формирование образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей дошкольника, здесь ребенок сам выбирает содержание своих новых знаний, становясь субъектом обучения;
- игровая манера освоения новых навыков, умений и знаний;
- учет психологических и возрастных особенностей старших дошкольников;
- приобщение дошкольников к общественным требованиям, семейным традициям, нормам общества и государства;
- взаимодействие дошкольника и взрослого, определение ребенка субъектом в сфере отношений образования и воспитания.
Ожидаемые результаты деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий включают в себя формирование интерактивных качеств детей:
-трудовые способности и навыки;
-инициативность;
-наблюдательность;
-самостоятельность;
-склонность к организации экспериментов;
-способность принимать решения;
-любознательность;
-абстрактное мышление, фантазия, воображение.
Предлагаемый нами к реализации план работы ориентирован на формирование профессиональной любознательности, развитие самостоятельности личности в художественно-изобразительной,трудовой, музыкальной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, двигательной и другой деятельности.
Интерпретация результатов, реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, будет рассмотрена нами в параграфе 2.3.
2.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента
После реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий в МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ, нами был организован повторный мониторинг.
В содержание контрольного эксперимента вошли методики исследования, которые применялись нами на констатирующем этапе эксперимента:
-методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова;
-методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
Рассмотрим результаты контрольного этапа эксперимента ниже.
При проведении констатирующего этапа эксперимента по методике «Неоконченные предложения», из 20 человек, которые принимали участие в исследовании, было выявлено:
-5 дошкольников с высоким уровнем развития знаний о профессиях – это 25%;
-9 человек – это 45 % со средним уровнем развития знаний о профессиях;
-6 человек – это 30% с низким уровнем развития знаний о профессиях в современном обществе.
Высокий уровень знаний о профессиях в современном обществе показали Степан А., Валерия А., Егор П., Михаил Р., Самира О. Эти дошкольники понимают, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У детей имеются определенные профессиональные интересы. На вопросы педагога отвечают активно, поясняя свой выбор примерами их жизни.
После реализации плана по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, количество детей с высоким уровнем развития знаний о профессиях увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20%.
Следовательно, эффективность реализованной нами в течение учебного года деятельности подтвердилась, рисунок 5.
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа эксперимента (методика «Неоконченные предложения», ЭГ)
Следовательно, эффективность реализованной нами работы подтвердилась.Рассмотрим результаты методики «Неоконченные предложения» в КГ в таблице 2.Сравнительный анализ результатов диагностического и контрольного этапа эксперимента в КГ детей не выявил существенной разницы.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента в КГ
(методика «Неоконченные предложения»)
Уровни |
Этапы эксперимента |
|||
Диагностический этап эксперимента действия |
Контрольный этап эксперимента действия направленные на создание игровой и предметной среды прежде всего на пунктах, которые в свою очередь непосредственно являются определенными базисными элементами, в результате взаимодействия которых определяется степень взаимодействия структур |
|||
Высокий |
4 ЧЕЛ. |
20 % |
4 ЧЕЛ. |
20 % |
Средний |
8 ЧЕЛ. |
40 % |
9 ЧЕЛ. |
45 % |
Низкий |
8 ЧЕЛ. |
40 % |
7 ЧЕЛ. |
35 % |
Рассмотрим ниже результаты методики «Знания о трудовой деятельности взрослых».
На констатирующем этапе эксперимента из 20 человек, которые принимали участие в исследовании, выявлено:
-6 дошкольников с высоким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых – это 30%;
-8 человек – это 40 % со средним уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых;
-6 человек – это 30% с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых.
После реализации плана по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, количество ребят с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития знаний о трудовой деятельности взрослых увеличились на 4, таблица 3.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента (ЭГ) (методика «Знания о трудовой деятельности взрослых»)
Уровни |
Этапы эксперимента |
|||
Диагностический этап эксперимента действия |
Контрольный этап эксперимента действия направленные на создание игровой и предметной среды прежде всего на пунктах, которые в свою очередь непосредственно являются определенными базисными элементами, в результате взаимодействия которых определяется степень взаимодействия структур |
|||
Высокий |
6 ЧЕЛ. |
30 % |
8 ЧЕЛ. |
40 % |
Средний |
8 ЧЕЛ. |
40 % |
10 ЧЕЛ. |
50% |
Низкий |
6 ЧЕЛ. |
30 % |
2 ЧЕЛ. |
10% |
Результаты контрольного эксперимента существенно изменились, так как низкий уровень развития показали всего лишь 2 дошкольника.
