Прорехина Ирина Анатольевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Центр внешкольной работы» Авиастроительного района
г. Казани, Республика Татарстан
Аннотация : Активное развитие системы дополнительного образования вводит новые требования, приоритетным становится развитие цифрового образования и внедрение современных образовательных технологий в сферу дополнительного образования.
Статья будет полезна работникам образовательных организаций , педагогам дополнительного образования.
Ключевые слова: «педагогика сотрудничества», «современные образовательные технологии» ,«личностно-ориентированные методы образования»
«Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”. Психолог Б. М. Теплов
Уходящий 2023 год -был объявлен годом педагога и наставника. Кто такой педагог мы все знаем ,это специалист, который занимается обучением, воспитанием и развитием детей, подростков или взрослых. Педагог также может оказывать психологическую, социальную и культурную поддержку своим ученикам. А вот кто наставник, можно о этом поговорить.. Наставник – передаёт свои знания и опыт другому человеку. При этом возраст не имеет значения — наставником может быть и ровесник, если он лучше разбирается в какой-то сфере. Главное в наставничестве — развитие подопечного и мотивация.
Но год педагога наставника имеется в виду ,что именно педагог должен и научить , наставить на что то хорошее и нужное .Работаю педагогом дополнительного образования детей и преподаваю живопись 10лет.
Моя программа расчитана для детей 6- 10 лет, возраст когда поступают в художественную школу ,но дети 6-7 лет получив первые навыки живописи и проучившись один год ,начинают думать ,что они рисуя «шедевры» , действительно уже художники , могут и именно в этом возрасте бросить заниматься рисованием . А полученный навык , если он не закрепляется регулярными занятиями ,не усваивается . Поэтому я для себя ставлю цель – сохранить тягу к занятиям и живописи до 10 лет , это как раз тот возраст когда ребенок осмысленно может сказать – «Я хочу заниматься живописью и рисованием» и поступит в художественную школу.
За три ,четыре года общения с детьми , несомненно педагог оказывает влияние на личность и характер ребенка, именно направляет в нужное русло. Имеет огромное значение ам педагог на сколько он цельная и увлеченная натура, как он строит свои занятия и общается с детьми, существует масса способов сблизится « быть на одной ноге» с детьми ,
Работая в школе с подростками и преподавая технологию понимаешь ,что можешь оказать влияние и смотивировать детей на участие в конкурсах , республиканских и всеросийских и оказать влияние на выбор их будущей профессии .Здесь несосмненно прослеживается наставничество. Чтобы активизировать деятельность обучающихся, нужно любить свое дело, жить интересами детей. «Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу.» Поэтому нужно творчески действовать, чтобы пробудить интерес детей, зажечь их фантазию и воображение. И.П. Волков писал, что «Эффект в обучении может быть достигнут только тогда, когда учитель и ученик работают творчески».История свидетельствует, что на протяжении тысячелетий художественное образование являлось двигателем в развитии образованности общества, его духовного и культурного потенциала. Попробуйте назвать профессию, в которой не было бы пользы от графических навыков, пространственного воображения, точного глазомера, эстетического мышления, чувства цвета, художественного вкуса. Таких профессий нет.
Умение рисовать – это такая способность, которую трудно переоценить. «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат писать и читать, превзошла бы все другие страны в науках, искусствах, мастерствах и ремеслах», – писал французский философ Д. Дидро, и я с этим полностью согласна.Работаю педагогом дополнительного образования 10 лет .За это время я получила педагогичечкое образование , стала дипломированным педагогом по изо и дипломированным дефектологом , процесс образования не останавливается , находясь рядом с детьми мы развиваемся сами и развиваем их. Возраст 6-7 лет это самый чистый и открытый возраст, они смело берут в руки кисть и рисуют .Но появляется проблемы дети насытившись информацией с интернета и телевидения .,пресыщаются и не видят потребности в том чтобы рисовать и лепить,(встречается и это),тогда обращаются за помощью родители . Убедить , научить , наставить одним родителям тяжело и учителя в таких ситуациях иногда имеют больше влияния и авторитета .Сегодня, ребенок готов услышать взрослого, он готов послушаться, но только в том случае если ему будет это интересно , если будет выстроена система отношений на основе доверия и понимания. Это очень серьезная задача подготовки педагога, разработки соответствующих образовательных технологий.В таких ситуациях вступает педагогика сотрудничества – это когда учитель выступает в роли партнера в образовательном процессе, которому доверяет, которого слушаются не потому, что он носит гордое имя «учитель», а потому что он является реальным авторитетом для детей, которому они верят.Я стараюсь творчески относиться к своему делу, внедряя современные инновационные технологии в обучение изобразительному искусству.
