Галимова Лейсан Рашитовна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны
Время: 45 минут
Цель урока: |
формирование умений читательской грамотности при помощи текста. |
Задачи: |
– познакомить с фактами появления письменности – способствовать пониманию, осмыслению; нахождению и извлечению информации; – способствовать формированию навыков интерпретации текста, развитию умений анализа, синтеза и обобщения, а также развитию связной устной речи; -содействовать генерации информации с целью создания собственного текста. |
Планируемые результаты обучения |
Предметные УУД: – знать факты истории зарождения письменности; – понимать смысл названия рассказа, авторский замысел. Метапредметные УУД: – уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи, планировать пути достижения целей; – уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, – уметь анализировать, систематизировать учебный материал, делать выводы, строить логическое рассуждение, создавая свой текст; – уметь работать в паре и индивидуально. Личностные УУД: – проявлять ответственное отношение к учению, соотносить поступки героев и события рассказа с общепринятыми нормами поведения, высказывать своё отношение к героям, оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять эмпатию. |
Ресурсы |
Текст, таблица по составлению тонких и толстых вопросов, раздаточный материал |
Формы организации деятельности учащихся |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы |
Словесные: рассказ, работа с текстом, беседа, частичная дискуссия. Методы проблемного обучения: проблемно – диалогическое изложение материала, |
Педагогические технологии |
Проблемное обучение, технология развития критического мышления. |
ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ
Вам предстоит выполнить работу, оценивающую то, насколько внимательно и вдумчиво вы умеете читать разные тексты. В работе две части, на выполнение всей работы даётся 45 минут.
Нужно будет прочитать текст и выполнить задания по тексту. В некоторых заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных, отметив их «√». В других требуется записать краткий ответ в виде числа или нескольких слов. Есть задания, где нужно дать развернутый ответ. Выполняя работу, вы можете постоянно обращаться к текстам, перечитывать их.
Если вы не знаете, как выполнить задание, пропустите его и переходите к следующему. Если останется время, попробуйте выполнить пропущенные задания. Если вы ошиблись и хотите исправить свой ответ, то зачеркните его и запишите нужный ответ. На выполнение каждого задания дается по 3 минуты.
Желаем успеха!
Прочитайте текст и выполните задания.
На всем протяжении развития письменности, а тем более с возникновением печатания, люди применяли различный материал. Для своих первых посланий наши предки использовали неприступные скалы, каменные глыбы и плиты. В древней столице Египта Фивах хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. Создана эта книга более трех тысяч лет назад.
По мере совершенствования письменности человек искал все более удобные и надежные материалы для письма и способы сохранения текстов, особенно таких, которые были необходимы ему в повседневной практической деятельности. В Шумере в качестве писчего материала применяли глину ( на которой писали остро отточенными деревянными палочками.
Автор «Естественной истории» римский писатель, ученый и государственный деятель Плиний Старший подробно описал метод получения папируса.
Со стебля растения снимали наружную пленку, вынимали сердцевину, разрезали ее на тонкие пластинки, которые раскладывали на доске, смоченной нильской водой. Когда набиралось достаточное количество пластинок для составления листа, на них поперек накладывали новый слой. Затем легким постукиванием молоточка пластинки соединяли между собой и прессовали. В папирусе содержится клейкий сок. От ударов молоточка он выступал наружу и оклеивал ранее нарезанные пластинки. Так приготавливали гладкие ровные листы, на которых после высушивания можно было писать. Писали черной или красной красками тонкой тростниковой палочкой, которая называлась каламом. Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки. Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.
Самый большой из известных дошедших до наших дней свитков – «Папирус Гариса» длиной 40,5 м, созданный в 1200 г. до н.э., – хранится в Британском музее. Но были свитки папируса и большие по размеру. Свиток «Истории Пелопонесской войны», написанной Фукидидом, имел длину 81 м, а свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал длины 150 м. На протяжении столетий папирус служил людям основным писчим материалом. Однако и в нем был один пагубный недостаток. Он «боялся» сырости.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
1 часть
1.Определите тему текста
А) Развитие письменности
Б) Материал для письма
В) Метод получения папируса
Г) Писчий материал
2. Определите стиль и тип текста
А) Научный с элементами повествования
Б) Публицистический с элементами повествования
В) Публицистический с элементами рассуждения
Г) Художественный с элементами рассуждения
Д) Публицистический с элементами описания
3. Систему письменности клинописью изобрели
А) египтяне Б) славяне В) шумеры Г) греки Д) римляне
4. Распишите правильную последовательность утверждений
А. На глиняных табличках дана информация о древних цивилизациях
Б. Книга о победах египетских фараонов создана более трёх тысяч лет назад.
В. Гомер поэмы писал на папирусе
Г. Листы папируса были гладкие, ровные
Д. Миф о первом человеке
5. Распишите порядок изготовления папируса
А. Вынимали сердцевину и разрезали её
Б. Смачивали в воде и раскладывали сушиться
В. Со стебля растения снимали наружную плёнку
Г. Добывали сок и склеивали
Д. Соединяли пластинки и прессовали их.
6. Утверждение, не соответствующее тексту
А) В Шумере хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире.
Б) Автор «Естественной истории» римский писатель Плиний Старший.
В) Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки.
Г) Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.
Д) В папирусе содержится клейкий сок.
7. Выпишите выделенное предложение, определите грамматическую основу, над каждым словом укажите часть речи.
2 часть
8. Люди не применяли материал для письма
А) камень Б) папирус В) кожу Г) пальмовые листья Д) бересту
9. Первая «библиотека» появилась
А) в Индии Б) на Руси В) в Ассирии Г) в Египте Д) в Риме
10. Соотнесите страны и писчий материал в них
1. Индия |
А. Папирус |
2.Египет |
Б.глина |
3.Ассирия |
В. береста |
4.Русь |
Г. пальмовые листья |
А) 1 –В, 2 – Г, 3 – А, 4 – Б
Б) 1 – Е, 2 – Г, 3 – Б, 4 -В
В) 1 – Г, 2 – Б, 3 – В, 4 – А
Г) 1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 – В
Д) 1 – А, 2 – В, 3 – Г, 4 – Б
11.Утверждения, соответствующие тексту
А. «Каменная книга» – одна из самых больших в мире
Б. Клейким соком соединяли стебли растений
В. Миф ассирийского народа о первом человеке
Г. Писчий материал делали из болотного растения Д. Клинопись – основа древней письменности
А) А, В, Д Б) Б, Г, В В) В, Г, Д Г) Б, В, Д Д) А, Б, Д
Напишите развернутый ответ:
12. Составьте 3 тонких и 3 толстых вопроса к тексту.
13. Как вы думаете, где в используется папирус в современном мире?
Ответы:
1. Г
2. Д
3. В
4. БДАГВ
5. ВАБДГ
6. А
7. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. ( грамматическая основа – страницы достигают и сообщают; мест., сущ., гл., прил., сущ., союз, гл., предлог, сущ., прил., сущ.)
8. В
9. Г
10. Г
11. Д