Аюханова Гульнара Раилевна
учитель начальных классов
МБОУ “Аксубаевская СОШ №2”, пгт Аксубаево
Информация об опыте
Способность- это индивидуальное
психологическое свойство человека,
отвечающее требованиям деятельности
и являющееся условием успешного
выполнения этой деятельности.
Психолог В. А. Крутецкий
Наша главная задача-воспитать в ребенке творческую личность, развивая природные способности. Как мы знаем, одной из главных задач на сегодняшний день является поиск талантливых учеников в сфере обучения, развитие их деятельности. Чем быстрее мы видим, развиваем, создаем благоприятные условия для развития способностей учащихся, только тогда мы сможем добиться ожидаемых успехов. Надо сказать, что система работы с одаренными учащимися в современных условиях требует большой ответственности. Ведь способности развиваются только в правильно организованной деятельности. Каждый человек встает на путь взрослой жизни исходя из своих возможностей, собственных интересов. И в то же время, исходя из этого, он выбирает профессию.
Проведение олимпиад по различным предметам, выставки творческих детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как открывает детям возможность проявить свои неординарные способности.
Актуальность
Ученик приходит в школу не только за знаниями, но и для всестороннего развития способностей. Выявление одаренных детей и развитие их деятельности в сфере образования – одна из главных задач на сегодняшний день А это должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. От учителя требуется понимание души одаренных детей, умение делать то, что способствует их развитию, индивидуальный подход. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности всей школы.
Ведущая педагогическая идея опыта:
– выявить одарённых детей;
– создать реальные условий для раскрытия и развития способностей учащихся;
Диапазон опыта.
Диапазон представленного опыта – это единая система: урок – внеурочная деятельность – внеклассная работа. Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
Направления:
— работа в группах;
— участие в олимпиадах;
— занятия в кружках;
— различные творческие конкурсы;
–научно-практические конференции;
Теоретическая база опыта
Научно-методическая литература Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других ведущих психологов и педагогов.
Новизна опыта
Новизна опыта состоит в создании системы работы с одарёнными детьми. Цель его – активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
Современная наука способна определить, на что способен и чем увлечен ребенок с самого раннего возраста. Талантливый ученик всегда должен чувствовать себя нужным обществу и быть уверенным в том, что в дальнейшем он сможет добиться больших успехов
Работая с одаренными учениками, мы не только преподаем предмет, но и вводим ученика в науку. Только работая с одаренными учениками, учитель сам многому учится, углубляет свои знания. У школьников рождается уверенность в своих силах, они чувствуют себя сильными благодаря накопленному опыту. Если мы хотим, чтобы общество развивалось дальше, мы должны обеспечить развитие каждого учащегося.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности. Особые способности детей – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок уже при рождении обладает определенным потенциалом, он талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо значимая задача обучения одаренных детей.
План работы с одаренными учащимися
Работу с одарёнными детьми делю на четыре основных этапа:
1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как
Б. М. Теплов, Л. С. Выготский.
Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):
• дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
• дети с высоким уровнем творческих способностей;
• дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
• дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
2-й этап – этап предварительного поиска
Первые шаги по выявлению одарённости учеников делаю с первых дней обучения ребёнка в школе. Изучаю условия и историю развития учащихся в семье и в детском саду, его увлечения, интересы и способности, на основе наблюдения, психологического тестирования, изучения индивидуальных особенностей.
К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты “краткого теста творческого мышления (фигурная форма)” Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке. И создаю индивидуальный образовательный маршрут.
3-й этап – оценочно-коррекционный
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. С начала сентября учителя, работающие в классе, комплектуют и начинают проводить секции, кружки. Начиная со второго полугодия, проводятся классные олимпиады по русскому языку, математике и окружающему миру, в апреле – школьные.
Начиная с 1-го класса, в рамках внеурочной занятости учащихся реализую авторскую программу кружка «Логика». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие математических способностей, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.
