Маханько Зинаида Васильевна
преподаватель по классу аккордеон
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Каждый исполнитель в зависимости от своего характера, темперамента, волевых качеств, интересов, мастерства и индивидуального прочтения авторского замысла по-своему интерпретирует его. Музыканты по-разному осуществляют и общение со слушателями, устанавливают с ними творческий контакт. Если у исполнителя есть ясное художественное намерение, если музыка звучит у него внутри, он сумеет использовать и свои технические ресурсы, и, по возможности, преодолеть несовершенства инструмента и, главное, увлечь слушателей. Цель данной работы и заключается в том, чтобы рассмотреть проблему подготовки учащего к публичному выступлению с точки зрения овладения оптимальным концертным состоянием.
Для того чтобы успешно выступить в концерте или на конкурсе, музыканту необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Подобное состояние логично рассматривать по трем важным параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и приподнятое настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, глубиной мышления, интенсивности памяти, столь необходимых во время выступления. С.Савшинский пишет: «Оптимальная разовая доза работы зависит от многих факторов: от физического состояния, от свойств материала, над которым ведется работа, от усилий физических и психических, которых она требует, от ее привычности и от методики работы» [5,с.133].
Умственная и эмоциональная подготовка представляют собой собственно психологическую подготовку, основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музыканта. Необходимо определить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе тот концертный зал, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, на втором этапе прорабатывается образная картина концертного выступления.
Если человек произвольно расслабит при помощи образных представлений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Восстановительные процессы при этом протекают значительно быстрее, чемв состоянии сна. Так, К.Н.Игумнов перед концертом умел в течение нескольких минут расслабиться и отдохнуть [4,с.282].
Когда программа уже готова, она проигрывается целиком с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается.
Исполнение на основе медитативного погружения связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков на музыкальном инструменте. Предельная концентрация внимания на настоящем моменте предполагает погружение в звуковую материю через слуховые ощущения. При фиксации внимания на двигательных ощущениях осознается характер прикосновения пальца к клавише, проверяется свобода движений. «Возвращаясь к вопросу о приобретении уверенности, скажу, что старинный принцип «медленно и сильно» в отношении техническом не только не потерял своего смысла, но, пожалуй, даже приобрел новый…» [3,с.83].
Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент исполнения не посетила музыканта. Представление, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет, сосредоточение только на стихии звуков и есть объектно-центрированным подходом во время подготовки.
Важнейшее значение в период подготовки к публичному выступлению имеет обыгрывание концертной программы. Этот прием психологической подготовки предполагает максимальное приближение к ситуациипубличного выступления. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто.
Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состоянию, начинает играть роль человека, который уверен в себе. Молодому музыканту нужно представить уверенного концертанта, на которого ему хотелось бы быть похожим, с максимально возможной полнотой постараться вжиться в этот образ. При этом внутри неминуемо будет образовываться новое психическое состояние, в котором преобладающим будет ощущение уверенности.
Как бы ни было хорошо выучено произведение, в нем всегда может быть невыявленная ошибка, которая может проявиться во время публичного выступления. Обычно музыканты проверяют это, исполняя выученные произведения, меняя обстановку и музыкальные инструменты. Психологи в этом случае говорят о генерализации навыка. Однако причина того, что на одном инструменте получается качественно, а на другом – нет, не только во внешних условиях и обстоятельствах, но и в прочности выученного материала. В.И.Петрушин предлагает некоторые приемы для обнаружения возможных ошибок:
– проигрывание произведения в медленном или среднем темпе крепким туше с завязанными глазами;
– игра с помехами и отвлекающими факторами;
– игра с произнесением психотравмирующего слова «ошибка»;
– игра в состоянии легкого головокружения, предварительно сделав несколько поворотов вокруг своей оси;
– игра при учащенном пульсе, предварительно выполнив прыжки или приседания [4,с.289].
Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием программы в медленном темпе.
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния складывается из ощущения эмоционального подъема, основывающегося на желании играть для других людей и приносить им радость своим искусством.
Мыслительный (когнитивный) компонент оптимального концертного состояния складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых игровых движений для воплощаемого художественного образа. «Оригинальность исполнительского почерка художника рождается на базе продуктивности его воображения и личностных качеств, присущих его мышлению» [2, с.192]. Перевод программы умственных представлений в технический аппарат музыканта осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли. Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все то, что было сделано в умственном плане в процессе предварительной работы, во внешний план, то есть показать свою работу слушателям. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком-либо объекте является таким же важным компонентом оптимального концертного состояния, как и поддержание физической формы и умение регулировать частоту сердечных сокращений. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки музыканта-исполнителя.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек справляется с волнением. Если перерывы между выступлениями достигают 2-3 месяцев, то адаптации не происходит. Как бы ни были велики психологические сложности публичного выступления, они могут быть с успехом устранены, если исполнитель будет владеть соответствующими приемами и способами их преодоления.
Оптимальное концертное состояние чаще всего проявляется у тех студентов, которые обладают музыкально-исполнительской одаренностью. Исследования Л.Л.Бочкарева обнаружили, что в основу этого показателя входят такие способности, как:
– музыкально-перцептивная – умение эмоционально воспринимать и переживать музыкальное произведение;
– экспрессивно-коммуникативная – воспроизведение замысла в условиях публичного выступления;
– эмоционально-регулятивная – умение управлять своими эмоциями [1, с.14].
Большое напряжение во время публичного исполнения испытывают люди, обладающие повышенным уровнем тревожности. Высокая тревожность как черта личности характеризуется склонностью испытывать в сложных ситуациях публичного выступления опасения и страхи, связанные с социальными последствиями опасения и страхи, связанные с социальными последствиями успеха или неудачи выступления.
Таким образом, свои лучшие качества учащийся проявляет в момент ответственного публичного выступления, поэтому чрезвычайно важно сохранить к моменту выступления свежесть отношения к произведению, какой бы напряженной и продолжительной ни была предшествующая работа. Ученик играет в присутствии аудитории на другом инструменте, в ином помещении, все это создает необычное, приподнятое состояние только в том случае, если он свободно владеет произведением и играет его с удовольствием. Для достижения успеха во время публичного выступления музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента – физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий.
Публичным выступлением завершается для ученика работа над музыкальным произведением. Для ученика, но не для преподавателя. Выступления учащихся дают преподавателю пищу для раздумий, самопроверки, для анализа пути развития каждого ученика.
Использованная литература:
1.Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей //Л.Бочкарев Вопросы психологии. 1975, №1, С.12-17
2.Гржибовская Р. Интерпретация музыкального произведения //Р.Н.ГржибовскаяТеория и методика обучения игре на фортепиано [под ред. А.Каузовой, А.Николаевой] – М.: Владос, 2001. – С.368
3.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры //Г.Г.Нейгауз. – М.: Музыка, 1988. – С.240
4.Петрушин В. Музыкальная психология //В.И.Петрушин. – М.: Владос, 1997. – С.384
5.Тихомирова Н. Основы общей и музыкально-педагогической психологии /Н.Ф.Тихомирова, П.П.Скляр. – Луганск: Глобус, 2004. – С.272