Знатнова Анастасия Андреевна
Галеева Юлия Сергеевна
воспитатели
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №61 «Аленушка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования сюжетно-ролевой игры для формирования экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, экономическая культура, дети дошкольного возраста.
Дошкольный возраст выступает весьма важным периодом для формирования начал экономической культуры. Приобщение дошкольника к миру экономики и финансов представляет собой трудный и в то же время важный вопрос дошкольной педагогики.
В настоящее время в России существует множество проблем, связанных с экономическим развитием страны, ее финансовой стабильностью, а также с формированием у детей основ экономического мышления. Многие родители в своей деятельности уделяют этому вопросу недостаточно внимания, считая, что у них еще не созрели для этого необходимые условия: ребенок еще мал, а экономические знания ему не нужны. Но ведь нельзя забывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности.
Экономическое воспитание в ДОУ имеет большое значение. Оно должно решать задачи, связанные с формированием у детей начальных представлений о труде взрослых, его роли в обществе, а также с развитием у них интереса к различным профессиям и к труду взрослых, формированию представлений о роли денег в жизни людей и о том, как их зарабатывать. Важнейшей задачей экономического воспитания следует считать формирование у дошкольников бережного отношения к деньгам.
Как отмечает А. Д. Шатова, экономика и дошкольник на самом деле тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Под экономической культурой детей дошкольного возраста понимается «интегративное качество личности, которое формируется в среде дошкольного образовательного учреждения и проявляется в соответствии со следующими структурными элементами: экономические знания (факты, понятия), экономическое мышление (принципы, закономерности) и экономическое поведение (качества личности)» [2,c.10].
В дошкольном возрасте дети познают мир через игру. Познавательное развитие ребенка включает в себя важные сферы: познание окружающего мира и познание самого себя. Одна из первых задач, которые стоят перед педагогами, – это приобщение детей к миру экономики. Воспитатель должен помочь ребенку понять, что он находится в мире, который постоянно изменяется и развивается. Это не только его мир, но и мир окружающих его людей, в том числе и родителей.
Играя в сюжетно-ролевые и дидактические игры, следует учитывать возрастные особенности детей. Наиболее благоприятным для их проведения является возраст от 4 до 6 лет.
Для этого возраста характерны:
– способность к сопереживанию, эмпатии, к усвоению нравственных норм и ценностей;
– развитие мышления, речи, воображения, памяти, внимания;
– формирование умений и навыков продуктивной деятельности;
Основной формой реализации экономического воспитания выступает сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития всех важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования экономической культуры у детей дошкольного возраста.
Играя, ребенок учится, познает мир, раскрывает свои творческие способности. В игре ребенок берет на себя роль взрослого, воспроизводит его действия и взаимоотношения, но в своей, особенной игре. Например, ребенок играя в магазин, совершает покупки посредством условных денег. Сюжетно-ролевые игры развивают у ребенка способность к пониманию других людей, к сопереживанию, помогают научиться сочувствовать, а значит и проявлять человечность. Ребенок, который любит играть, умеет и хочет подчиняться правилам, не может не быть самостоятельным, инициативным, ответственным.
Нами предлагаются следующие игры с экономическим содержанием:
– «Булочная», «Продукты», «Магазин игрушек», в ходе которой дети осуществляют покупку товаров за условные деньги;
– «Открываем свой магазин», в ходе которой дети осваивают товарно-денежные отношения и планируют свои доходы, знакомятся с таким понятием как прибыль;
– «Директор завода», в ходе которой дети понимают, как люди устраиваются на работу и получают заработную плату;
– «Семья едет на море», в процессе которой дети учатся расходовать бюджет семьи и планировать расходы;
– «Берем кредит в банке», в ходе которой дети получают деньги в банке и отрывают свое дело (автомастерская, автомойка, парикмахерская и т.д.) и знакомятся с такими понятиями, как кредит, договор, банк.
Нами разработаны сюжетно-ролевые и дидактические игры экономической тематики, в ходе которых дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения».
В этих играх формируется экономическая культура, предпринимательские навыки, которые позволяют детям вести диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважать мнение других. Игра «Бюро добрых дел». Дети делятся на две команды. На одной территории находится бюро добрых дел, на другой территории – поломанные игрушки. Цель игры – как можно быстрее починить игрушки и получить за это заработанные деньги. Какая команда больше заработает – та и выиграла. Поначалу в бюро добрых дел может работать воспитатель, затем его роль заменяет ребенок.
