Старыгина Марина Анасовна
Галиева Венера Ильдаровна
Тихонова Татьяна Анатольевна
учитель-логопед
воспитатели
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 «Ромашка» ЗМР РТ
г. Зеленодольск, Республика Татарстан
Мы работаем в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. ФФНР – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
По нашим наблюдениям, дети с ФФН действительно неточно произносят звуки родного языка и не различают их на слух. У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдаются общая смазанность речи, вялая, нечеткая артикуляция. Также у детей с ФФН существуют некоторые особенности в формировании психомоторной сферы (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкции, плохая переключаемость), которые сказываются на протекании их двигательных актов. Особенно у детей с ФФН отстает в своем развитии мелкая моторика рук: пальцев, координация движений и артикуляционная моторика, а также затруднения в произвольной регуляции движений и их психологической организации. Также заметны незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме.
Поиск наиболее оптимального решения данной проблемы привёл нас к методу «кинезиология».
Кинезиотерапия основана на связи музыки и движения, и используется в коррекционной работе для тренировки не только мышечной, но и сердечно- сосудистой и нервной систем. Кинезиотерапию мы проводим в форме тематических занятий, или в занятие могут включаться различные упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение, обеспечивающее релаксацию, коррекцию моторной сферы.
Основные цели метода кинезиологии – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.
Исходя из опыта работы, мы можем с уверенностью заявить, что цели, достигаемые приемами кинезиологии схожи с целями, которые достигаются при помощи логоритмических занятий. Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезиотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Мы выделяем основные задачами логоритмического воздействия:
– Развитие слухового внимания и фонематического слуха;
– Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
– Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;
– Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;
– Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;
– Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
– Формирование, развитие и коррекция слухо – зрительно- двигательной координации.
Основные элементы, которые можно использовать в логоритмике, наверняка знакомы всем педагогам, занимающимся с детьми, имеющими проблемы с речевым развитием.
К основным элементам относятся:
– Игры и упражнения, формирующие слуховое внимание, чувство ритма со звучащими игрушками (например, отгадай, что звучит за ширмой или повтори ритм);
– Игры и упражнения на развитие дыхания, голоса, правильной артикуляции (сдуй «снежинку» с ладошки, поезд приближается и удаляется);
– Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук (происходит развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти) Много пальчиковых и жестовых игр в аудиопособии « Музыка с мамой» Железновых;
– Музыкальные и музыкально-ритмические игры, пение (например «Котята», «У жирафов», «Червячки» и др.);
– Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, речевые упражнения без музыкального сопровождения, координирующие речь и движения («Снежок», «Ветер»);
– Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцы («Соседи», «Сороконожка»);
– Упражнения для развития творческой инициативы, самостоятельной музыкальной деятельности (например, озвучивание сказки с помощью музыкальных инструментов и звучащих игрушек).
На логоритмических занятиях мы делаем акцент на точность исполнения движений, а амплитуду и темп упражнений необходимо согласовывать с динамикой звучания музыки.
Работая с детьми-логопатами, можем сделать вывод, что использование кинезиологических упражнений на логоритмических занятиях, у детей в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможности деятельности его мозга. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно – моторная координация, формируется пространственная ориентировка.