Ахметянова Марина Петровна
преподаватель
ГАПОУ «Нижнекамский
индустриальный техникум»
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
С введением новых стандартов образования, на первое место вышли не получаемые знания и умения обучающихся, а так называемые компетенции, которые делят на общие и профессиональные. В результате, после окончания учебного заведения, выпускник должен овладеть определенным набором общих и профессиональных компетенций, выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебной и производственной практики.
Выполнение лабораторных и практических работ, самый результативный способ формирования профессиональных компетенций, так как они формируются в результате сознательной деятельности, проведения какой-то деятельности, анализа и интерпретации полученных данных и выводов, сформулированных в результате этой работы.
Один из методов качественного и количественного определения содержания веществ – газовая хроматография – позволяет составить информационную модель для объекта наблюдения и прогнозировать изменения состояния природной среды. С помощью этого метода возможен анализ воздуха с целью обнаружения вредных примесей, в том числе аэрозолей, определение газов и веществ в неизвестном физическом состоянии (пары или аэрозоли). В промышленности высокие концентрации химических веществ, например, на химических заводах, можно обнаружить и определить этим методом
Газовый хроматограф представляет собой прибор, использующий принцип хроматографии в системах газ-адсорбент или газ-жидкость. В аппаратурном оформлении это совокупность нескольких самостоятельных, параллельно функционирующих систем: источник газа-носителя и блок подготовки газов, испаритель, термостат колонок и сами хроматографические колонки, детектор, система регистрации и обработки данных.
Разберем, какие компетенции можно сформировать у обучающихся, если выполнять работы на хроматографе Кристаллюкс 4000М.
ПК 2.1. Подготавливать исходное сырье и материалы к работе.
В зависимости от разновидности сырья подготовительные операции
Практически в каждой лабораторной работе, которая требует работы с веществами, необходимо внимательно рассмотреть и качественно подготовить соответствующим образом к анализу, и только после этого приступать к испытаниям. Способы подготовки вещества зависят от характера вещества и целей исследования. Для анализа необходимо брать небольшое количество анализируемой пробы, измеряемое миллиграммами. Если вещество твердое, его необходимо измельчить – в ступке, пропустить через сито, а затем тщательно перемешать. Если для анализа дана жидкость, то ее предварительно тщательно перемешивают и затем отбирают среднюю пробу. Для анализа берут небольшую порцию средней пробы исследуемого вещества. Как видно, все эти стадии практически полностью совпадают с подготовкой сырья на производстве, и обучающиеся выполняя, лабораторные работы, повторяют производственные процессы подготовки сырья, только в лабораторных условиях, а защищая работу и отвечая на вопросы, закрепляют элементы профессиональной компетенции.
ПК 3.2. Контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.
Ни один производственный процесс не может проходить, если не определен трудовой распорядок, не соблюдаются производственная и трудовая дисциплины и основные требования к охране труда.
Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.
Выполнению лабораторной работы или практического занятия предшествует собеседование с преподавателем. Подготовку рекомендуется начинать с изучения теоретического материала, относящегося к данной работе. Необходимо твердо усвоить основные теоретические положения, законы и их математические выражения – то есть как и на производстве необходимо соблюдение дисциплины труда.
Студент выполняет в лаборатории работы, только предусмотренные программой и заданиями преподавателей в установленные часы, в указанном месте, не допуская шума, занятий посторонними делами, приглашения в лабораторию посторонних лиц, скопления группами в проходах, у шкафов, весов, раковин, установок, приборов, средств тушения пожара, оказания неотложной помощи и дверей – соблюдать основные требования охраны труда и техники безопасности, которые необходимо знать каждому студенту, что способствует формированию профессиональной компетенции ПК 3.2.
Кроме того, одним из видов деятельности техника-технолога является выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По учебной программе ГАПОУ «НИТ» техники-технологи по специальности «Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров» должны освоить профессию «Лаборант по физико-механическим испытаниям». Работа на хроматографе является одним из этапов подготовки обучающихся к изучению данной профессии, так хроматограф является одним из многих лабораторных оборудований, используемых в лабораториях Научно-технического центра ПАО «Нижнекамскшина».
Список литературы
1. Методическая разработка – Формирование профессиональных компетенций у студентов в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://infourok.ru/meodicheskaya-razrabotka-formirovanie-professionalnih-kompetenciy-u-studentov-v-usloviyah-realizacii-fgos-2377282.html (дата обращения: 15.09.2021);
5. Подготовка сырья к производству [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://helpiks.org/6-71052.html (дата обращения: 14.09.2021);