Шехи Светлана Юрьевна
учитель
МБОУ «Егоркинская средняя
общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района
Республики Татарстан», Село Егоркино
Мы живем в стремительно меняющемся мире. В мире, где правит глобальная медиасреда. Средствами массовой информации активно рекламируется красивая жизнь, картинка, погоня за деньгами, славой и успехом. Под особое влияние медиасреды попадает подрастающее поколение…
На сегодняшний день в обществе резко возросла потребность в возрождении нравственности и создании системы нравственного воспитания.
Дефицит таких понятий, как милосердие, доброта, уважение друг к другу в нашем обществе все чаще приводит к равнодушному отношению к судьбе человека, безнравственному поведению самих детей. А лучшая профилактика безнравственных поступков, как известно, это воспитательное воздействие, целенаправленно организуемое, с четким определением форм, средств и методов воспитания.
Да, наш мир меняется очень быстро, соответственно, должны меняться и формы работы, формы организации воспитательной деятельности. Моё внимание привлекло социальное проектирование. Это та платформа, которая возникла в современной педагогике сравнительно недавно, она активно развивается и внедряется. Социальное проектирование помогает прививать положительные качества молодежи. Создавая проекты, подростки учатся думать о других, видеть проблему и пытаться решить ее.
Социальное проектирование помогает задумываться не только о себе, об удовлетворении своих интересов, но и о решении проблем общества, удовлетворении интересов различных социальных групп людей. Ведь по своей сути, социальное проектирование – это есть план развития, направленный на создание конечного продукта – решения существующей проблемы или улучшения ситуации. Проекты могут реализовываться в самых разных сферах и охватывать проблемы различного уровня: начиная от проведения вожатыми игр в пришкольных лагерях, направленных на сплочение воспитанников детского лагеря, до организации помощи ветеранам труда, труженикам тыла, пожилым и одиноким людям.
Три года назад на базе нашей школы был создан добровольческий отряд «Дари добро». Проведя исследование, мы поняли, что в нашем селе много ветеранов труда, одиноких пожилых, родственники которых живут не близко, есть и труженики тыла.
Общими усилиями в 2021 году мы создали проект «Шаг навстречу», основа которого, это проведение различных мероприятий, концертов, чаепитий. Наш волонтерский отряд «Дари добро» представил данный проект на Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» и стал победителем. После мы реализовывали свой проект в течение четырех месяцев.
Благодаря данному проекту, мы смогли наладить дружеские отношения с пожилыми людьми нашего села, оказали им помощь, проявили внимание, заботу.
Разрабатывая проект, мы прошли все стадии работы над ним: сбор материала, его обработку, выстраивание проекта, согласование, экспертизу и реализацию. На стадии выстраивания проекта мы поняли, что не можем ограничиться одними концертами, чаепитиями и чтением стихотворений. Решили особое внимание уделить новым формам организации воспитательной работы:
– Создание клуба пожилых «Энергия», в котором проводили уроки оздоровительной гимнастики «Кому за 70», занятия скандинавской ходьбой для пожилых людей нашего села с профессиональным сопровождением учителя физкультуры, группой волонтеров нашего добровольческого отряда «Дари добро»;
– Концерт у дома «Прикоснись ко мне добротой» – это адресное поздравление на дому наших тружеников тыла, ветеранов труда, одиноких пожилых людей нашего села с Днем пожилых. Кстати, данное мероприятие было особо актуально с учетом неблагополучной эпидемиологической ситуации в стране, когда пожилым людям нельзя было посещать ни мероприятий, проводимых в школе, ни в сельском СДК и т.д. И вот мы уже взяли «Концерт у дома» на вооружение и позже включили в список мероприятий, проводимых нашим волонтерским отрядом, в рамках районного проекта «Изгелек», в котором заняли 1 место(2022 г.);
– Групповые тренинги «Качество жизни», «Возьмемся за руки, друзья», психологические упражнения, которые способствуют умению пожилых социализироваться, работать в группе. Ведь социализация, взаимодействие с обществом – неотъемлемые факторы благополучия человека. Особенно, если это касается пожилых людей, которые склонны замыкаться в себе, изолироваться от общества и, впоследствии, от этого страдать;
– Многочисленные акции, включая акцию «Бабушкин сундучок». Интересна эта акция тем, что организовали и провели ее не волонтеры, а сами пожилые: познакомили школьников, волонтеров со святынями и реликвиями своего дома, рассказали про старинные предметы домашнего обихода, показали как этими предметами пользоваться, таким образом, приобщив молодое поколение к традициям и обычаям народов Татарстана;
– Цикл видео – интервью с тружениками тыла, ветеранами труда, пожилыми людьми нашего села, например, «У войны неженское лицо», «Ты женщина, и этим ты права».
В 2023 году наш волонтерский отряд во второй раз стал победителем во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Проекты, направленные на оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, пожилым одиноким людям, нуждающимся во внимании и уходе».
Сколько же слов благодарности мы услышали за те годы, которые работаем с пожилыми людьми нашего села, сколько теплоты и счастья увидели в глазах бабушек и дедушек. Данная форма организации мероприятий понравилась и школьникам, ведь участие в мероприятиях нашего волонтерского отряда принимала вся школа.
Социальное проектирование – это способ найти себя. И чем в более раннем возрасте мы начнем поиски себя, тем лучше. Когда человек должен думать о самореализации? Ответ прост. В течение всей своей жизни. И чем раньше он начнёт это делать, тем лучше для него. Ведь на практике часто выходит, что поисками себя мы занимаемся плюс – минус всю свою жизнь. С детства мы ходим на разные секции, кружки, факультативы, мастер – классы, к различным репетиторам и т.д. Но только лишь в саморазвитии, накоплении знаний и навыков нет особого смысла, если их не применять, не использовать, не реализовываться. Весь полученный теоретический материал мы можем реализовать в социальной проектной деятельности. Создавая проекты, подростки учатся думать о других, видеть проблему и пытаться решить ее. К примеру, сделав в школе проект по планированию внеклассных мероприятий для первоклассников, ученик разберется в этом вопросе, будет лучше понимать, что необходимо детям в разном возрасте, где они хотят проводить время. Возможно, он поймет, что в его районе недостаточно площадок или центров для игр и развития детей, и в будущем захочет изменить эту ситуацию, создав проект по благоустройству места, где он живет.
Думая над проектом, человек развивает свой ум, учится смотреть на мир с разных ракурсов. Социально – активные люди более интересны в общении, доброжелательны и открыты. Им интересно изучать все новое, совершенствовать себя и мир вокруг.
Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.
Люди, обладающие навыками социального проектирования, являются отличными жизненными стратегами, они по сути успешны во всех своих начинаниях. Занимаясь проектированием, современный школьник развивает себя, увеличивает свои возможности, раскрывает свой потенциал. Именно поэтому современный школьник должен обладать навыками успешного социального проектирования.