Донченко Людмила Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ “Детский сад №151 комбинированного вида”, г.Казань
В жизни все зависит от баланса – добра и зла, тепла и холода, материального и духовного. И в детском саду как в жизни – врач занимается балансом здоровья, психолог – балансом души, логопед – балансом речи, а инструктор по физкультуре – мышечным балансом.
«Чувствуй, двигайся, держи баланс!».
Под таким девизом существует «Академия баланса»- универсальная модель организации оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста с применением балансировочных тренажеров.
Мышечное чувство – это фундамент любого совершаемого ребенком действия. Движение в свою очередь – это непрерывный процесс развития ребенка. А балансируя, он учиться жить в гармонии с собой, с природой и с теми, кто его окружает. Что же такое Мышечное чувство или проприоцепция? Это понимание положений частей собственного тела в пространстве, способность контролировать и уточнять малейшие движения, размах и силу.
Проприоцепция обеспечивает схему тела, а у детей схема тела – это основа образа «Я», осознания себя как субъекта отношений. И когда мышечное чувство недостаточно развито дети начинают искать эти ощущения:
- бегают, намеренно врезаются в других детей,
- прячутся в узких местах, толкаются,
- все жуют,
- легко нарушат личные границы других людей,
- часто имеют репутацию «диких, бесконтрольных» детей.
- вялые дети, спотыкаются даже об свои ноги и не понимают, какую силу нужно приложить для действий.
КАК РЕШИТЬ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ?
Проприоцептивные тренировки с балансирами позволяют вернуть подвижность и контроль над мышцами конечностей. Также они снижают риск травм и развивают чувство баланса.
На создание методической разработки меня сподвигли наблюдения за детьми. В последнее время наметился рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, снижением мышечного контроля. А также актуальность практики по использованию балансировочных тренажеров как универсального инструмента в работе любого педагога детского сада, обусловлена тем, что особенностью современной педагогической действительности является рост числа детей с комбинированными нарушениями развития.
Нарушение процесса проприоцепции как одной из составляющей сенсорной интеграции в результате закономерно приводит к недополучению ребенком точной информации о себе и мире, неадекватной оценке ситуации, нарушениям в поведении и обучении.
Новизна опыта заключается в разработке и адаптации авторских подвижных игр. Их можно использовать вариативно, заменив балансиры любым другим подходящим оборудованием.
Перед началом работы над проблемой были изучены теоретическая и нормативная базы. Мы видим, что государство уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья дошкольников и обязывает образовательные учреждения создавать условия для решения этих задач.
Так что же такое балансир или балансировочный тренажер – это неустойчивый спортивный снаряд, который учит чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие. Мы для себя выбрали наиболее универсальные и все специалисты и педагоги нашего детского сада используют их в своей деятельности в 5ти образовательных областях.
Началом формирования опыта стало проведение первичной диагностики с использованием субъективных и объективных оценок – таких как пальце-носо-пальцевая проба и пяточно-коленная проба. Для детей тесты названы: «Фламинго», «Ласточка», «Мостик» и др. понятные им названия. Таким образом определились направления дальнейшей работы, цели и задачи.
Цель методической разработки – организация оздоровительной деятельности дошкольников с использованием авторских игр и упражнений с применением балансиров.
Вся работа построена на нескольких принципах:
– задания подбираются в соответствии с уровнями психического и физического развития детей;
– используются различные способы мотивации и стимулирования деятельности;
– включаются в работу мультимедийные презентации, схемы, стихи и речевки;
– занятия строятся по правилам, от простого к сложному.
Для этого была разработана техника безопасного освоения балансировочных тренажеров «Кораблик», состоящая из 6 этапов, подобных кораблестроению:
Сначала дети выполняют упражнения лежа и сидя на балансирах.
Потом стоя с опорой или страховой.
Третий этап – это обучение основным стойкам на балансирах.
Затем, когда ребенок почувствовал себя уверенно, перестает постоянно смотреть под ноги и хвататься за опору, мы начинаем двигаться (качаться).
Следующий этап – выполнение упражнений с предметами.
И последний – это игры и соревнования с использованием балансировочных тренажеров.
Здесь ребенок не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, прогнозировать события и в связи с этим строить соответствующую программу действий. Многозадачность этого 6 этапа, направленная на достижение результата, способствует развитию самостоятельности, инициативы и творчества ребенка.
Результаты у ребят в улучшении саморегуляции и контроля над своими движениями! Ведь чтобы ребенок не боялся совершать новые сложные движения, он должен чувствовать себя уверенно. А уверен он тогда, когда контролирует и регулирует свои действия и силу. Наши воспитанники успешно занимаются в спортивных школах, секциях, улучшают свои результаты и всегда занимают призовые места на соревнованиях.
Изучив множество литературы по данной теме, я нашла лишь упражнения на балансировочных тренажерах и очень мало подвижных игр. Так возникла идея создания авторских игр. Все игры можно использовать, заменив тренажеры другим подходящим оборудованием или вовсе без него.
Сборник игр, который имеет рецензию Института развития образования Республики Татарстан.
Педагоги нашей «Академии баланса» применяют балансиры в своей деятельности во всех пяти образовательных областях, а также в режимных моментах.
Модель взаимодействия педагог-ребенок-родитель носит системный характер. Проводятся мастер-классы, он-лайн консультации, открытые просмотры, а также мы провели первые соревнования – кто дольше простоит на балансире.
Практическая значимость использования балансировочных тренажеров основана на их достоинствах:
– удобство – благодаря небольшому весу можно брать с собой на любое занятие в любое место;
– долговечность – тренажеры сложно сломать;
– высокая грузоподъемность – позволяет применять людям с избыточной массой тела;
– легкость в использовании – можно выполнять комплексы упражнений специалистам в области педагогики, физкультуры и спорта, а также медицины.
Это мощный тренинг для механизмов межполушарного взаимодействия. Ведь в нашей черепной коробке находится не один мозг, а два, связанных между собой. И от того, как они научатся между собой «договариваться», зависит многое в развитии ребенка.
Чувствуй, двигайся, держи баланс!