Мардамшина Ленара Идиаловна
Фахриева Гулькай Назиповна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида №8»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Цель: расширять представление детей о пчёлах посредством квест-игры.
Задачи:
Обучающие:
– обогащение знаний о многообразии мира насекомых;
– формирование умения наблюдать, анализировать, делать выводы;
– обогащение словарного запаса детей по теме.
Развивающие:
– развитие познавательного интереса, творческой деятельности, умения самостоятельной работы;
– развитие умения игрового общения со сверстниками, желание участвовать в современной коллективной деятельности;
– развитие самостоятельности в выдвижении предложений и умозаключений.
Воспитательные:
– воспитание бережного отношения к природе, насекомым;
– воспитание дружеского, доброжелательного взаимоотношения, желание прийти на помощь к пчелам.
Оборудование: имитация луж, елки, паутина, улей с пчелками, бумажные цветы, пластилин, продукты пчеловодства (мед разных видов, прополис, воск, рама с сотами), деревянные палочки, салфетки бумажные, микроскоп.
Предварительная работа: отгадывание загадок, беседа о пчелах, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
- Вводная часть (постановка проблемы, мотивация)
– Ребята, услышали? Кто-то мне на телефон отправил голосовое сообщение. Давайте же все вместе прослушаем.
Воспитатель включает сообщение:
Здравствуйте, дорогие дети! Это письмо пишу вам я – мама пчёлка. В нашем семействе пчёл приключилась беда! Сегодня утром наши трудяги полетели собирать нектар с цветов, но потерялись. Я обращаюсь к вам за помощью, потому что точно знаю, что вы справитесь с этой нелёгкой задачей! Удачи, ребята.
– Как же так! Пчёлки потерялись, и мама очень переживает за них, одна она точно не справится!
-Что же будем делать?
– Давайте же рассмотрим карту, которую нам передала мама пчёлка. Карта поможет нам найти и спасти всех пчёл.
Воспитатель даёт детям карту, маршрут квеста, на которой расположено 3 места (станции): первое место возле окна, второе место – возле стола с цветами и третье место – это столы.
Ребята, вы уже определили куда нам нужно отправиться в первую очередь? (Да, к лесу)
– Тогда пора отправляться в путь.
2. Первая станция: лес
– Ребята, как вовремя мы пришли в этот лес.
-Что вы видите? (пчел в паутине)
Все пчёлы запутались в паутине. Чтобы их вернуть домой, нам нужно как можно скорее преодолеть все препятствия и освободить пчёл.
-Что же мы должны сделать, чтоб дойти до пчел?
(Для прохождения задания строится полоса препятствий из лужи, которую дети должны перепрыгнуть, перешагнуть. А после должны взять с паутины пчел)
– Какие вы молодцы, вот и спасли всех пчёл! Ведь на этом все не закончилось… Давайте же посмотрим, куда нам нужно отправиться дальше. Посмотрим на карту.
– Куда мы дальше пойдем? (на цветочную поляну)
– Пойдемте скорее!
3. Вторая станция: поляна
– Ребята, мы попали на цветочную поляну, до которого не успели долететь пчёлы. – Как вы думаете из чего пчелы добывают нектар?(Из цветов)
– Давайте поможем пчелкам собрать нектар, ведь на поляне очень много цветов.
(Дети идут к цветкам и после нахождения собирают нектар с цветов).
– Ребята, вы большие молодцы! Теперь наши пчёлы возвращаются в ульи не с пустыми лапками. Далее нектар пчелы обработают и переложат в свободные соты. Чтобы капля нектара стала медом. Со временем нектар насыщается сахаром и витаминами. Послушайте, что говорит мама-пчела.
Голос мамы (аудиозапись)
Огромное вам спасибо за помощь. Вы не пожалели своих сил и помогли моей семье! Мне очень приятно, что вы растете такими добрыми и отзывчивыми!
-За ваши старания ваш ждет сюрприз на следующей станции.
-Куда же мы отправимся дальше?
Смотрите, что нам оставила мама пчелка в знак благодарности (мед в сотах)
– Куда же мы отправимся далее? (к столам) будем разглядывать мед.
4. Третья станция: медовая
(на большом столе мед в сотах, мед жидкий, мед твердый, прополис и воск)
Мед, который еще не извлечен из сот, называется медом в сотах. Это тот самый сюрприз от мамы пчелы.(рассматривают соты ) Можете потрогать, понюхать.
Кроме меда, в сотах содержится воск и прополис. (показываю)
Давайте рассмотрим прополис. Какого цвета? (липкое вещество темно-коричневого цвета
_ Прополис пахнет лесом, так как пчелы собирают его из почки молодых веток используется для смазывания трещин, склеивания различных частей улья,защищает пчел от болезней.
Воск делается путем перетапливания сот, полезен для организма. Лечит раны, молодит организм. Из воска изготавливают свечи. Используют при изготовлении кремов, мазей.
-Давайте расмотрим мед. Каким может быть?
-Теперь вы сможете опустить палочки в мед и сделать опыт.
Вывод:С жидкого быстро стекает, а с твердого не стекает.
– Я хочу вам показать мед в увеличенном виде. Разглядывание из микроскопа.
– При наблюдении, что вы увидили? (кристаллы, в виде звездочек и иголочек. Это глюкоза, по другому сахар)
5. Заключительный этап
6. Рефлексия. Как вы оцениваете наш квест?
– Давайте подведём итог. Вам понравилось занятие? Покажите мне свои эмоции? Что нового вы сегодня узнали?
-Мы узнали, что пчёлы живут в ульях семействами, что они собирают нектар и делают мёд)
(Увидели виды меда, воск, прополис, рассмотрели мед) .
– Чему мы с вами сегодня научились?
– Что вам больше всего понравилось в игре? Что запомнилось?
– Что вызвало затруднение, что давалось сложнее всего?
– На этом у нас квест-игра заканчивается.
– Ребята, вы молодцы! Вы помогли пчёлам, спасли и вернули маме, а также провели увлекательный и опыт с мёдом. Ведь они дают нам полезный мед. Это чудо природы, спасает нас от простудных болезней, продукт здоровья и долголетия. Всё пчелиное семейство передает вам большое спасибо.