Магалимова Гузель Расиловна
учитель
МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
УДК 373.5
Проектная деятельность в школе, как условие формирования полноценной личности учащихся средней школы
Магалимова Г.Р.
Аннотация на русском языке. В статье рассмотрены особенности организации модели проектной деятельности, направленная на достижение качества образования, основанная на органическом единстве индивидуальных и коллективных проектов, исследовательских, творческих и информационных проектов с учетом передового зарубежного и отечественного опыта организации проектной деятельности.
Ключевые слова: проект, модель.
Project activity at school as a condition for the formation of a full-fledged personality of secondary school students
Magalimova G.R.
Nizhnemaktaminskaya secondary school № 1
Almetyevsk municipal district, Russia
Аннотация: The article discusses the features of the organization of the project activity model aimed at achieving the quality of education, based on the organic unity of individual and collective projects, research, creative and information projects, taking into account the advanced foreign and domestic experience in organizing project activities.
Ключевые слова: project, model
На сегодняшний день современные педагоги сталкиваются с рядом противоречий при организации учебного процесса. Перед педагогами стоит задача организовать интересную и увлекательную учебную деятельность, при этом она должна носить всесторонне развивающий и воспитывающий характер. Для достижения данной цели и соответствия требованиям, предъявляемым к образованию современным обществом, необходимы наиболее эффективные и оптимальные технология обучения. К таким технологиям относится метод проектов, являющийся частью методики обучения в сотрудничестве, пользующейся сегодня среди педагогов особой популярностью. Метод способствует развитию активного и самостоятельного мышления учеников, развивать познавательные процессы, которые способствуют успешному овладению учебным материалом, формированию умения применять теоретические знания на практике.
Педагогический опыт современных педагогов показывает, что нетрадиционные формы позволяют повысить учебную мотивацию и познавательный интерес современных учеников. Нестандартные формы обучения позволяют повысить интерес учеников к изучаемому предмету, развивать творческую самостоятельность, формировать навыки работы с различными знаниями. Но следует учитывать, что частое использование таких форм работы не следует применять, поскольку, такая работа может стать традиционный, и перестать вызывать интерес учеников [49, с.56].
Основой проектной деятельности является проблема, задача, решение которой осуществляется путем исследовательского поиска. Несмотря на то, что развитие метода проекта имеет достаточно богатую историю, которая начала зарождаться еще в Советский период. На сегодняшний день данная технология является инновационной. Метод проектов начинает приобретать большую популярность среди педагогов, но все же, педагоги сталкиваются с трудностями организации. Поскольку, организация проектной деятельности требует наличия оборудования и электронной библиотеки, которые, в свою очередь, отсутствуют во многих школах.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, важной задачей является внедрение в массовую практику школы эффективные методы, формы и средства обучения, к которым также относится методы проектов [5].
Качество образования в общеобразовательной организации является одной из основных целей государственной политики в этой сфере. Качество образования оценивается на основе сформированности общеучебных (учебно-познавательных) навыков; сформированности положительной мотивации учения; сформированности ценностного самоопределения учащихся; сформированности профессионального самоопределения выпускников основной и средней школы; сформированности умения адаптироваться и взаимодействовать в коллективе. К составляющим качества образования относят: качество содержания образования; качество управления образование; педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение.
На основе актуальности повышения качества образования, перед педагогами встает задача выборе наиболее эффективных методов и средств обучения. Одним из таких методов является проектный метод. Главным отличием проектной методики от традиционного обучения заключается в том, что традиционные технологии территориально ограничены, а проектные методики могут проводиться масштабно. Проектная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность учеников, направленная на решение исследовательской или социально-значимой проблемы, на получение конкретного результата. Проектный метод в обучении позволяет создать условия для реализации самостоятельности и творческой инициативности учеников. Проектная деятельность обладает колоссальными возможностями в развитии и воспитании детей, поэтому, на этапе становления данного метода, необходимо согласованные шаги по его развитию. Для этого необходимо проводить просветительскую работу со всеми субъектами образовательного процесса; включать в образовательную программу предмет «Основы проектной деятельности»; развивать данное направление в масштабе региона в сотрудничестве с другими социальными институтами.
Для анализа основных проблем повышения качества образования, нами была проведена диагностика уровня мотивации обучения и лидерских способностей. Решение поставленных задач было достигнуто на основе проведенного исследования, которое было проведено в три этапа:
На первом этапе была проведена первичная диагностика уровня мотивации обучения и личностных особенностей, которые являются условием успешного социального функционирования в современном обществе. Основываясь на результаты констатирующего этапа эксперимента, с экспериментальной группой была проведена разработанная модель проектной деятельности. С контрольной группой проектная деятельность была проведена в соответствии с планом учителя.