Признаками экономической культуры для нас являются проявление таких качеств дошкольника, как бережливость, рачительность, хозяйственность, экономность, экономия, бережливость. Эти качества проявляются в умении рационально использовать имеющиеся у ребенка средства, в его умении делать запасы, экономить силы в играх, труде, творчестве. Овладение этими навыками способствует развитию у ребенка:
– потребности в рациональном использовании имеющихся у него средств;
– умения организовать свое время;
– восприятия и понимания ценности денег;
– бережного отношения к результатам труда других людей, к окружающей среде.
В игре мы наблюдаем проявление активности, самостоятельности, инициативы (дети хотят сами зарабатывать деньги, сами планировать расходы семьи), расчетливости (стараются экономить условные деньги, не покупать не нужные товары), деловитости (умеют планировать свою предпринимательскую игру), бережливости (экономят свои ресурсы, уважают труд других и др.).
Во многом развитию этих качеств способствуют сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры и правильное руководство этими играми.
При организации сюжетно-дидактических игр, связанных с постижением смысла труда, воспроизводства трудовой деятельности взрослых, страхованием, товарно-денежными отношениями, педагог особое внимание уделяет правильности выполнения игровых действий, подсказывает и создает новые ситуации.
В ходе игры воспитатель обращает внимание на проявление таких качеств, как деловитость, самостоятельность, расчетливость, экономическое мышление.
В результате у детей формируется представление о труде взрослых, его роли в жизни общества.
Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Чтобы воспитать у детей экономическое сознание, любовь к труду и уважение к людям труда, необходимо учить их видеть и понимать красоту трудового процесса, его значение в жизни людей, в их труде. Познакомить детей с трудом взрослых, с их профессиями. Нужно научить детей видеть и ценить результаты труда. При этом очень важно, чтобы родители сами были заинтересованы в том, чтобы ребенок проявлял интерес к миру финансов. В этом случае он будет воспринимать труд как дело, которое должно быть любимым.
Сюжеты игр могут предлагаться по желанию детей. Перед началом игры воспитатель может показать небольшой видеоролик о работе продавцов, банковских работников, страхователей, директоров фаянсового предприятия и т.д. Затем проводит беседу:
– Скажите, где работают эти люди?
– Как вы думаете у них легкая работа или трудная?
– Что они делают на заводе, предприятии?
– Получают ли люди за это зарплату?
– А ваши родители получают зарплату?
– А куда ваши родители тратят зарплату?
Затем воспитатель предлагает поиграть в ту или иную игру. Например, он сообщает, что открывается магазин фаянсовой посуды. Он будет директором и нанимает работников, которые будут выполнять задания и получать за это заработную плату. Дети подходят к директору и пробуют «устроиться на работу». Директор выдает им глину (пластилин) и образец изделия (чашечка, блюдце, чайник) и просит выполнить точно такой же для продажи. Дети занимаются лепкой и приносят свои изделия директору. Он оценивает их и просит пройти в бухгалтерию, где бухгалтер выдаст им зарплату. Дети получают условные деньги. На следующий день может быть организована сюжетно-ролевая игра «Магазин керамических изделий» в ходе которой дети будут продавать свои изделия друг другу.
Большая роль в развитии сюжета игры принадлежит воспитателю. От правильно разработанных игр экономического содержания зависит, насколько эффективным будет формирование экономической культуры.
Развивая у детей интерес к игре, воспитатель в то же время следит за тем, чтобы игра не превратилась в развлечение, не утратила своего познавательного и воспитательного значения. Игра – это прежде всего деятельность ребенка, которая должна быть подчинена целям и задачам, поставленным воспитателем. В игре дети учатся организовывать свое поведение, у них вырабатывается умение подчинять свои интересы интересам коллектива. В процессе игры формируется характер детей, их отношения к труду, к людям.
В процессе игры дети должны научиться самостоятельно принимать финансовые решения и следовать им. При проведении игры «Аптека» следует обратить внимание на правила поведения в аптеке. Важно, чтобы дети понимали, что в аптеке не продаются игрушки, мягкие игрушки, куклы, одежда и т.д. Перед игрой надо объяснить, что фармацевт является важным человеком, от которого зависит здоровье человека. Также важно проводить беседы о том, как правильно обращаться с деньгами.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является эффективным средством формирования экономической культуры дошкольников. Игры, дают возможность моделировать реальные общественные отношения, в том числе и экономические. Дети включаются в игру, сюжетом которой является экономическая жизнь, но с трудом разворачивают сюжет игры, что обуславливает необходимость педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой.
Список использованной литературы
- Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015 − 89 с.
- Шатова, А. Д. Воспитание дошкольника в условиях современных рыночных отношений: Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – Шадринск, 2011. – 267с.