Современные образовательные технологии — это не только цифровизация и внедрение гаджетов, но и методы обучения, которые более полно отвечают запросам учащихся. Некоторые подходы используют наработки прошлого века, однако уже переосмысленные и дополненные. Технологии в образовании представляют общность знаний в отношении средств и способов организации процессов образования. К современным технологиям можно отнести:
личностно-ориентированные методы образования; Я и спользую их с детьми 10 лет , они более осмысленно и избирательно относятся к творчеству .Здесь хорошо проявляется
–свобода выбора
-открытость – педаго не только дает знания, но еще и демонстрирует их границы. Перед обучающимся ставится задача, решение которой находится за пределами изучаемого курса.
-активная деятельность – обучение организуется таким образом, что освоение детьми знаний, умений и навыков происходит в форме развивающей, целенаправленной, мотивированной деятельности.
-обратная связь – осуществляется систематический контроль учебного процесса посредством развитой системы диагностических и оценочных приемов. В дополнение к ним те цифровые технологии, которые непосредственно влияют на процесс обучения это ИКТ.
Наглядные метод:
наблюдение,метод иллюстрации и метод демонстрации.
Практические методы обучения:
Упражнения( графические )По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнении выделяют:
упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;
тренировочные упражнения.
Практические работы.
Познавательные игры
Таким образом, арсенал традиционных и современных методов обучения очень велик, это дает широкие возможности для достижения целей образовательного процесса изобразительному искусству.
Традиционный урок –остается основой образовательного процесса .Он способствует накоплению каждым обучающимся индивидуального субъектного опыта
1. Предполагает усвоение всеми учениками определенного объема знаний, умений и навыков
2. Предоставляется возможность сделать выбор задания из нескольких разноуровневых, самостоятельно определить форму деятельности; стимулируется саморазвитие, формируется умение самостоятельно решать поставленные задачи
Личностно-ориентированный урок. Отличие таких уроков ,в том что учитель сам определяет учебные задания, формы работы и способы выполнения, демонстрирует ученикам алгоритм правильного решения,
-Выявляются реальные интересы и способности каждого ребенка, в соответствии с ними осуществляется подбор учебного материала и организация УВП.
– Педагог старается пробудить интерес детей к учебному материалу, который предлагает сам.
– Проводится индивидуальная работа с каждым учеником
-Планируются дополнительные индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными (одаренными) детьми
-Поощряется самостоятельное планирование обучающимися собственной деятельности, учитель может выступать только в роли помощника.
– Педагог полностью сам планирует и направляет деятельность учеников
– У детей появляется стимул самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, находить и исправлять допущенные ошибки 6. Учитель оценивает результаты работы учащихся, указывает на ошибки и демонстрирует исправление
-Учит школьников самостоятельно вырабатывать правила поведения и осуществлять контроль
Выводы:
Эффективным педагогическим инструментарием зарекомендовали себя на практике технологии личностно-ориентированного обучения(ЛОО). Суть моделей ЛОО заключается в том, что в центре обучения находится ученик. Активное применение современных методов и приемов способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, повышению профессионального мастерства педагогов, всестороннему гармоничному развитию детей, росту качества образования, успешному овладению ключевыми учебными компетенциями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никулина, Т. В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – С. 107 – 113.
2. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы : указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919.
3. Об образовании в Российской Федерации (с изм. на 26.07.2019) : изменениями Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://www.moedelo.org/Pro/View/Legals/97-425971769764?anchor.
4.Авадаева И.В., Анисимова-Ткалич С. К., Везетиу Е.В., Вовк Е. В., Голденова В.С.,Гребенникова В.М., Ковтанюк А.Е., Кречетников К.Г., Мантаева Э.И., Миронов Л.В., Орлова Л.В., Слободчикова И.В., Ткалич А.И., Чернявская В.С.,Шер М.Л. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды. – Нижний Новгород.: НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА, 2018. – 162 с.
5.Дурноглазов Е.Е., Кузнецова Е.А., Шевердин И.В., Горбулина Т.С., Колесниченко К.А. Методическое пособие «Цифровая образовательная среда электронного обучения» – Курск, 2019. – 64 с.