Кокорина Лидия Валентиновна
учитель-логопед
МБОУ «Детский сад
комбинированного вида №12»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
Конспект логопедического занятия на тему «Осень»,
Цель:
Обобщить знания по теме осень. Расширять активный и пассивный словарь. Уточнить представления детей о признаках осени, явлениях в живой и неживой природе;
Развивать грамматические категории:
1.-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
2.-образование относительных прилагательных и согласование их с существительными ;
3.-согласование существительных с местоимениями-мой.
Развитие просодической стороны речи-силы голоса;
Развитие связной речи.
Развитие внимания, мышления, сообразительности.
Оборудование: картины-«Золотая осень», «Поздняя осень», «Листопад», карточки «Артикуляционная гимнастика».
Раздаточный материал: муляжи овощей, разрезные картинки птиц, таблица,шаблоны листьев, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Колокольчик зазвонил
В круг ребяток пригласил.
– Ребята, я хочу вам загадать загадку. И если вы угадаете, то узнаете о каком времени года мы сегодня с вами будем говорить.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)
-Правильно ребята, осень. Скоро осень с нами попрощается. Но прежде чем отпустить осень, нам нужно понять, достаточно ли хорошо вы знаете про осень.
–Ребята, осень бывает разная.
(на доске картина золотой осени) Бывает ранняя, бывает золотая, бывает поздняя. А какая осень изображена на этой картине? (золотая)
-Почему, вы так думаете?
-Когда листья разного цвета, каким словом их можно назвать? (разноцветные)
Что потом происходит с листьями? (они опадают)
Утром мы во двор идём
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
-Как это явление называется? (листопад) Картина листопада.
-Листья опадают с разных деревьев.
– С берёзы лист какой? – березовый
С клёна? – кленовый
С липы? – липовый
С дуба? – дубовый
С рябины? – рябиновый
С тополя? – тополиный
-Молодцы!
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем |
Загибают пальчики, начиная с большого Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого.
«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками. |
2. Что делают люди в садах и огородах осенью? (собирают урожай)
Достаньте из корзинки овощ и назовите свой овощ ласково.
(дети называют: огурчик, помидорчик и т. д.)
Схема «Что можно приготовить?»
– Подумайте ребята, что можно приготовить из ваших овощей?
Молодцы, все справились с заданием.
Игра на внимание: «Да нет-ка» (говорим только-«да» или «нет»)
Раздать зеркала.
Мы расселись по порядку.
Дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
А своими язычками!
Артикуляционные упражнения:
«Грибочек» (вспоминаем названия грибов)
«Вкусное варенье»
«Блинчик»
«Заборчик и дудочка»
«Качели»
Волшебные слова
Чики, чики, чики, чок,
Стал послушным язычок!
2.На доске картина поздней осени.
Какая осень изображена на этой картине? (поздняя)
Назовите приметы поздней осени. (небо серое, часто идёт дождь, деревья стоят голые. дует холодный ветер).
Что делают птицы осенью? (улетают в тёплые края)
Каких перелётных птиц вы знаете?
Достаньте из конверта картинки, составьте птицу из частей, назовите её.
Ответьте на вопрос: «Чей лебедь?»-мой лебедь.
Что умеют птицы делать? (летать, петь, клевать и т. д.)
3. Отгадывание загадок:
Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)
Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной
А когда придёт весна, просыпается от сна? (медведь)
Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка
Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору? (заяц)
Ребята , а сейчас я раздам вам листочки и предлагаю вам раскрасить используя цветовую палитру осени.
Молодцы! Справились.
Дыхательные упражнения «Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
М. Картушина
4.Что хорошего в том ,что пришла осень?
Что плохого в том ,что пришла осень?
А вы любите осень?
Итог занятия. Ребята, о чём мы сегодня с вами говорили?
Вы молодцы, много знаете, об осени. Как вы думаете пора осени уступить дорогу зиме?
Ответы детей.