Гульназ Харисовна Томилова
учитель технологии
МАОУ «Полилингвальный образовательный комплекс «Адымнар – Алабуга»
Елабужского муниципального района
Республики Татарстан, город Елабуга
«Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать».
Н.Н Бурденко
Наше общество вступило в третье тысячелетие, в Новую эпоху, которая предъявляет новые эволюционные требования к человеку и обществу, к жизни в целом. Эти высокие требования предъявляются и к образованию 21 века, так как ведущей ролью современного образования является распространение духовных и культурных ценностей, формирование нового миропонимания и раскрытие высшего духовного потенциала человека.
Новый человек, новое образование, новая школа – эти понятия неразрывно связаны с учителем и предъявляют к нему высокие требования.
Новой школе необходим учитель, который примет на себя ответственность за воспитание нового человека, способного к самосовершенствованию: самопознанию, саморазвитию и самореализации.
Еще в конце 19 века П.Ф.Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, занимаясь проблемой формирования профессионально-значимых качеств личности будущих учителей, в своих исследованиях показал, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя.
Какой же учитель нужен школе сегодня?
Внимательный, чуткий, понимающий детей, открытый ко всему новому, жаждущий отдавать знания и опыт молодому поколению. Ориентирующийся в потоке информации, развивающий активность и творчество детей. Учитель, который умеет сам. Без этого он не сможет работать успешно. Только успешный учитель может вырастить успешного ученика.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Приоритетного национального проекта «Образование», развития, а также реализации плана действий по модернизации общего образования Елабужского района.
Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации.
Несоответствие между требованиями стандартов образования и имеющимся состоянием педагогических кадров побудило к созданию данного проекта. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.
Цель: разработать траекторию развития профессионально-значимых качеств учителя технологии.
Задачи:
- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;
- обосновать наиболее значимые в условиях ФГОС профессиональные качества учителя, необходимые для обеспечения высокого качества образования по предмету технологии;
- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности;
- создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя;
- выявить совокупность профессионально-значимых качеств современного учителя;
- разработать рекомендации для проектирования траектории индивидуального роста учителя технологии.
Приоритетные направления реализации программы:
1. Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня
2. Формирование профессионально значимых умений
3. Развитие способности работать в коллективе (команде)
4. Освоение методики научно – исследовательской деятельности
Потребности и мотивы:
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.
Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.
Актуальность проекта вызвана внедрением профессионального стандарта педагога и ФГОС ООО. ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Формирование универсальных учебных действий – одно из трудовых действий общепедагогической функции. Повышение интереса детей к техническому направлению, а так же необходимость подготовить команду города, которая достойно выступит на региональной и республиканской олимпиаде по технологии.
Предполагаемые результаты:
– вовлечение молодых педагогов в работу ММО учителей технологии с целью информированности и сопричастности в мероприятиях муниципального уровня;
– организация участия молодых педагогов и их воспитанников в конкурсах различного уровня, в т.ч. профессиональных конкурсах для молодых педагогов;
-помощь молодым педагогам в адаптации к требованиям, предъявляемым к педагогам образовательных учреждений;
– оказание методической помощи молодым педагогам в организации работы по подготовке обучающихся к олимпиадам и научно-исследовательской деятельности различного уровня.
Срок работы над темой: август 2023г. – август 2024г.
Формы сопровождения профессионального роста учителя:
– оказание помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута
профессиональной подготовки;
– ведение дневника индивидуального образовательного маршрута;
– выступления на заседаниях муниципального методического объединения;
– проведение открытых уроков и мероприятий;
– защита методических или дидактических материалов;
– написание статей в материалах семинаров, конференций различного уровня;
– содействие в подготовке к конкурсам, фестивалям, акциям, проводимым как на уровне ОУ, так и на муниципальном и других уровнях.
Организация обратной связи:
– анкетирование молодых педагогов
– индивидуальное и групповое собеседование с молодыми педагогами
– предоставление “свободного микрофона” молодым педагогам на семинарах,
круглых столах, конференциях, проводимых в ЕМР
-открытые уроки, мастер-классы, мероприятия
2.Содержание программы:
Психологические основы адаптации в системе образования
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и целеустремленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально-психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Психолого-социальная адаптация предполагает успешность вхождения учителя в новый коллектив, умение решать межличностные проблемы, поставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Результативность психологического контакта с учениками и их родителями.
Организация учебно-воспитательного процесса:
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодыми педагогами действующих государственных программ по предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков, проводимых учителями первой и высшей категории, с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в работу школы,ММО, совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве.
Школьная документация в работе учителя:
Необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Упорядочение деятельности начинающего педагога и оказания ему своевременной корректирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя:
Важно научить молодых учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих воспитанников.
Аннотация к проекту:
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия отслишком быстрого профессионального выгорания.
Далее представлены лишь некоторые формы организации профессионального роста современного учителя:
1. Повышение квалификации;
2. Чтение популярных образовательных сайтов и педагогических журналов;
3. Посещение уроков своих коллег;
4. Регистрация в профессиональных сообществах;
5. Участие в педагогических конференциях, вебинарах, конкурсах и т.д.
Всё эти формы нам хорошо знакомы. Некоторые из них мы активно используемдля своего профессионального роста.
