Мустафина Рамзиля Зуфаровна
Вифлянцева Гульнара Рафисовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13» НМР РТ
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Тема: |
«Страна Математики» |
Образовательная область: |
Познавательное развитие |
Цель: |
Создание условий для развития у детей познавательной активности. |
Задачи: |
– Создать условия для закрепления счёта предметов в пределах 10 на основе сравнения двух предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?»; – Создать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умения видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур; – Способствовать развитию мыслительных операций, внимания, умения ориентироваться в пространстве, памяти, логического мышления, самоконтроля. |
Организация детских видов деятельности: |
– общение ребёнка со взрослым; – общение ребёнка со сверстниками. |
Планируемый результат: |
Дети активно взаимодействуют с воспитателем и в коллективе сверстников; считают и сравнивают предметы в пределах 10; ориентируются в окружающей обстановке, называют предметы, имеющие форму геометрических фигур; активно и сосредоточенно действуют в течение 25 минут. |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения ООД: |
Демонстрационный материал: фланелеграф, плоскостные изображения груш и яблок (для фланелеграфа) по 10 штук, цифры от 1 до 10; изображения геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал; таблица с геометрическими фигурами. Раздаточный материал: карточки с изображениями контуров геометрических фигур и геометрические фигуры (на каждого ребёнка), мяч, конверты с фигурами и силуэты (на каждого ребёнка). |
Словарная работа: |
Силуэт, танграм, |
Предварительная работа: |
Разучивание физкультминутки; пальчиковая гимнастика: упражнения на логическое мышление и творческого характера. |
Ход образовательной деятельности:
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть (Организационный и мотивационный момент) |
|||
Дети стоят в кругу взявшись за руки |
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти). Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5, 6,7,8,9,10 Начинаем счёт опять: 10, 9, 8, 7, 6, 5 4 3 2 1 – Бер, ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде, сигез, тугыз, ун. И обратно ун, тугыз, сигез, җиде, алты, биш, дүрт, өч, ике, бер. Дружно мы в кругу стоим! Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну Математики. Фея – Математика приготовила нам новые интересные задания! |
Дети вместе с воспитателем повторяют слова и делают движения. |
Условия для развития самостоятельности и инициативы |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Дети стоят в кругу |
Первое задание. Игровое упражнение «Считай дальше». Ребята, нужно назвать любое число (до 9) и передать мяч соседу, который назовёт число следующее за названным числом ((7…8 и.т.д ) |
Дети называют число, передают мяч соседу. Дима: 7. Ксюша: 8 Ирина: 3 Тимур:4 |
Условия для проявления речевой и мыслительной активности |
Дети стоят полукругом |
Игровое упражнение «Отсчитай фигуры». Ребята, у меня на тарелочке лежат груши. А как узнать, сколько груш лежат на тарелочке? Правильно их надо поставить в ряд и сосчитать. Ксюша, поставь в ряд груши и сосчитай. (9) У меня в конвертике лежат яблоки. – Ярослав, поставь под ними столько же яблок. Сколько яблок? Почему? – Климентий, каким числом можно обозначить количество груш? Обозначь его цифрой (цифры вразнобой на столе) – Амира, что можно сказать о количестве груш и яблок? – Тимур, добавь 1 грушу. Сколько стало груш? Какое число мы получили? Даниил, как мы получили число 10? Кристина, какое число больше 9 или 10? Нияз, какое число меньше 9 или 10? Ранэль, как сделать так, чтобы груш и яблок стало поровну |
Лиза: надо их расставить в 1 ряд и сосчитать. Ксюша: Всего: 9 груш. Ярослав: всего 9 яблок. Климентий: числом 9. Амира: они поровну. Тимур: груш стало 10. Даниил: мы добавили 1 грушу. Кристина: число 10 больше, чем число 9. Нияз: число 9 меньше, чем число 10. Ранэль: надо добавить одно яблоко. |
Условия для закрепления счёта предметов в пределах 10 на основе сравнения двух предметов, выраженных соседними числами 9 и 10 |
Дети сидят за столами. На столе у воспитателя лежат карточки с геометрическими фигурами. |
Молодцы, ребята, справились с первым заданием Феи Математики. Тогда пойдём дальше. В каждой стране есть свои сокровища. В стране Математики они есть тоже. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы». Чтобы их узнать надо отгадать загадки. Воспитатель читает загадки: 1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? (КРУГ) Айрат, почему ты выбрал салфетку? 2. Он давно знаком со мной Каждый угол в нём – прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его… (КВАДРАТ) Разиля, почему ты выбрала салфетку?
3. Три угла, три стороны Могут разной быть длины. Если станешь по углам, То скорей подскочишь сам. (ТРЕУГОЛЬНИК) Айлин, почему ты выбрала конус?
4. Я как круг, почти как он, Но приплюснут с двух сторон. (ОВАЛ) Ксюша, почему ты выбрала яйцо? 5. У меня углы прямые, Как и у квадрата. Но длина у двух сторон Разная, ребята. (ПРЯМОУГОЛЬНИК) Дима, почему ты выбрал салфетку? Молодцы, ребята, много вы нашли предметов круглой, овальной…формы. Ребята, справились и с этим заданием. А теперь давайте немножко отдохнём. Физкультминутка «Любопытная Варвара». Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо, Смотрит вверх, Смотрит вниз. Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз.
|
Ребёнок находит круг. Айрат: Я выбрал тарелку, он похож на круг.
Ребёнок находит квадрат. Разиля: Я выбрала салфетку, она похожа на квадрат, у неё четыре угла, четыре равные стороны. Ребёнок находит Треугольник. Айлин: Я выбрала конус, у него 3 стороны. Ребёнок находит Овал. Ксюша: я выбрала яйцо, он похож на овал. Ребёнок находит прямоугольник. Дима: Я выбрал кирпичик, он похож на прямоугольник. Дети поднимают и опускают плечи Поворачивают корпус влево, вправо. Поднимают голову вверх, опускают голову Делают полуприседания и резко приседают. |
Условия для проявления речевой и мыслительной активности Условия для закрепления знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), умения видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Условия для формирования навыков устанавливать элементарные причинно-следственные связи |
Работа с раздаточным материалом Игра проводится с мячом Работа за столами (конвертики с разными фигурами и силуэты) |
Молодцы, ребята! Игровое упражнение «Разложим фигуры». На один ряд разложите треугольники, посчитайте сколько треугольников? (10). Ирина повтори. Возьмите круг и положите между вторым и третьим треугольником. На котором по счёту месте находится круг? и.т д. (2-3 задания) Молодцы, ребята, справились заданием Феи Математики! Давайте поиграем Дидактическая игра «Скажи наоборот». Воспитатель кидает мяч ребёнку и называет одно из математических понятий. Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперёд – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Лёгкий – тяжёлый. Логическая игра «Танграм». Ребята, Фея Математики приготовила интересную игру «Танграм». Надо с помощью образца построить силуэт животных, рыб и птиц. Сначала внимательно изучайте образец. |
Зарина: Я разложила в один ряд 10 треугольников. Нияз: круг находится на третьем месте. Алмаз: круг находиться на шестом месте. Резеда: круг находиться на седьмом месте Ребёнок кидает мяч воспитателю и называет противоположность названному понятию. Дети складывают фигурки из элементов игры «Танграм». Ирина: Я из геометрических фигур построила силуэт дельфина. Лиза: Я из геометрических фигур построила силуэт коровы. |
Условия для развития познавательных интересов, мышления. Условия для закрепления счёта в пределах 10, на основе сравнения двух предметов. Условия для закрепления знаний о геометрических фигурах. Условия для развития познавательных интересов и мышления |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Дети стоят в кругу |
Вот и закончилось наше путешествие в страну Математики. – Ребята, чем мы сегодня занимались? – А какое задание было самое интересное? – Мы ещё много раз будем отправляться в эту удивительную страну и узнавать много нового, интересного. |
Ирина: Мне понравилось задание, как построили силуэты животных, рыб и птиц. Егор: Мне понравилось задание, как мы отгадывали загадки и находили похожие предметы. |
Условия для развития самостоятельности и инициативы в творческой деятельности |