Сидоренко Ольга Ивановна
Фаттахова Инна Ильсуровна
методист очного отделения,
методист заочного отделения
ГБПОУ «Лубянскийлесотехнический колледж»
село Лубяны, Республика Татарстан
Лабораторное (практическое) занятие является одной из основных форм организации учебного процесса при подготовке рабочих кадров. Лабораторная работа заключается в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий, направленных на усвоение теоретических основ учебного предмета, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладение современными методами практической работы с применением технических (компьютерных) средств, современных информационных и коммуникационных технологий.
При выполнении лабораторной работы обучающийся должен продемонстрировать:
- знание теоретического материала и умение использовать его для решения практических задач;
- умение работать с учебной и учебно-методической литературой традиционной и электронной форме;
- познавательные способности, самостоятельность мышления, творческую активность;
- умения и навыки использования ЭВМ, методов и технологий конкретной учебной дисциплины;
- умение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм в ходе выполнения лабораторной работы.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины.
В зависимости от организации проведения лабораторно-практические работы могут проводиться фронтально или нефронтально (звеньями, бригадами). Способ проведения работ определяется наличием необходимого оборудования.
Работы исследовательского характера вызывают у обучающихся значительный интерес, способствуют развитию наблюдательности, внимательности, чувства ответственности за результаты работы. Знания и умения, полученные ими в процессе выполнения таких работ, более глубокие и полные по объему. Большинство лабораторно-практических работ имеют в определенной степени сугубо прикладную исследовательскую направленность. Руководство лабораторно-практической работой преподаватель осуществляет в форме инструктирования: вводного, текущего и заключительного.
Методика и организация вводного инструктирования во многом зависит от характера и организации лабораторно-практической работы. В тех случаях, когда в ходе лабораторно-практической работы обучающиеся должны проводить какие-либо исследования преподаватель подробно объясняет обучающихся порядок выполнения работы, указывает, в какой последовательности производить операции, как вести записи, демонстрирует приемы выполнения. Особое внимание, как при проведении вводного инструктажа, так и в ходе работы преподаватель обращает на необходимость сравнения получаемых результатов, выявление зависимостей между ними, обоснование выводов. Обучающиеся должны понимать, что основная задача состоит не столько в получении абсолютно точных результатов (в условиях учебного заведения это зачастую просто невозможно), сколько в практическом подтверждении изученной закономерности, сущности явления или процесса.
При проведении сугубо практической работы главное в содержании вводного инструктирования — объяснение и показ приемов, восстановление в памяти учащихся теоретических знаний. На характер и содержание вводного инструктирования влияет организационное построение лабораторно-практической работы. При фронтальном проведении работы преподаватель подробно инструктирует группу преимущественно в устной форме. При проведении нефронтальных работ большое значение имеет письменное инструктирование обучающихся, в частности в форме заданий-инструкций.
В такой инструкции формулируется тема и цель лабораторно-практической работы; кратко излагаются теоретические сведения, связанные с работой; приводится перечень оборудования для ее выполнения; описывается весь ход работы и указываются меры предосторожности, которые нужно соблюдать; даются указания по оформлению результатов работы.
Руководство выполнением лабораторно-практической работы преподаватель осуществляет в форме текущего инструктирования в процессе обходов рабочих мест обучающихся. При этом преподаватель контролирует ход работы, помогает обучающимся справиться с возникшими затруднениями и неполадками, отвечает на их вопросы. Если лабораторно-практическая работа выполняется звеньями, необходимо следить, чтобы в работе принимали участие все члены звена. При этом работа должна быть распределена таким образом, чтобы у каждого обучающегося были определенные обязанности. В ходе работы обучающиеся меняются ролями с тем, чтобы каждый выполнил все элементы задания.
После выполнения лабораторно-практической работы каждый обучающийся или старший звена представляет преподавателю сделанные записи и расчеты. При выполнении сугубо практических работ, не требующих расчетов и записей, подведение итогов работы проводится путем развернутой беседы с обучающимися.
Выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий направлено на:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин;
- формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:
- выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Дисциплины, по которым планируются лабораторные работы и практические занятия, и их объемы определяются примерными и рабочими учебными планами.
При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее – Государственные требования) может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с ведущей дидактической целью – подтверждением теоретических положений – в ходе выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой, которые могут составлять часть профессиональной практической подготовки, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследование, оформлять результаты).
Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством учащихся.
Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся – их теоретической готовности к выполнению задания.
По каждой лабораторной работе и практическому занятию в образовательном учреждении должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
Лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике.