Лебедева Юлия Викторовна
cтарший воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 г. Лениногорска»
МО «ЛМР» Республика Татарстан
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Мы считаем, что изучение правил является составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах. В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города. В настоящее время традиционные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Больше внимания педагогам необходимо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта посредством применения новых педагогических технологий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенности их поведения, умения применять в реальной жизни свои знания. Использование современных интерактивных технологий позволяет взаимодействовать с детьми более интересно, динамично, а самое главное современно, это как раз то, что помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения.
Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск знаний; во-вторых, нарабатываются значимые навыки и поведенческие линии безопасного поведения; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения проблемных дорожных ситуаций.
Современные ученые утверждают, что в ближайшие годы мир ожидает большая революция в области нeйpoтexнoлoгий и искусственного интеллекта. Она будет отмечена появлением принципиально новых систем и интepфeйcoв, способных объединить человека и технику.
Что такое нейротехнологии? «Нейро» означает связь с нервной системой человека, а технологии – соответственно, как что-то сделать, то есть как применить научное знание для решения каких-либо задач. Работа с познавательной деятельностью человека помогает разрабатывать системы, которые могут понять действие человека и его воспроизвести.
Искусственный интеллект — это система или машина, которые могут имитировать человеческое поведение, чтобы выполнять задачи, и постепенно обучаться, используя собираемую информацию. К примерам искусственного интеллекта относится: чат-боты, «умные помощники», системы рекомендаций. Цель искусственного интеллекта – расширение человеческих умений и возможностей.
Нейротехнологии и искусственный интеллект активно применяется во всех сферах жизни, в том числе в образовании. Люди по всему миру используют современные технологии в учебном процессе для повышения его качества и эффективного освоения необходимых навыков. Применение нейротехнологий в детском саду позволяет детям в игровой форме знакомиться с возможностями человека и его способностью управлять объектами на примере управления роботами.
В последние десятилетия искусственный интеллект и нейросети значительно изменили способы обучения и образования. Эти технологии предлагают новые возможности для педагогов образовательных учреждений.
Все больше детских садов внедряют в образовательный процесс современные цифровые технологии в инновационном режиме, однако существует дефицит конкретных методических разработок по данным темам, педагоги сталкиваются с проблемой: есть дорогостоящее игровое оборудование, но нет понимания как его грамотно и гармонично применить в работе с детьми.
Предлагаем рассмотреть, как нейросети и искусственный интеллект используются в образовательной сфере для обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и какие преимущества они предоставляют.
Ребята с 5 лет начинают знакомиться с инновационными технологиями и окружающим миром. Цифровое общество, цифровая культура и цифровые технологии — это базовые понятия современного общества, поэтому возникает потребность в воспитании поколения, понимающего важность новых технологий и необходимость их изучения. Педагогические разработки по внедрению нейротехнологий и искусственного интеллекта в образовательный процесс детского сада способствуют развитию у детей 5-7 лет технического творчества, навыков программирования, ознакомлению с современными цифровыми технологиями, развитию психических процессов, моторных функций и пространственной ориентировки.
Мы на просторах интернета нашли методическую разработку, которая, по нашему мнению, является актуальной для современного дошкольного образования. Это опыт работы педагогов детского сада Краснодарского края. Воспитатели совместно со специалистами под руководством старшего воспитателя разработали методический материал по теме «Нейротехнологии и искусственный интеллект в детском саду как средство познавательного развития ребенка». В содержание пособия включены сценарии игровых ситуаций и бесед с дошкольниками, календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с понятиями «Нейротехнология» и «Искусственный интеллект».
Мы стали активно применять на занятиях с детьми готовые конспекты и сценарии. В результате воспитатели с ребятами изучили следующие темы: Искусственный интеллект. Что это? Какую пользу приносит ИИ? Что такое нейротехнологии, Мозг человека и робота. Может ли интернет заменить друга? ИИ – друг или враг? Игры с нейросетями и гаджетами. В свободное от занятий время организовали просмотр мультфильмов по данной тематике, например, «Фиксики. ИИ». Осуществляя взаимодействие с родителями, провели анализ какими современными технологиями и гаджетами пользуются их семьи.
