Мельникова Ольга Сергеевна,
Сидорова Анна Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, г. Лениногорск
Цель: Познакомить молодых педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить с разными техниками рисования;
- Способствовать формированию умения у педагогов ДОУ выполнять на практике несколько нетрадиционных методов рисования;
3. Повысить уровень мастерства молодых педагогов.
Методы и приёмы: практический.
Оборудование: столы 3 шт, стулья 6 шт , инструкция 3 шт, листы бумаги А3 3 шт, губка, гуашь , кисть, одноразовая тарелка, вилки 2 шт, воздушно-пузырчатая плёнка
Ход мастер – класса:
Здравствуйте дорогие коллеги, мы воспитатели детского сада №7. Я Мельникова Ольга Сергеевна, мой педагогический стаж 18 лет.
Я, Сидорова Анна Анатольевна, так как у меня маленький стаж работы моим наставником является Ольга Сергеевна. Нашим приоритетным направлением является, развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных технологий изобразительной деятельности».
Так как, творчество – постоянный спутник детского развития. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление создавать. Ребенок получает удовольствие и радость от самого процесса творчества, испытывая целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Использование нетрадиционных техник и материалов – это своего рода, инновация в творческо-педагогическом процессе. Нетрадиционные техники позволяют развить у детей интерес, творчество, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
– мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
– пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
– внимания и усидчивости;
– изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
– формируются навыки контроля и самоконтроля.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Существует много видов техник с которыми вы уже знакомы. Я предлагаю вашему вниманию несколько работ и прошу отгадать техники, в которых они выполнены.
– Рисование солью или манкой
Эскиз картинки нужно приготовить заранее. Наносим на поверхность рисунка кисточкой клей ПВА. Сверху посыпаем аккуратно солью или манкой. Лишнюю соль или манку убираем с помощью сухой кисточки. Даем время, чтобы работа подсохла. Готовый рисунок раскрашиваем гуашью.
-Нетрадиционное рисование «В технике ОТПЕЧАТКА»
В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте, вспомним какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.
А теперь мы приглашаем фокус группу в нашу мастерскую.
Предлагаю вам выбрать кляксы. (одна сторонабелая, другая цветная). Уважаемые участники предлагаю вам занять свои места в соответствии с нумерацией. У вас на столе есть инструкция, ознакомьтесь пожалуйста. Можете приступать к своей работе.
Пока фокус группа работает (работа с группой) , мы с вами поиграем в игру «Угадай нетрадиционные техники».
Нетрадиционные техники изодеятельности.
1. Рисование смятой бумагой.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
2. Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.
Способ получения изображения: для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки. А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
3. Тычок жесткой полусухой кистью и щёткой
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон.
Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисование щеткой осуществляется через постукивание по намазанному краской листу. Можно сочетать с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.
4. Отпечатки листьев.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
5. «Пластилиновая живопись»
Способ получения изображения: На картонную основу нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими «красками» покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.
6. Рисование с помощью кофе
Рисовать с помощью кофе несложно. Если у вас в наличии кофе только в зернах, то его нужно смолоть как можно мельче, почти в пудру, иначе крошки кофейной гущи будут прилипать к бумаге. Сварите его любым способом и в любых пропорциях – чем крепче будет кофе, тем насыщеннее будут цвета вашей «кофейной краски».
7. Рисование на камнях.
Вот во что можно превратить обычные камни, добавив немного фантазии и стараний.
8. Необычно привлекательны аппликации из соломы хлебных злаков – они отливают золотом. Хотя эти работы и требуют много времени, терпения и усидчивости, но результат оправдывает всё! Сувениры из соломы – приятный подарок.
Такие занятия дают большой простор для творческого развития детей.
9. Яичная мозаика.
После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от плёночек, вымойте, опустите в раствор пищевой соды (для того, чтобы обезжирить их поверхность), высушите. В нескольких стаканчиках разведите пищевые красители и положите туда скорлупу. Через 15 минут скорлупа раскладывается для просушки. Можно просто раскрасить их гуашью. Когда наберётся большое количество скорлупок разных оттенков, займитесь изготовлением облицовочных пластинок, но можно обойтись и без них. Вот и готов материал для мозаики.