У меня есть опыт проведения внеурочных интеллектуальных мероприятий, в частности, интеллектуальный марафон. Это особая форма интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которой формируется положительная мотивация к учению, создаются условия для углубленного изучения научных дисциплин.
Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную, групповую, парную работу.
Начиная со 2 класса, дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. Дети активно включаются в подготовку и проведение конференций «Я исследователь», «Шаги в науку». Мои ученики постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок». Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «Мои первые шаги в науку», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Регулярно учащиеся занимают призовые места в олимпиадах, которые проводит ежегодно Республиканский олимпиадный центр г.Казани. Ребята с большим удовольствием готовятся к ним, готовят необходимые конкурсные работы. На это их мотивирую не только я, как учитель, но и родители. Что не маловажно в успехе одаренного ребенка. Поддержка родителя – это очень важно в образовательном процессе!
Также мы с моими учениками принимаем участие в различных творческих конкурсах. Результатов очень много. Мальчикам и девочкам очень нравится заниматься творчеством и в предметных областях.
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.
Основные мероприятия программы
-разработка и внедрение индивидуальных и групповых подпрограмм для одарённых детей;
-организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
-подбор исследовательских и творческих работ школьников;
-участие в научно-практических конференциях и семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми.
Условия для развития мотивации и основных познавательных процессов:
Логические задания.
Дидактические игры.
Лэпбук (говорящая книга на коленках).
Задания на сообразительность.
Головоломки.
Загадки.
Необходимость в организации дополнительных занятий вызвана тем, что нужна планомерная работа с учащимися, проявляющими интерес к углублённому изучению отдельных предметов. Нельзя недооценивать роль предварительной подготовки учащихся к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх, ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей.
Для проведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий используется литература с нестандартными заданиями.
4-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
Результативность опыта:
100 % учащихся занимаются в кружках школы и вне школы.
Высокая результативность участия в школьных и республиканских конкурсах. Результаты участия в олимпиадах. В фестивалях, в художественно самодеятельных смотрах и т.д.
Также, считаю, что положительно влияет материально – техническая оснащенность кабинета. Точнее, я использую метод «говорящих стен». Систематически я оформляю стенды в кабинете мотивирующими плакатами, сигнальными картами и другими различными дидактическими материалами, которые эффективно способствуют развитию учащихся. Продвигает их в расширении кругозора. Помимо этого, учащиеся имеют возможность во внеурочное время заниматься на образовательных платформах, таких как, Учи.ру, Яндекс.учебник, Российская электронная школа. Работа на подобных платформах ребятам очень помогает расширять свои знания и укреплять полученные навыки.
Каким же должен быть сам педагог, чтобы эффективно направлять одарённого ребенка в его развитии:
- Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном».
- Уметь увлечь детей дидактически ценной проблемой, сделав её проблемой самих детей.
- Быть способным к выполнению функций координатора и партнёра.
- Уметь быть терпимым к ошибкам учеников.
- Уметь организовывать наблюдения и экспериментальную деятельность детей.
- Организовать мероприятия для обмена информацией и обсуждения результатов.
- Поощрять и развивать критическое отношение к исследовательским процедурам.
- Внимательно следить за динамикой детских интересов
- Быть гибким и при сохранении высокой мотивации.
- Всегда создавать ситуацию успеха.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.
В своей педагогической практике я пришла к выводу, что одаренность не лежит на поверхности. Учитель должен хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. Хотя, творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В нашем учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе я на уроке использую следующие эффективные методы:
• Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
• Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
• Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
• Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения понятия.
• Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
• Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
• Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
• Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
• «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
• Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Такие методы педагогической работы позволяют расширять кругозор детей, выходить из зоны комфорта, заставляя свой мозг думать!
В работе с детьми использую развивающие игры при организации внеурочной деятельности.
Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
-Оба слова – из четырех букв;
-В обоих случаях буква «А» – третья по счету;
-При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
-И то и другое может блестеть;
-Из них иногда льется вода;
-Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное – «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» – отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.
Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.
Упражнения для развития творческого восприятия
Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.
1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.
6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.
7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
8. «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
12. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем – сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.