Евлампьева Виктория Александровна
воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Умка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО). В нашем дошкольном образовательном учреждении работают секции, кружки различной направленности, которые являются одной из форм предшкольной подготовки детей. Одной из наиболее востребованных услуг – обучение чтению. Ребёнку тяжело освоить чтение, когда он приходит в школу «с нуля», не умея читать. Современные буквари рассчитаны на читающих детей. Поэтому ребёнка следует обучить чтению до школы, чтобы тем самым помочь ему справиться и пережить нелёгкий период адаптации к школьной жизни.
Новизна данной программы заключается в том, что она предполагает использование современных технологий (мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Чудесные превращения») позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в подготовительной к школе группе, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными форматами речи (чтением и письмом).
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать.
Исходя из этого определения, считаю правильным использовать термин «подготовка к обучению грамоте».
Дети постигают определенную систему родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:
Обучающие:
- Формирование и развитие фонематического слуха.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи темпом, интонацией.
- Знакомство со слоговой структурой слова.
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение.
- Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения.
- Расширение словарного запаса детей.
- Обучение чтению.
- Формирование и развитие звукобуквенного анализа.
- Подготовка руки ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие графических навыков.
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Система занятий включает в себя работу по четырём основным направлениям:
– Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична!
– При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребёнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определённой последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путём их «пения» ( про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ) что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение.
– Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова – названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слова-названия; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом, время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребёнок индивидуален в своём развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально-дифференцированный характер.
– Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребёнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения.
Одной из сложнейших задач методики обучению чтению является расстановка звуков, букв и порядок их изучения. В размещении букв учитывается участие звуков и букв в составлении слова, простота и сложность произношения звука, и его графическая форма, базовая роль одного звука для изучения другого звука, обеспечение связного чтения.
В первую очередь по составленной системе занятий изучаем гласные звуки, для начала при которых согласный звук остаётся твёрдым, затем – гласные, согласный звук при которых становится мягким. Что даёт возможность потом определять мягкость и твёрдость согласных звуков. Далее целесообразно после гласных звуков, начать изучение сонорных звуков: «л», «м», «н», «р». Последовательное изучение этих согласных, один за другим, что положительно влияет на улучшение скорости и качества чтения. Затем включаем в изучение парные согласные одновременно, чтобы на практике слышать и сравнивать – звонкий или глухой. После всего этого оставшиеся согласные звуки и буквы в зависимости от степени легкости и сложности изучаются последовательно.
Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности).
Но существуют определённые правила для успешного обучения чтению:
1. Поддерживать интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.
2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.
3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому должна преобладать игровая деятельность, чередовать с двигательными упражнениями.
4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Значит, что сделано не так, и необходимо вернуться на предыдущий этап.
5. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.
Кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений, текстов. Дети начинают познавать мир через чтение потешек, стихотворений, рассказов, они сделали для себя открытие – книга разговаривает с ними! Все знания человечества теперь им доступны. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!