Жажда знаний, желание открывать что-то новое, ставит наших детей перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Именно поэтому мы пришли к решению – формировать у старших дошкольников навыки осознанного безопасного поведения на дорогах посредством искусственного интеллекта и нейросети.
Очень интересными занятия с детьми получились с использованием модели светофора с виртуальным учителем. Данная модель светофора практична и эстетична, является универсальной с точки зрения своего функционального использования. Волшебный светофор рассказывает об истории появления и развития светофора. Функция «Виртуальный учитель» предлагает детям информацию о всех функциях светофора для пешеходов и водителей, о переменном переключении сигналов светофора. Кнопка «Специальный режим» включает звуковой сигнал для людей с особыми возможностями здоровья. Кнопка «ночной режим» знакомит детей с особенностями работы светофора в ночное время.
С целью улучшения детской безопасности на дорогах и запоминания правил дорожного движения педагоги и ребята с помощью нейросети создавали видеоролики о правилах дорожного движения для детей. Такие ролики содержат интерактивные элементы и анимации, которые помогают детям лучше понимать и запоминать правила дорожного движения. Также, используя нейросети ребята создавали свои мультфильмы. Все очень просто: это сочинение своей истории, записывая в специальное приложение. Для создания мультфильма необходимо только дать название и разработать план, а дальше свою работу выполняет нейросеть. Примерный план: Кто главный герой, Где происходит действие, Что делает герой или Что с ним произошло, Кого он встретил, Чем все закончилось).
Например, приложение «АНИМОПУС» оживляет детские рисунки, а генеративная нейросеть «Midjourney» генерирует персонажей, анимирует их, создает 3D эффект. Работают приложения бесплатно до 60 дней.
Лучшие нейросети и видеоредакторы на основе ИИ для создания видео из изображений, картинок и фото представлены на слайде и в памятке (Genmo, CapCut, D-ID, PikaLabs, Instaverse, LeiaPix Converter, Animated Drawings).
Интересны и увлекательны для современных мальчишек игровые ситуации по теме «Машина времени», с использование машины на пульте управления. Управляя игрушечным автомобилем, ребенок движется по импровизированному перекрестку или автомагистрали соблюдая правила дорожного движения.
Создание загадок и стихотворений про дорожные знаки, составление рассказов по картинке про дорожную ситуацию, все это наши педагоги и ребята осуществляют также с помощью искусственного интеллекта. Искусственный интеллект «помогает» нашим воспитателям определить цели и задачи, сформировать паспорт для дидактических пособий и развивающих игр на закрепление у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Для работы с коллегами и родителями мы также применяем нейросети.
«Игры с виртуальным голосовым помощником Алисой»
Алиса — голосовой помощник, который живёт в умных колонках Яндекса. Распознаёт естественную речь, имитирует живой диалог, обладает собственным голосом, личностью, характером, даёт ответы на вопросы пользователя и даже может иронично пошутить, благодаря запрограммированным навыкам решает прикладные и трудные задачи. Голосовой помощник работает бесплатно, но только при скоростном подключении к интернету, работает на смартфонах, планшетах, компьютерах и автомобилях.
Алиса отлично ладит с детьми — это умный и интересный друг, с которым никогда не бывает скучно. Для малышей включает колыбельные, рассказывает сказки и превращается в радионяню. С дошкольниками играет, болтает и отвечает на миллион вопросов. Голосовой ассистент может предложить развивающие игры, загадки, квесты и другие задания на сообразительность, которые мгновенно заинтересуют детишек.
Также для детей дошкольного возраста можно использовать умную колонку Маруся. Маруся — помощник в развитии и развлечении детей разного возраста. Она расширит кругозор ребёнка. С ней можно: узнать интересные факты и ответы на тысячи детских вопросов; научиться различать голоса животных и музыкальные инструменты по звуку; выучить таблицу умножения, вычислить квадратный корень из числа, запомнить иностранные слова или правила русского языка; послушать книги и стихи из школьной программы. «Алиса» более «Остра на язык», умеет шутить и не прочь побеседовать на любые темы. Маруся позиционируется как дружелюбный голосовой помощник. Если при работе с детьми используется колонка «Алиса», то взрослому необходимо установить на устройстве детский режим.