Разработанная модель проектной деятельности была проведена во внеурочное время. В ходе реализации проектной деятельности нами были созданы условия, в которых обучающиеся сами изучали особенности той или иной профессии. В проектной деятельности каждый обучающийся смог проявить себя в коллективной и индивидуальной форме работы. В ходе реализации проекта мы старались использовать то, что интересно обучающимся. Так у них была возможность использовать мобильные приложения, Интернет ресурсы, различные программы и другое.
Проектная деятельность позволила достичь уверенности и свободного выражения мыслей, успешному овладению учебного материала обучающимися. На уроках обучающиеся стали проявлять высокий познавательный интерес.
Эффективность проектной деятельности достигается на основе учета возрастных особенностей и интересов обучающихся. В ходе реализации проектной деятельности нами было отмечено, что применение Интернет ресурсов и мобильных приложений во внеурочной деятельности позволило повысить заинтересованность обучающихся. На наш взгляд нам удалось направить зависимость современных обучающихся в мирное русло, нам удалось дать им основу применения информационных технологий в обучении. На основе чего можно отметить, что данные ресурсы могут быть эффективно использованы в учебной деятельности, но их применение должно быть адекватным, предотвратить обратного эффекта.
В ходе работы было отмечено, что в подгруппах обучающиеся более дружно и эффективно работают. Каждый участник сталкивается перед необходимостью внести свой вклад в общую работу. Такие условия позволяют активизировать потенциальные возможности обучающихся, раскрыть их творческий потенциал. В более больших группах, многие обучающиеся старались оставаться в тени, чувствовали себя не комфортно.
Исследования обучающихся экспериментальной группы выходили за пределы школы. Обучающиеся оказывались в новых социальных ситуациях, в которых они ранее не оказывалась. Такие условия, безусловно, позволили раскрыть обучающимся свои потенциальные возможности, поэтому, можно сказать, что данная модель проектной деятельности способствовала развитию личностных качеств обучающихся.
На контрольном этапе была проведена вторичная диагностика с целью выявления эффективности и результативности проведенной работы на формирующем этапе. Результаты контрольной диагностики свидетельствуют об эффективности модели проектной деятельности, которая была проведена с экспериментальной группой. У испытуемых экспериментальной группы отмечается высокий уровень мотивации в обучении. Обучение они стали рассматривать как источник удовлетворения социальных потребностей. Уроки стали для них не просто источником времяпровождения, а стали источником получения новых знаний, условием раскрытия потенциальных возможностей. Обучающиеся экспериментальной группы в своих действиях стали более уверенными, они научились планировать и регулировать свою деятельность. В коллективной работе обучающиеся стали проявлять больше понимания и терпения. Основываясь на данные результаты можно сказать, что разработанная модель проектной деятельности может быть реализована в как условие повышения качества образования. Поскольку, нам удалось достичь эффективных условий для развития личностного потенциала школьников, умственных способностей и повышения мотивации обучения.
Литература:
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2015. – 267с.
- Бурмистрова, Е.В. Методы организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся: учебное пособие для вузов / Е.В. Бурмистрова, Л. М. Мануйлова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 115 с.
- Игнатьев, Б.В. О методе проектов как основном методе работы трудовой школы / Б.В. Игнатьева, М.В. Крупенина. – М.,2020. – 278с.
- Каргополов, И.С. Проектная деятельность в школе / И.С. Каргополов // Молодой ученый. – М., 2019. – № 46 (284). – С. 277-279.
- Килпатрик, В.Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе / В.Х. Кильпатрик. – М., 2018. – 367с.
- Лаврентьева Е.В. Организация проектно-исследовательской деятельности старших школьников по межпредметной тематике / Е.В. Лаврентьева. – М., 2013.
- Лазарев, В. С. Проектная деятельность в школе: учеб. пособие для учащихся 7-11 классов / В.С. Лазарев. – Сургут: Сургутский гос. пед. ун-т, 2014. – 135 с.
- Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ. 2015. – 112 с.
- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение. 2021. – 192 с.
- Семенюк, Н.В. Проектная технология как средство повышения качества образования школьников / Н.В. Семенюк, Н.Ю. Романова // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь Меркурий, 2014. – С. 43-45.
- Управление качеством образования: учебное пособие для вузов / Э.М. Коротков. – М.: Академический Проект, 2017. – 320 с.
- Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель. – М.: Просвещение, 2013. – 284 с.
- Чудиновских, М.В. Инновационные подходы к организации проектной исследовательской деятельности школьников старших классов / М.В. Чудиновских, Ю.П. Чудиновских / Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2018. – С. 53-56.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М., 2019. – 265с.
Магалимова Гузель Расиловна, магистрант ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», г.Набережные Челны, Россия, thebest-9292@mail.ru