Во многом такой большой разрыв, объясняется тем, что деятельность по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий реализовывалась нами на протяжении целого учебного года.
В контрольной группе сравнительный анализ результатов диагностического и констатирующего эксперимента не выявил существенной разницы, таблица 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента (КГ) (методика «Знания о трудовой деятельности взрослых»)
Уровни |
Этапы эксперимента |
|||
Диагностический этап эксперимента действия |
Контрольный этап эксперимента действия направленные на создание игровой и предметной среды прежде всего на пунктах, которые в свою очередь непосредственно являются определенными базисными элементами, в результате взаимодействия которых определяется степень взаимодействия структур |
|||
Высокий |
3 ЧЕЛ. |
15 % |
3 ЧЕЛ. |
15 % |
Средний |
9 ЧЕЛ. |
45 % |
10 ЧЕЛ. |
50% |
Низкий |
8 ЧЕЛ. |
40 % |
7 ЧЕЛ. |
35% |
Делая выводы отметим, что количество детей с высоким уровнем развития знаний о профессиях увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20% (методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова).
Количество ребят с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития знаний о трудовой деятельности взрослых увеличились на 4(методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова).
Итак, реализация плана работы по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, позволила нам достичь поставленных изначально целей работы, соответственно гипотеза исследования подтвердилась.
Выводы по второй главе
Экспериментальное исследование проводилось в 2021-2022 учебном году на базе МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 40 человек.
Для изучения уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях и труде взрослых нами применялись следующие методы:
-методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова;
-методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
Ожидаемые результаты деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий:
-развитие представлений детей о профессиях, их умений и навыков самовыражения на основе применения ТРИЗ технологий;
-создание материальной базы для профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста;
-разработка комплексной системы игровых занятий по ранней профессионализации старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Разделы программы:
-технология ТРИЗ (метод аналогий, метод мозговой штурм);
-технология ТРИЗ (метод типового фантазирования, метод фокальных объектов);
-технология ТРИЗ (метод морфологического анализа);
-технология ТРИЗ (метод данетка,метод Робинзона).
Контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем развития знаний о профессиях увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20% (методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова).
Количество ребят с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития знаний о трудовой деятельности взрослых увеличились на 4 (методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова).
Итак, реализация плана работы по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, позволила нам достичь поставленных изначально целей работы, соответственно гипотеза исследования подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объединяя главные особенности психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, можно отметить, что дети указанного возраста имеют повышенный уровень интеллектуального развития, что определяется расчленённостью процессов восприятия, операциями смыслового запоминания материала и обобщённостью норм мышления.
В этот период идет становление определенного объема навыков и знаний, бурно развивается произвольная память, воображение, мышление, опираясь на них можно побуждать ребенка анализировать, слушать, запоминать, рассматривать и др.
Старший дошкольный возраст – завершает период дошкольного детства ребенка, в психике ребенка происходят массовые изменения. Ребенок научается управлять своим поведением благодаря произвольности основных психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие). Меняется кардинальным образом самооценка, самосознание и представления дошкольника о самом себе.
Сложные отношения со сверстниками и взрослыми учат ребенка использовать волю в отношении регуляции собственных поведенческих реакций.
Поэтому главной задачей педагога и родителей на этом периоде и этапе является организация поддержки указанного процесса развития и обеспечение условий для успешного проживания малышом своего дошкольного детства.
Ранняя детская профориентация носит информационный, консультационный характер. Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста. Когда они подражают в ней взрослым, то обычно играют в профессии. И это может стать решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего профессионального определения.
Занятия, основанные на ТРИЗ, снимают скованность детей, застенчивость, развивая одновременно речь, инициативу, фантазию, творчество и мышление. ТРИЗ помогают массово обучать дошкольников будущей трудовой деятельности, что развивает в них качества креативной личности.
То, чем занимается ребенок должно быть для него интересно, так как здесь он проявляет свое творчество, оригинальность, инициативу.
Учиться должно быть желание, это уже не требует доказательства. Поэтому ТРИЗ технологии — это интерес и в решении задачи, и в постановке вопроса, и в раскрытии материала.
Система заданий по ранней профессионализации детей, основанная на ТРИЗ технологии, рассматривается на сегодняшний день как качественный и увлекательный процесс обучения детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное исследование проводилось в 2021-2022 учебном году на базе МБДОУ «Норминский детский сад комбинированного вида «Тургай»Балтасинского муниципального района РТ.