Рисунок обозначьте карандашным контуром. Намазывайте клеем каждую скорлупку и приклеивайте их на предмет так, чтобы они не прилегали плотно одна к другой, между скорлупками должны оставаться маленькие щёлочки чтобы узор выглядел красивее.
10. Аппликации из тополиного пуха. А какой интересный материал, как пух тополя, который каждую весну покрывает газоны, дорожки детского сада! Оказывается, он тоже может восхищать и радовать людей, так как тополиный пух замечательно подходит для аппликации. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.
Заготовка: Тополиный пух собирается с газона – там он более чистый и сухой, очищается от мусора, листвы и пыли с помощью вычесывания.
Просушенные сокровища раскладываются и хранятся в «дышащих» ёмкостях: бумажных пакетиках, картонных коробках, деревянных ящиках. Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Пухом можно выкладывать абсолютно любые сюжеты, лучше всего из пуха получаются животные и зимний пейзаж. Клей, в таких аппликациях не используется.
Техника выполнения работ: Нанести эскиз на бархат можно с помощью ксерокса или принтера, белого карандаша, мыла, мелка. Далее тополиный пух аккуратно при помощи пинцета прикладывают к нужному месту и разглаживают пальцами так, чтобы он прилип к бархату. Чтобы лишние пушинки не попали на полотно – например, туда, где должен оставаться темный фон, его можно прикрыть кусочками бархата ворсинками вниз или использовать трафарет.
В зависимости от сюжета пуху можно придавать разную форму – жгутиков, шариков, сминая их пальцами соответственно прямыми или круговыми движениями. Пух выкладывают по всем контурным линиям сначала тонким слоем, затем более толстым. Можно застелить пухом всю поверхность фона, потом разгрести его зубочисткой и разложить, старясь получить белое ровное полотно.
По нему и процарапывают рисунок в нужных местах. Картины из пуха превращается в один из видов рукоделия, объединяя в себе живопись и флористику одновременно. Готовую работу нужно накрыть стеклом и окантовывают. Если заготовленного пуха нет в наличии, его можно заменить ватой, пушинками семян одуванчика, пуха камышей.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
11. Техника рисования мандалы.
Мандало – терапия – здоровьесберегающая технология в изобразительной деятельности дошкольников. Мандалы пришли к нам с Востока. Это своеобразные символы мира, Вселенной, гармонии и мироздания. Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В психотерапию это понятие было введено Карлом Густавом Юнгом.
Мандалотерапия – это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.
При работе с мандалами у детей развивается мелкая моторика, стимулируется мышление, ребенок на собственном опыте воспринимает и изучает симметрию, раскрывается творческий потенциал, малыш открывает для себя рецепт успокоения и умиротворения, обучаясь снимать стресс и справляться с отрицательными эмоциями.
В силу того, что процесс создания и раскрашивания мандал для детей требует определенной усидчивости, хорошего владения карандашом, понимание конечного результата, то уместно предложить и рассказать ребенку о мандалах не ранее 4-х лет.
12. Техника рисования «Дудлинг»
Дудлинг, это название от английского слова doodle (бессознательные каракули). Дудлинг – это техника рисования свободными линиями, точками, кружочками, завитками. В рисовании этой техникой, нет никаких правил, можно и нужно экспериментировать с формами, пробовать разные узоры (их можно найти в интернете или «подсмотреть» в окружающем мире, у самой Природы). Стиль идеально подходит для расслабления и релаксации взрослым. Детям помогает развить художественные способности, будит детскую фантазию, воображение. Эту технику можно предложить детям дошкольного возраста 5-7 лет. Плюс тренирует руку, ведь узоры при таком рисовании могут быть как большими, так и очень маленькими. В общем дудлинг это настоящая арт – терапия для всей семьи. Попробуйте!
