Егорова Римма Тарасовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №66»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Тактильные карточки можно изготовить самостоятельно и использовать в играх и занятиях с детками разного возраста (как раннего, так и дошкольного).
Настольная игра тактильные карточки помогут ребенку познать окружающий мир. В этой игре есть множество тактильных элементов на карточках с животными. Тактильная развивающая игра позволит ребенку развить кругозор, мышление, мелкую моторику, логику, память речь, Карточки представлены с меховыми элементами, напоминающими шерсть и кожу животных. Тактильные карточки позволяют сравнить разные по восприятиям покрытия тел животных тем самым изучить многообразный мир. Тактильные карточки позволяют ребенку научиться сравнивать, различать и объединять предметы. По карточкам животного мира можно рассказать о месте их обитания и их особенности. Карточки помогут изучить малышам животных и окружающий мир.
Воздействие разнообразных фактур на пальчики детей само по себе является полезным для его сенсорики, а благодаря объяснениям взрослого узнает, что поверхность может быть разной (гладкой, шершавой, скользкой и т.п.).
Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.
Предлагаю вашему вниманию несколько игр с тактильными карточками.
Игра «Изучаем фактуру» – гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.
Игра «Животные на кончиках пальцев»
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и логического мышления, закрепляет знания о животных и фактуре их шерсти и тела.
Описание: Предложить детям по очереди ошупывать карточки, дети называют животное и какая у них шерсть, которое они погладили.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.
Описание: Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.
Игра «Найди лишнюю»
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Описание: В упрощенный вариант этой игры можно начинать играть уже с 1,5 лет. Используйте только 3 карточки, две из которых должны быть одинаковыми, а третья — отличаться от них по одному существенному признаку. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.
Игра «Последовательности»
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.
Описание: Предложите детям разложить карточки по порядку от самой жесткой и шершавой к самой гладкой и мягкой. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку.
Игра «Выложи ряд по образцу».
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.
Описание: Предложите ребенку выложить следующий ряд так, чтобы карточки совпадали только по одному признаку (цвет или фактура). Обратите его внимание, что получились 2 совершенно разных ряда по виду, но они идентичны на ощупь. Попросите малыша закрыть глаза и убедиться в этом при помощи своих пальчиков. Кстати, если малыш уже спокойно может играть в игры с завязыванием глаз, вы можете заменять 1-2 карточки в ряду и просить его угадать, что изменилось.