В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в составе 40 человек.
Для изучения уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях и труде взрослых нами применялись следующие методы:
-методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова;
-методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова.
Ожидаемые результаты деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий:
-развитие представлений детей о профессиях, их умений и навыков самовыражения на основе применения ТРИЗ технологий;
-создание материальной базы для профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста;
-разработка комплексной системы игровых занятий по ранней профессионализации старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации.
Разделы программы:
-технология ТРИЗ (метод аналогий, метод мозговой штурм);
-технология ТРИЗ (метод типового фантазирования, метод фокальных объектов);
-технология ТРИЗ (метод морфологического анализа);
-технология ТРИЗ (метод данетка,метод Робинзона).
Контрольный этап эксперимента показал, что количество детей с высоким уровнем развития знаний о профессиях увеличилось на 4 человека, то есть увеличение составило 20% (методика «Неоконченные предложения», автор В.С. Семенова).
Количество ребят с низким уровнем знаний о трудовой деятельности взрослых сократилось до 2 человек, а дети с высоким и средним уровнем развития знаний о трудовой деятельности взрослых увеличились на 4 (методика «Знания о трудовой деятельности взрослых», автор А.А. Данилова).
Итак, реализация плана работы по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий, позволила нам достичь поставленных изначально целей работы, соответственно гипотеза исследования подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Арбузова, А. Ю. Мышление дошкольника / А. Ю. Арбузова // Инновации в образовании и обучении. – 2018. – № 8. – С. 59.
2. Борисова, А. А. Знакомимся с профессиями / А. А. Борисова // Воспитание: теория и практика. – 2018. – № 11. – С. 39.
3.Воронина, А. П. Обучение старшего дошкольника / А.П. Воронина // Пособие для учителей. – 2020. – № 1. – С. 98.
4. Гаврилюк, А. В. Характеристики и проявления трудовых умений / А. В. Гаврилюк // Образовательные стандарты в обучении. – 2020. – №8. – С. 89.
5. Гуляков, П. В. Операционная характеристика культуры труда / П. В. Гуляков // Развитие образования. – 2019. – №5. – С. 34.
6. Даниленко, Д.А. Детская возрастная психология / Д.А. Даниленко. – Киров: Академия, 2018. – 321 с.
7. Дубов, В.В. Обучение детей старшего дошкольного возраста / В.В. Дубов. – Омск: Лань, 2021. – 288 с.
8. Егорова, С.Е. Учителю о детском творчестве / С.Е. Егорова. – М.: Сфера, 2018. – 122 с.
9.Емельянова А.С. Творческий стиль работы педагога / А.С. Емельянова. – М.: Просвещение, 2019. – 199 с.
10. Забоин, А. А. Диагностика трудовых умений и навыков детей / А. А. Забоин. – Казань: Встреча, 2019. – 177 с.
11. Зайкова, К. В. Виды профессий для детей / К. В. Зуйкова. – Волгоград: Восход, 2019. – 321 с.
12. Зотова, С.В. Ранняя профессионализация дошкольника / С.В. Зотова. – Ижевск: Воспитание и развитие, 2020. – 187 с.
13. Иванова, Н.А. Предметно-пространственная среда в ДОУ / Н.А. Иванова. – Казань: Астра, 2019. – 211 с.
14. Ивушкина, О.В. Обретение педагогического мастерства / О.В. Ивушкина. – Минск: Обучение, 2019. – 210 с.
15. Казанцева, Н.А. Обучение и воспитание через труд / Н.А. Казанцева. – М.: Педагогика, 2020. – 155 с.
16. Касторная, А.А. Стили труда: модели с изменчивыми условиями деятельности / А.А. Касторная. – Заинск: Всеобуч, 2021. – 127 с.
17. Кудинов, В. В. Развивать творческие способности / В. В. Кудинов. – Барнаул: Просвещение, 2019. – 144 с.
18. Левин, В. В. Сотворчество учителя с учащимися на уроке / В. В. Левин // Основы психологии. – 2019. – №10. – С. 11.
19. Луначарский, Т. А. Творческая природа психики человека / Т. А. Луначарский // Педагогика и психология. – 2019. – №7. – С. 52.
20. Мазанова, А.В. Общение как наука и искусство / А.В. Мазанова. – Казань: Фестиваль идей, 2019. – 238 с.