Работа с группой:
Предлагаем слово участникам мастерской (уважаемые коллеги прочитайте свою инструкцию, и покажите что у вас получилось).
-Какой из представленных способов нетрадиционных техник вызвал у Вас наибольший интерес?
-Почему?
– Где вы можете их использовать?
– Спасибо за ответы! Спасибо большое нашей фокус группе.
Предлагаю вам оценить мастер – класс, на столе лежат разного цвета кляксы, если мастер – класс прошёл плодотворно, вы получили новые знания,
которые будете использовать в своей работе, это голубая клякса ; Если тематика мастер – класса для вас знакома, вы давно используете данную
технику в своей работе и готовы поделиться опытом, это желтая клякса
; Если мастер-класс для вас был неинтересен, это красная клякса .
– Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер – классе, за чудесные работы.
Эти техники уникальны тем., тем что не имеют ограниченный в возрасте, Рисовать могут взрослые и дети
Благодарим всех за внимание.
Прошу вас занять свои места
.
Рисование на фольге.
Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками.
Клей ПВА для создания 3D эффекта.
Очень интересные рисунки другого плана получаются с клеем ПВА. Клей ПВА или горячий клей можно использовать для придания рисунку объема и рельефности. Для работы понадобиться (плотная бумага, клей во флаконе с заостренным кончиком, простой карандаш, резинку, гуашь.
Эскиз картинки нужно приготовить заранее. Рисуем с помощью клея все контуры. Следим, чтобы все линии получились ровными и одинаковыми. Даем рисунку с клеем высохнуть. Затем разрисовать цветной гуашью. Можно использовать один цвет или несколько.
Рисование пеной для бритья или воздушные краски
Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.
Это объёмная краска для создания пухлых рисунков. Делается такая краска быстро и просто – в мисочке смешиваем 1 часть клея ПВА с гуашью и добавляем 2 части пены для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или проявить фантазию – придумать рисунок самостоятельно.
Краски поместить в тюбик или наносить кистью. Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц, создаём рисунок.
Самые разные идеи можно воплотить в этой технике рисования для детей.
Объемные краски
Готовый вариант красок есть в продаже – pyffy paint. Однако их можно сделать самим: нужна 3 ст. л. воды,1 ст. л. муки, краситель, 1 ст. л. соды или разрыхлитель или соли. Краску можно поместить в бутылёк из под клея ПВА. Рисуем по бумаге или обычному картону. Готовый рисунок помещаем на 10-30 секунд в микроволновку на максимальный режим.
Пуантилизм для детей. Точечный рисунок
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Художники, которые работали в стиле пуантилизм, наносили на холст чистые, не смешанные предварительно на палитре краски. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.
Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Это такая манера письма картин раздельными мазками. Для реализации можно взять обыкновенную ватную палочку. Лучше всего получаются точечные рисунки гуашевыми красками.
Для каждого цвета понадобится отдельная палочка, а нужные детали можно дорисовать с помощью фломастера или карандашей.
Зентангл и дудлинг
Сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова.
Дудлинг (от английского – бессознательный рисунок) – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования
Зентангл является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии).
Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.
Рисование цветными опилками или песком
Рисование цветными опилками – это необыкновенно красивое и очень полезное творчество. И сам материал необыкновенно приятен. Он притягивает не только детей, но и взрослых.
Как приготовить цветные опилки
• Подготовить опилки, чем мельче, тем выразительнее и эстетичнее получится работа.
• В миску поместить гуашь или пищевой краситель нужного цвета и немного развести водой до достаточно яркой концентрации.
• Поместить опилки в раствор, перемешать до полной пропитки.
• Выложить на бумагу или поднос и поставить сушиться в сухое место.
• После окончательного высыхания, поместить творческий материал в прозрачные баночки.
