Зайнутдинова Эльвира Викторовна
учитель музыки
МБОУ «Инженерно-технологический лицей» ЕМР РТ
г. Елабуга, Республика Татарстан
Известный древнегреческий философ и эрудит Аристотель писал: «… не легко точно определить, в чем заключается значение музыки, ради чего следует ею заниматься – ради ли развлечения и отдыха… или же, скорее, следует думать, что музыка ведет к добродетели и что она способна… оказать воздействие на нравственный склад человека, развивая в нем умение правильно радоваться…»[1].
По Аристотелю, музыка больше всего подходит для эстетического развития человека, она формирует эмоциональную сторону личности. Касаясь вопроса обучения игре на музыкальных инструментах, он допускает, что можно и не учить играть на них, а воспитывать музыкальный вкус, чтобы впоследствии наслаждаться музыкой как слушатель.
Аристотель писал: «По общему признанию, песни Олимпа наполняют наши души энтузиазмом, а энтузиазм есть возбуждение нравственной части души… музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души, и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»[2].
В наши дни нравственное воспитание не утратило своё значение. Что значит духовно-нравственное воспитание? Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям[3]. Доктор педагогических наук Алиев Ю. Б. в настольной книге школьного учителя-музыканта писал: «Каждый из нас, учителей-музыкантов, уверен, что занимается самым важным делом – приобщением к искусству… Размышляя о музыке, приходишь к заключению, что сама природа музыки, как и всякого вида искусства, обусловливает её основную художественную функцию: дополнение реального жизненного опыта ученика «упорядоченным опытом» воображаемой жизни. Без этого практически невозможно полноценное развитие ученического сознания, невозможна полноценная человеческая деятельность в целом»[4].
Важным этапом урока музыки является слушание. Одним из ключевых аспектов является создание условий, в которых возможно сосредоточенное ясное восприятие музыки. На уроках я предлагаю детям закрыть глаза, принять удобное положение и расслабиться. Обязательным правилом является соблюдение тишины. Перед прослушиванием задаю ряд вопросов: какие образы возникают? Что вы представляете под музыку? О чём может рассказать музыкальное произведение? Таким образом, создав непринуждённую атмосферу и настрой, учащиеся воспринимают музыку более эмоционально, проживают вместе с героями их истории. Важно, что в процессе слушания и исполнения песен у детей появляется личное отношение к музыке, которым они смело делятся, не боясь ответить неправильно. Учащиеся из пассивного слушателя превращаются в равноправного сотворца музыки.
Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать через музыку, развивать способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Эти задачи реализуются через прослушивание и исполнение песен о Родине, о природе, о маме, о животных и другие. Известные детские песни В. Шаинского, Б. Савельева, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, Г. Струве, вводят детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Они учат доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу. За счёт эмоционального отношения к музыке учащиеся не просто исполняют песни, но проживают те смыслы и идеи, которые в них заложены. Таким образом, у них формируется способ восприятия и отношения к окружающей действительности, происходит процесс духовного накопления. Без каких-либо внутренних команд, так же естественно, как дыхание, идёт непрерывная работа музыкальной памяти и внимания.[5] Результат слушания и эмоционального погружения выходит за рамки поставленных педагогических задач на уроке, помогая ученику осваиваться в мире, расширять полученный опыт. Из своей педагогической практики, могу отметить, что учащихся младших классов особенно увлекают произведения «В пещере горного короля» Э. Грига, «Марш Черномора» М. Глинки, «Детский альбом» П. Чайковского и другие.
Итак, искусство – это рожденный обществом способ обобщения, ценностного переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действительности.
Своеобычность искусства начинается с того, что для выполнения своей широкой общегуманистической цели оно воплощает социальное и общечеловеческое в индивидуально неповторимом, субъективированном виде. А это требует специфического, художественно обусловленного общения, в организации которого заключена сама суть воспитательной ценности искусства.
Список литературы
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Б. Ю. Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
- Аристотель Политика / Аристотель пер. c древнегреч. С. Жебелева. – М.: Эксмо, 2018. – 384 с.
- Романова А. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/01/22/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchashchihsya, свободный. – Проверено 16.11.2023.
- Шевченко С. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2021/03/30/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-sredstvami, свободный. – Проверено 16.11.2023.
- Морозова И. А. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников [Электронный ресурс] URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/523798-muzyka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vos, свободный. – Проверено 16.11.2023