Также повысить свой профессионализм, более полно развить личность, поможетцелевая модель наставничества, с которой нам предстоит сегодня познакомиться. Данная модель разработана в рамках реализации федеральных проектов:«Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Молодые профессионалы», которые включены в нацпроект «Образование». Целевая модель призвана регулировать отношения, связанные с функционированием и развитием программ наставничества.
Давайте разберёмся в понятиях, которые включает модель наставничества:
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных
компетенций и развитие личностных качеств (общих компетенций) наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт вдостижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации,обучающиеся, представители сообществ выпускников образовательной организации.
Куратор– сотрудник образовательной организации, осуществляющий деятельность по образовательным программам, либо организации из числа
партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.
Можно выделить следующие направления наставничества:
Учебно-профессиональное: наставничество в профессиональной образовательной организации в период подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных компетенций обучающихся;
Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, во внеурочной общественной деятельности, выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству и т.д.
Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, дети с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (состоящие на разных видах учета).
Психолого-педагогическое сопровождениедеятельности молодого специалиста: наставничество, в процессе которого формируются профессиональные умения и навыки, надлежащее исполнение должностных
обязанностей, ознакомление с особенностями работы ОО.
Роль наставника в отношениях
- с одаренными детьми: тьютор, ментор, руководитель.
- с командами, проектными/рабочими группами: тьютор, координатор, модератор.
- с молодыми специалистами: куратор, помощник, эксперт.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Разработчиками программы выделено для общеобразовательных организаций 4 формы наставничества, это:
«ученик – ученик»
«учитель – учитель»
«студент – ученик»
«работодатель – ученик»
В чём сущность каждой из них постараемся разобраться, для этого организуем работу в группах. Нам необходимо 4 группы исходя из форм наставничества. У каждой группы своя форма наставничества, вы должны выбрать определение, цель, результаты, относящиеся именно к вашей форме наставничества. Затем представить свою форму наставничества. (Работа в группах, выступление).
Ученик – ученик
Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.
Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Развитие потенциала, метакомпетенций…
Результат правильной организации работы наставников – высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации…
Ученик – ученик
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;
• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
• снижение числа обучающихся, состоящих на разных видах учета;
• снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
• взаимодействие “успевающий – неуспевающий”, классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;
• взаимодействие “лидер – пассивный”, психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
• взаимодействие “равный – равному”, в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная
работа над проектом.
Область применения: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы, волонтерство.
Учитель – учитель
Взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Цель – успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня.
Результат
• высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов;
• повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
• рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);
• качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);
• сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
• рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.
Учитель – учитель
• Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.
• Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.
Вариантами могут быть:
• взаимодействие “опытный педагог – молодой специалист”, классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
• взаимодействие “лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы”, конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: “не могу найти общий язык с учениками”, “испытываю стресс во
время уроков”), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
• взаимодействие “педагог-новатор – консервативный педагог”, в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю “старой школы” овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
• взаимодействие “опытный предметник – неопытный предметник”, в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).
Студент – ученик
Взаимодействие обучающегося (обучающихся) общеобразовательной организации (ученик) и обучающегося профессиональной образовательной организации… помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории.
Цель – успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение мета компетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым: помощь в определении личных образовательных перспектив, осознании своего образовательного и личностного потенциала…
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста…
Студент – ученик
Результат
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри образовательной организации;
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки.
Наставник. Ответственный, социально активный студент с выраженной гражданской и ценностной позицией, мотивированный к самосовершенствованию и преобразованию окружающей среды…
Наставляемый: Активный, пассивный…
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, участие в конкурсах и олимпиадах, создание совместных проектных работ.
Работодатель – ученик
Взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации…
термин “работодатель” в широком смысле: взрослый человек, имеющий богатый личный или профессиональный опыт, сотрудник предприятия или организации, который может как иметь цель привлечь новых молодых сотрудников на свое предприятие (организацию), так и осуществлять деятельность в рамках программы наставничества с целью передачи личного опыта, поддержки наставляемого и обоюдного развития навыков.
Цель: успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся.
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности…
• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;
• численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
• увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
• численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
• увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
• увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки;
• численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.
Работодатель – ученик
Вариации ролевых моделей внутри формы “работодатель – ученик” могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.
• взаимодействие “активный профессионал – равнодушный потребитель”, мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;
• взаимодействие “коллега – молодой коллега” – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
• взаимодействие “работодатель – будущий сотрудник” – профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.
Итак, в формах разобрались. Какие же функции накладываются наобразовательную организацию?
– внедрение целевой модели;
– реализация программ наставничества, привлечение, обучение, контроль за
деятельностью наставников;
-назначение кураторов;
– осуществление персонифицированного учёта обучающихся, молодых специалистов, педагогов, которые участвуют в программах.
Закончить хочу словами: профессия педагога не позволяет стоять на месте, она требует постоянного роста, поэтому, впереди еще много интересного и нового.
Заключение
Современные процессы в образовании определяют необходимость более широкого применения наставничества, а также совершенствование его форм и инструментов. Наставничество может служить эффективным механизмом повышения профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, формирования системы передачи педагогического опыта, знаний, общечеловеческих ценностей наставляемым.
Трудно представить себя в качестве наставника, примерить образ, вообразить всё в красках, ощутить, увидеть перспективы, предстать перед миром в новой социальной роли. На сегодняшний день это – основная задача педагога.