Как рисовать цветными опилками
Для детей младшего возраста лучше использовать готовый контурный рисунок. Посыпать опилками нужно так: пальчики держим щепоткой, высыпаем струйкой, как соль. Обязательно нужно показать детям захват четырьмя пальцами, а не двумя. После того, как рисунок засыпан опилками нужного цвета, излишки нужно стряхнуть на тарелочку. А на листе остаются четкие и ровные «закрашенные детали». То же проделываем с остальными фрагментами рисунка поэтапно, меняя цвет.
Эскиз картинки нужно приготовить заранее. Наносим на поверхность рисунка кисточкой клей ПВА. Сверху посыпаем аккуратно солью или манкой. Лишнюю соль или манку убираем с помощью сухой кисточки. Даем время, чтобы работа подсохла. Готовый рисунок раскрашиваем гуашью.
Нетрадиционное рисование «В технике ОТПЕЧАТКА»
В детском саду удобнее всего организовывать именно технику отпечатка. Давайте, посмотрим какие материалы подойдут для реализации этой технике при рисовании с детьми.
Комочек мятой бумаги
Мятая бумага дает красивую рваную структуру отпечатка. Это подходит для рисования например, кроны деревьев. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Гофрокартон
Упаковочный серый картон отлично подходит для рисования розы в технике отпечатка. Нарезаем картонную коробку на полоски поперек линии гофрирования. Скручиваем полоски трубочкой, закрепляем резинкой или ниточкой. Также этот способ рулонного рисования подходит для изображения спирали улитки, завитки, барашка.
Отпечатки овощами и фруктами
Овощ или фрукт нужно разрезать пополам. Потом можно вырезать на нем какой-то узор или оставить как есть. Макаем в краску и делаем оттиски на бумаге.
Отпечаток пузырчатой пленкой
Рисование на пузырчатой пленке и последующий отпечаток нарисованного на лист бумаги или самой пленкой.
Отпечатки листьев
Для получения изображения ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Отпечатки ладошками
Во второй младшей группе дети плохо управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг… Поэтому в этом возрасте интересны быстрые и красивые работы-рисунки в технике рисования ладошками.
Вы можете детскими руками нарисовать вот такую милую семейку курочку и цыплята.
Зеленая краска даст вам отпечаток, который можно обыграть в виде лягушки. Глаза можно нарисовать отдельно на белых кружочках бумаги (сами воспитателем) и дети просто наклеят глаза на рисунок клеем ПВА.
Вот вам простая идея рисунка воробья в детском саду. Просто и быстро нарисовать своими руками детям в средней группе.
Чтобы нарисовать ОБЕЗЬЯНКУ, нужно правильно расположить ладонь – так чтобы пальцы были повернуты в сторону лианы, на которой будет висеть обезьяна. Потом кисточкой нарисовать красивый завиток хвоста. И уже из бумажной аппликации выложить голову или дорисовать.
Необыкновенный жираф, также отпечаток дорисовывается нужными элементами и рисунок готов.
Отпечатки пальцев
Название говорит само за себя. Нужно тонким слоем покрасить палец и сделать отпечаток. Рисование пальчиковыми красками можно начинать с раннего возраста. Для этого сначала покажите своими руками, как интересно оставлять следы на бумаге, затем дайте попробовать ребенку. Здесь главное показать, что нужно рисовать указательным пальцем.
Пальчиковые краски можно изготовить самостоятельно. Для этого нужно смешать до консистенции густой сметаны:1 стакан муки, 1 чайная ложка растительного масла, 1 столовая ложка соли, примерно 0,5 стакана воды. Пищевые красители. Краски готовы, можно творить.
Отпечатки ступнями
Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.
Сразу скажу, что в реалиях детского сада (где в группе 30 детей) такое рисование ступнями трудно организовать. В случае с рисунками ладошками все просто: дети вытирают ладони мокрой тряпочкой (снимают основной слой краски), а потом идут к умывальнику и моют руки с мылом. При рисовании ногами, ребенок уже пойти и помыть ноги в умывальнике не может. Нежен человек с мылом и несколькими тазиками, чтобы мыть ноги. Такую работу не сделаешь с целой группой детского сада. Но…
Такое рисование можно сделать как специально организованное индивидуальное занятие, например: из группы четырех человек.