21. Мигачева, А.А. Реализация деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий / А.А. Мигачева. – Псков: Мир, 2020. – 325 с.
22. Мурзин, А. Е. Технология творческого освоения опыта педагогической деятельности / А. Е. Мурзин // История педагогики. – 2021. – №4. – С. 247.
23.Пеканов, В. О. Роль ТРИЗ-технологий в ранней профессионализации дошкольников / В. О. Пеканов // Все о дошкольнике. – 2018. – №12. – С. 111.
24. Рывлина, Л.А. ТРИЗ-технологии в обучении детей / Л.А. Рывлина. – М.: Жизнь, 2020. – 39 с.
25. Степанов, С.С. Культура общения / С.С. Степанов. – Астрахань: Том, 2019. – 442 с.
Приложение 1
Шкала оценок и характеристика оценки ответов
методика «Неоконченные предложения»
Ребенок дает полный, точный ответ – имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ – не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ – затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень (высокий) – дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень (средний) – дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень (низкий) – дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
Приложение 2
Учебно-тематический план реализации деятельности по ранней профессионализации дошкольников на основе применения ТРИЗ-технологий
№ |
Тема |
Цель |
Содержание |
Средства |
1 |
Найди решение |
Учить детей мыслить нетрадиционным образом, искать и находить выход из сложных ситуаций |
1. Разминка 2.Мозговой штурм «Как можно использовать данное орудие труда» 3.Тематическая физкультминутка «Умелые ручки» 4. Рисунок по итогам мозгового штурма (продукт творческой деятельности) 5. Беседа «Почему важно уметь находить выход из ситуации?» |
Интерактивная доска; иллюстрации с изображением разных сюжетов к заданиям; раздаточный материал (альбомные листы, цветные карандаши) |
2 |
Измени сказку |
Учить детей менять по своему усмотрению известные им жизненные ситуации |
1.Приветствие 2. Мозговой штурм «Как стать мастером своего дела» 3. Тематическая физкультминутка «Собираем урожай» 4. Беседа «Как правильно развивать свои способности» |
Презентация к проведению беседы «Как правильно развивать свои способности» |
3 |
Пропусти через себя |
Продолжать учить детей применять свои знания, навыки на практике, развивать творческое мышление |
1. Разминка 2.Личностная аналогия «Покажи, как работает специалист» 3.Тематическая физкультминутка «Веселые прыжки» 4. Аппликация «Как я представляю труд» 5. Беседа «Профессии моих родителей» |
Иллюстрации с изображением разных профессий, карточки для выполнения творческого задания, презентация к беседе «Профессии моих родителей», материалы к выполнению аппликации |
4 |
Выделяем основной признак профессии |
Учить детей мыслить креативно, проявлять индивидуальность и творческие способности в работе |
1.Приветствие 2. Прямая аналогия «Продолжи ряд» 3. Тематическая физкультминутка «Помощь рабочему» 4. Беседа «Учимся видеть цель работы и труда» |
Презентация к проведению беседы «Учимся видеть цель работы и труда» |
5 |
Объедини разные свойства предметов труда |
Формировать разностороннее мышление дошкольника, совершенствовать творческие умения и навыки |
1. Разминка 2. Метод фокальных объектов «Оригинальные сочетания» 3.Тематическая физкультминутка «Мы все разные» 4. Лепка по итогам игры «Оригинальные сочетания» (продукт творческой деятельности) 5. Беседа «Правила для всех» |
Иллюстрации с изображением разных свойств и признаков предметов, презентация к беседе «Правила для всех», материалы к выполнению поделки из пластилина (глины) |
6 |
Окружающий нас мир труда |
Расширять кругозор детей, учить видеть скрытые на первый взгляд факты и явления окружающего мира |
1.Приветствие 2. Метод фокальных объектов «Физический и умственный труд» 3. Тематическая физкультминутка «Учитель, врач, строитель» 4. Беседа «Все связано между собой» |
Презентация к проведению беседы «Все связано между собой», иллюстрации с изображением разных видов объектов живой и неживой природы |
7 |
Человек-профессионал |
Развивать стремление применять знания и способности в трудовой деятельности |
1. Разминка 2. Рисунок «Нарисуй себя в будущем» 3.Тематическая физкультминутка «Радостное окружение» 4. Метод типового фантазирования «Когда я стану взрослым» 5. Беседа «У всех есть слабые и сильные стороны» |
