Знатнова Анастасия Андреевна
Галеева Юлия Сергеевна
воспитатели
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №61 «Аленушка»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Аннотация. Проблема вхождения детей в социальный мир, их социализация составляет одну из актуальных проблем теории и практики дошкольного образования. Основы социального развития закладываются при успешном взаимодействии родителей и педагогов. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия детского сада и семьи с целью социализации детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, взаимодействие, родители.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (ДОО) и семьи является ключевым компонентом успешной социализации детей старшего дошкольного возраста. Актуальность данного взаимодействия обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, качество дошкольного образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Взаимодействие между ДОО и семьей позволяет объединить усилия обеих сторон для обеспечения оптимальной развивающей среды для ребенка.
Во-вторых, в современном обществе наблюдается увеличение внешних факторов, оказывающих влияние на детей. Значительную роль в формировании личности и социальных навыков играет семья. Качество воспитания и социализации детей в значительной степени зависит от эффективного сотрудничества ДОО и семьи.
В-третьих, современные требования к дошкольному образованию ставят перед ним цель гармоничного развития ребенка, включая его социализацию. Другими словами, ДОО не только обеспечивает освоение знаний и навыков, но и формирует социальные компетенции, умение общаться и сотрудничать с другими людьми. Взаимодействие с семьей помогает детям освоить эти навыки в повседневной жизни.
Таким образом, актуальность взаимодействия ДОО и семьи в социализации детей старшего дошкольного возраста связана с обеспечением качественного образования и развития детей, поддержкой их воспитания и социализации в современном обществе.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей в вопросах социализации детей мы стараемся вовлечь их в жизнь детского сада. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОО и семьи в целях социализации ребенка.
Согласно ФГОС ДО необходимо обеспечить «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Согласно ФОП ДО, «главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи».
Отмечая важность работы семьей, мы полагаем, что эффективность семейного социального воспитания ребенка напрямую зависит от его социально-воспитательного потенциала. В связи с этим возрастает необходимость повышения педагогической компетентности родителей в вопросах социализации детей, в организации помощи семья воспитанников по усвоению детьми социального опыта, в выявлении лучших традиций социального воспитания в семьях.
В нашем детском саду созданы ряд условиях организации взаимодействия детского сада и семьи:
– единое понимание задач социализации дошкольников;
– стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию ребенка,
– компетентность воспитателей и родителей;
– уважение к личности ребенка;
– доверие в отношениях между воспитателем и родителями;
– изучение и распространение опыта семейного воспитания;
– совершенствование воспитания ребенка в семье;
– сближение родителей и педагогов.
Мы используем как традиционные так и нетрадиционные формы. Среди традиционных форм работы с родителями в вопросах социализации можно назвать:
– коллективные (массовые) мероприятия (традиционные родительские собрания, беседы);
– индивидуальные формы (индивидуальные беседы, консультации, посещений семьи).
– наглядно-информационные формы (разнообразные уголки для родителей, оформленные стенды, папки-передвижки и т. п.).
Среди нетрадиционны форм используем открытые занятия, деловые и ролевые игры, представления, тренинги, круглые столы, совместное проведение досуга и т. д
Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместной прогулки в лес.
В нашей практике в основном родители привлекаются к разным формам досуговой деятельности. Например, был проведен мастер-класс «Корзиночка для подарка» по художественно-эстетическому воспитанию детей, где мы познакомили родителей с произведениями народного и декоративно-прикладного искусства, обсуждали вопросы развития детского творчества, приобщения детей к благотворительной деятельности. Наши поделки были переданы в дом престарелых.
Помимо досуговых форм, у родителей пользуются популярностью семинары-практикумы, где проводятся тренинги с участием педагога-психолога. Родителям предлагается разыгрывать сценки из повседневной жизни, например, как научить ребенка уважать старших, как научить здороваться, сделать замечание и др.
Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
– проведение совместных мероприятий;
– расширение участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
– создание условий для творческой самореализации;
– информирование родителей о процессе социализации детей;
– разнообразные программы, социальные акции при участии детей и родителей;
– участие в волонтерской и благотворительной деятельности.
В нашем детском саду родители принимали участие в социально-значимых проектах: «Добрые крышечки», «За раздельный сбор отходов», «Цветущий детский сад», «Помощь животным», «Добрые дела», «Посылка солдату» и др. Эти проекты предполагают высокую социальную активность и взаимодействие с социальными партнерами.
Так в ходе проекта «Добрые крышечки» мы познакомили детей и родителей с необходимостью охранять природные ресурсы, затем организовали сбор пластиковых крышек для их последующей переработки.
Такой подход позволяет не только сделать полезный вклад в охрану окружающей среды, но и вовлечь детей и их родителей в общественно значимые дела.
Проект «За раздельный сбор отходов» позволил детям и их родителям осознать важность правильной сортировки мусора и принять активное участие в этом процессе.
Проект «Цветущий детский сад» направлен на обустройство и улучшение территории детских садов при помощи совместных усилий родителей и общественности.
Проект «Помощь животным» предполагал оказание поддержки и содействие защите бездомных животных, а проект «Добрые дела» – способ стимулирования и развития эмпатии и социальной ответственности у детей.
Все эти проекты являются прекрасным примером того, как взаимодействие родителей, детей и социальных партнеров может способствовать не только решению конкретных проблем, но и общественному развитию в целом.
Таким образом, участие родителей в социально-значимых проектах является важным фактором, способствующим вовлечению молодого поколения в общественную жизнь и формированию активной и ответственной гражданской позиции. Благодаря таким инициативам мы можем создать лучшее и благоприятное будущее для наших детей.
Главная цель всех взаимодействия воспитателя с семьей в вопросах социализации – расширение компетентности родителей в этих вопросах, объединение родителей и детей в одну команду, воспитание потребности в помощи друг другу.
Целью взаимодействия воспитателя с семьей в вопросах социализации является расширение компетентности родителей в области формирования необходимых навыков для последующей адаптации детей в социальном мире. Также главная цель – объединение родителей и детей в одну команду, чтобы все члены семьи работали вместе для достижения этой цели. Воспитатель также стремится воспитывать потребность в помощи друг другу, чтобы все участники семьи могли обращаться друг к другу за поддержкой и помощью.
Для более эффективной организации взаимодействия воспитателя и семьи в вопросах социализации детей старшего дошкольного возраста была разработана программа и методы социализации, включающие в себя вовлечение родителей.
Эффективность работы с родителями, на наш взгляд, заключается в использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада: изменяется характер взаимодействия, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и группы и незаменимыми помощниками.
Большое значение играют психолого-педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.
Мы планируем, что результатом эффективного взаимодействия с семьями воспитанников будут являться:
– внедрение новых форм дошкольного образования, способствовало оказанию помощи родителям по вопросам социализации дошкольников.
– сформирована система знаний, установок, навыков и умений, обеспечивающих родителю возможность эффективно осуществлять социализацию ребенка;
– созданание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в группе;
– родители вовлечены в жизнь группы как активные участники.
Таким образом, умелый подбор, сочетание и использование различных видов взаимодействия позволят выявить положительный опыт семейного воспитания для дальнейшего его изучения и распространения, а также оказать родителям конкретную помощь в воспитании ребенка, учитывая условия жизни данной семьи.
Список литературы
- Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников / Ш. Г. Алиева. // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 711-715. – URL: https://moluch.ru/archive/61/9058/
- Антипова, Е. В. Модель взаимодействия учреждений образования и семьи в формировании педагогической культуры родителей / Е. В. Антипова // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 1(8). –С. 34-37.