Бычков Андрей Юрьевич
учитель-дефектолог,
учитель адаптивной физической культуры, ГБОУ «Казанская школа № 142»
г. Казань, Республика Татарстан
Дети с интеллектуальными нарушениями как, впрочем, и дети с ограниченными возможностями здоровья других нозологий, имеют явную потребность в том, чтобы вести такой же образ жизни, как и другие дети.
Флорбол тот вид спорта, который может послужить хорошим средством интеграции детей с интеллектуальными нарушениями в общество. Способствуя их психическому и физическому развитию. Формируя у них различные умения и навыки, включая социальные.
Слово флорбол английское: (flоог – пол, bа11 – мяч) и буквально означает “игра с мячом на полу”, а если сказать точнее, то это хоккей в зале и напоминает больше всего хоккей с шайбой.
Распространенность флорбола объясняется тем, что в него можно играть в простейших условиях (по крайней мере, на не высоком уровне). В то время как для результативных занятий некоторыми видами спорта необходимо достичь высокой техники или определенного физического состояния, флорболом могут заниматься любители спорта, даже с детского сада. Естественно, что чем лучше спортсмен или команда, чем выше уровень их игры, тем она интереснее как для самого флорболиста, так и для зрителя.
Ценность флорбола заключается в том, что благодаря легкому спортивному инвентарю (мяч должен быть сделан из пластмассы, его диаметр составляет 72 мм, максимальная масса — 23 грамма, а клюшка изготавливается из пластика и длина не должна превышать 105 см, а масса — 350 г.) в этой игре могут выступать спортсмены от мальчиков и девочек до бабушек и дедушек с любой конституцией тела.
У молодежи флорбол популярен тем, что открывает широкие возможности для единоборства. Игрок может посостязаться с соперником в скорости, силе, ловкости, выносливости, технической и тактической подготовкой.
Большое достоинство флорбола заключается в его командном характере. Шесть игроков одной команды соревнуются с шестью игроками другой, что развивает у флорболистов дух коллективизма.
Как серьёзный положительный фактор в флорболе, особенно при занятиях с детьми с интеллектуальными нарушениями, следует отметить интенсивное воспитание спортсменов, направленное на развитие их находчивости. Воспитательный эффект дает едва ли не любая игра, однако флорбол особенно характерен самостоятельным творчеством. Игрокам, передвигающимся по сравнительно небольшому пространству (игра проходит на прямоугольной площадке размером 40×20 метров, закрытой бортиками высотой 0,5 метра, размер ворот составляет 1,60 на 1,15 метров), предоставляются бесчисленные возможности для использования собственных идей в интересах всей команды.
Роль педагога заключается в создании ситуации и организации предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющей.
Цель занятий по флорболу: воспитание разносторонне развитой личности, формирование основ здорового и безопасного образа жизни, развитие физических и творческих способностей посредством систематических занятий флорболом.
Основные задачи в работе кружка по флорболу.
образовательные:
• изучение теоретических и практических основ;
• обучение двигательным умениям и навыкам;
• обучение основным техническим элементам и тактическим приёмам;
• обучение правилам поведения на занятиях, на соревнованиях;
развивающие:
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• развитие природного потенциала;
• соразмерное развитие общих и специальных физических качеств;
• развитие познавательных интересов, творческой активности и инициативы; • развитие тактического мышления.
воспитательные:
• воспитание интереса к флорболу;
• формирование познавательной активности;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• воспитание личностно-значимых качеств: организованности, уважения, дисциплинированности;
• воспитание творческой инициативы;
• формирование социальной активности.
Социальная значимость. Работа в секции решает проблемы социальной адаптации школьников, проблему профессионального самоопределения посредством включения учащихся в активную социально-значимую творческую, индивидуальную, самостоятельную деятельность.
Во время тренировочного процесса, необходимо соблюдать основные принципы оценивания обучающихся:
- доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
- положительное отношение к усилиям воспитанника;
- конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
- конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Занятия флорболом, позволяют обучающимся детям, с интеллектуальными нарушениями, не просто адаптироваться к окружающей среде и сформировать необходимые навыки взаимодействия с окружающим социумом, но и позволяют вести активный, здоровый образ жизни, чувствовать свою значимую роль, внутри своего спортивного коллектива, быть сплоченным со своими товарищами по команде. Флорбол учит взаимопониманию, учит проводить время с пользой и получать заряд позитивных эмоций, положительно влияющих на повседневные, социальные роли детей.