Иллюстрации с изображением положительных эмоций, презентация к беседе «У всех есть слабые и сильные стороны», раздаточный материал (альбомные листы, цветные карандаши) |
8 |
Юные работники |
Закрепить уверенность детей в своих силах, знаниях, мотивировать к раскрытию своих талантов и способностей |
1.Приветствие 2. Метод типового фантазирования «Когда я стану…» 3. Тематическая физкультминутка «Повернись и поприветствуй» 4. Беседа «Учусь слушать других» |
Презентация к проведению беседы «Учусь слушать других», иллюстрации с изображением разных видов чувств (грусть, радость, тоска, удивление и др.) |
9 |
Удивительный мир профессии |
Развивать представления детей о разных видах профессий, предметах и объектах труда |
1. Разминка 2. Метод морфологического анализа «Найди объяснение» 3.Аппликация по итогам игры «Результаты труда» (продукт творческой деятельности) 4. Беседа «Что есть в энциклопедии профессий?» |
Иллюстрации с изображением достижений науки и техники, презентация к беседе «Что есть в энциклопедии профессий?», раздаточный материал (альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей и др.) |
10 |
Мое увлечение |
Учить детей рассказывать о своих хобби и увлечениях, интересах |
1.Приветствие 2. Метод морфологического анализа «Назови больше» 3. Тематическая физкультминутка «Мои достижения и успехи в любимом деле» 4. Беседа «Для чего нужны увлечения» |
Презентация к проведению беседы «Для чего нужны увлечения», иллюстрации с изображением разных видов хобби (рукоделие, спорт, вокал, хореография, изобразительная деятельность и др.) |
11 |
Развиваем воображение и фантазию |
Продолжать учить детей представлять в единстве разнообразные сочетания признаков и свойств предметов |
1. Разминка 2. Метод морфологического анализа «Необычные предметы» 3.Тематическая физкультминутка «Дружная группа» 4. Лепка по итогам игры «Необычные предметы» (продукт творческой деятельности) 5. Беседа «Эксперименты с водой» |
Иллюстрации с изображением разных объектов окружающего мира, презентация к беседе «Эксперименты с водой», материалы к выполнению поделки из пластилина (глины) |
12 |
Семейные профессии |
Учить детей рассказывать о своей семье (профессии, традиции, обычаи) |
1.Приветствие 2. Метод морфологического анализа «Профессии в моей семье» 3. Тематическая физкультминутка «Мама, папа, я» 4. Беседа «Семья – это ячейка общества» |
Презентация к проведению беседы «Семья – это ячейка общества», иллюстрации с изображением разных моментов семейной жизни (путешествия, воспитание детей, семейный ужин и др.) |
13 |
Угадай предмет труда |
Учить детей размышлять и анализировать свои ответы, развивать внимание, память, речь |
1. Разминка 2. Метод данетка «Кто первый» 3.Тематическая физкультминутка «Веселые качели» 4. Рисунок по итогам игры «Кто первый» (продукт творческой деятельности) 5. Беседа «Мне не нравится…» |
Презентация к беседе «Мне не нравится…», раздаточный материал (альбомные листы, цветные карандаши, краски) |
14 |
Современные профессии |
Формировать представления детей о современных профессиях в обществе |
1.Приветствие 2. Метод данетка «Присоединяйся» 3. Тематическая физкультминутка «Наша компания» 4. Беседа «Коллеги по работе» |
Презентация к проведению беседы «Коллеги по работе», иллюстрации с изображением разных моментов совместных детских игр |
15 |
Найди выход |
Развивать представления детей о разных условиях жизнедеятельности человека, учить проявлять трудолюбие и фантазию |
1. Разминка 2. Метод Робинзона «Необитаемый остров» 3.Тематическая физкультминутка «Поможем вместе» 4. Аппликация по итогам игры «Необитаемый остров» (продукт творческой деятельности) 5. Беседа «Смекалка и догадка» |
Иллюстрации с изображением необходимых для жизнедеятельности человека предметов, презентация к беседе «Смекалка и догадка», раздаточный материал (альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей и др.) |
16 |
Итоговое занятие |
Учить детей подводить итоги проделанной работы |
1.Приветствие 2. Выставка продуктов творческой деятельности «Волшебные ручки» 3. Тематическая физкультминутка «Яркие эмоции» 4. Беседа «Наше творчество и знания» |
Презентация к проведению беседы «Наше творчество и знания», выставка продуктов творческой деятельности дошкольников |