Чтобы играть с Алисой, необходимо устройство с голосовым помощником. Это может быть, как Яндекс Станция, так и любой смартфон с приложением Яндекс или Яндекс Браузер.
Для включения игр с Алисой необходимо:
-вызвать голосового ассистента (например, нажав фиолетовую кнопку в приложении Яндекса);
-произнести фразу с называнием игры (например, «Давай сыграем в викторину).
Вашему вниманию представляю игры с Алисой, которые помогут детям освоить правила дорожного движения в интересной, увлекательной форме.
Игра «Правила дорожного движения»
Задачи: формировать у обучающихся правильное поведение на улицах и дорогах; тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление; способствовать развитию речи; обогащать словарный запас.
Ход:
Чтобы воспользоваться навыком, скажите Алисе одну из команд или просто выберите её: «Запусти навык Игра Правила дорожного движения», «Давай поиграем в Правила дорожного движения», «Сыграем в Правила дорожного движения».
Алиса задаёт интересные загадка-головоломки, а ребёнок пытается ответить на задание. За каждый правильный ответ давать ребёнку по жетону, в конце игры подсчитать.
«Безопасная дорога»
Задачи: активизировать мышление детей; развивать фонематический слух, память, внимание; обогащать словарный запас
Этот навык создан, чтобы помочь детям дошкольного возраста и ученикам начальной школы освоить правила дорожного движения в игровой форме. Цель – научить маленьких участников дорожного движения быть внимательными и безопасными на дороге, научить правильно передвигаться по тротуарам и дорогам, дети будут учиться правилам дорожного движения через игры, викторины и интерактивные упражнения. Навык включает в себя две игры: «Викторина» и «Угадайка».
Навык “Безопасная дорога” не только поможет детям, но и взрослым, например, родителям и педагогам, которые могут играть вместе с детьми. Они получат полезные советы о том, как научить детей быть безопасными на дороге. В этом навыке, также предоставлена информация о том, как правильно переходить дорогу, использовать световые сигналы и знаки, а также о том, как правильно вести себя на дороге в различных ситуациях.
Игра «Угадай дорожный знак»
Задачи: закреплять названия дорожных знаков; учить детей различать дорожные знаки и правильно называть их; знать их назначение и понимать их значимость в жизни человека; развивать память, логическое мышление, глазомер.
Алиса показывает знак, ребёнок выбирает правильный вариант, Алиса отвечает правильно или нет, далее по каждому знаку даёт дополнительную информацию.
«Алиса, отгадай мою загадку»
Задачи: тренировать внимание и память; развивать наблюдательность и логическое мышление; способствовать развитию речи, обогащать словарный запас.
Ребёнок просит Алису отгадать загадку, Алиса отгадывает и в свою очередь задаёт свою.
Реализация предложенных мероприятий с детьми способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста технического творчества, навыков программирования, ознакомлению с современными цифровыми технологиями, развитию психических процессов, моторных функций и пространственной ориентировки. Предложенные мероприятия направлены на формирование цифровой культуры у детей, родителей и педагогов. Постоянно происходящий процесс познания стимулирует у детей развитие мышления, памяти, воображения и восприятие окружающего мира.
Также для формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения наши педагоги на практических занятиях с детьми применяют Яндекс-карты (например, онлайн-путешествие на центральную площадь города).
Заключение: Использование нейросетей в образовании представляет собой инновационный подход к обучению дошкольников. Они позволяют адаптировать учебные материалы и оценивать уровень освоения программы более эффективно. Нейросети также способствуют развитию креативности и критического мышления детей и оптимизации управления образовательными системами. В будущем эти технологии продолжат совершенствоваться, предоставляя все больше возможностей для улучшения образования и повышения качества обучения дошкольников.