Пластилиновая живопись
На картонную основу нанести простой рисунок или взять готовый рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими “красками” покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом.
Монотипия
Метод таит в себе немало заманчивого для детей. На ровную гладкую поверхность (например, стекло или целлофан) краской наносится рисунок с помощью кисточки, или ватной палочкой. И сразу же, прикладывается лист бумаги, и отпечаток готов. Чтобы он получился более размытым, лист бумаги нужно предварительно намочить. Когда всё высохнет, можно при желании добавить детали и очертания.
Рисование вилками
Одноразовые пластиковые вилки – тот инструмент, который может создать для вас интересную технику нетрадиционного рисования. Все рисунки, где нужна характерный лохматый мазок, станет просто и быстро рисовать даже меленькому ребенку.
Например: На листе бумаги педагог рисует пенек. От пенька идет вверх линия – это ОСЬ будущей елки. Вилкой зачерпываем густую краску и накладываем отпечатки по направлению от бока оси вниз. Сначала обрабатываем правую сторону от оси, потом левую от центрального стержня елки.
Для удобства краску наливать в мисочки – крышки от банок отлично подойдут.И чтобы расход краски был меньше, гуашь можно разводить с клеем ПВА – один к одному. В такой нетрадиционной техинке вы можете нарисовать любые КОЛЮЧИЕ эелементы рисунка – например, ЕЖИК или КАКТУС.
Также вилка поможет нарисовать лохматых персонажей. Например: желтого пушистого ЦЫПЛЕНКА, или котенка, или медвежонка.
Так как краска уже содержит клей-ПВА, то на мокрую еще не высохшую краску можно приклеить любые бумажные детали (клюв, глаза, уши, хвосты и прочее).
Также вилочный мазок похож на оперение птиц. Поэтому вы можете сделать рисунок любой птицы в этой технике. Вот как это происходит видно на фото поделки ниже — ПЕТУХ.
Рисование способом раздувания
Здесь на лист бумаги кладем разведенную водой акварель и дуем на нее из трубочки. Получаем водянистые разводы и красочные ручейки. Для такого рисования необязательно использовать акварель, тоже самое можно сделать гуашью, разбавленной водой. Или ребенку даем рисунок личика (мальчика или девочки) и задача ребенка выдуть ПРИЧЕСКУ этим персонажам.
Мыло – краска
Для такой техники нужно налить в стаканчики обычного жидкого мыла, или жидкость для мыльных пузырей — в каждый стаканчик добавляем немного гуаши. Получаем разноцветную мыльную краску. Окунаем в нее трубочку от коктейля или круглую «выдувалку» и пускаем пузыри прямо на бумагу. Получаем нежные пузырчатые ОБЛАКА. Их можно оформить в интересную картину.
Пузырчатые облака могут быть ПЫШНЫМИ ПИОНАМИ. Пузырчатые области можно гребешки на морских волнах, как кудрявые шкуру овечки и т.д.
Можно просто надуть соломинкой пузырей на поверхность листа бумаги, и потом из этого разноцветного листа вырезать аппликацию-поделку.
Рисование цветным льдом
Весьма забавный и познавательный процесс. В данном случае закрашенный лёд будет выступать инструментом для рисования. Для этого нужно подготовиться – разлить закрашенную воду в формочки для льда и заморозить. В каждый кусочек нужно вставить палочку для мороженного. Что касается красок, лучше отдать предпочтение акварели или красителям, она легче проникает в лед. Гуашь слишком плотная, хотя и ее можно развести до нужной консистенции и поливать ею ваше ледяное творение.
Чтобы лед был прозрачный, нужно замораживать кипяченую воду, иначе скульптура будет матовая.
Отличная идея — использовать вместе с красками соль, последняя разъедает лед и на его поверхности образуются причудливые бороздки и формируется иная шершавая текстура. Краска может проникнуть внутрь, создавая интересный узор.
Рисование зубочистками на клее ПВА.
Налейте на бумагу клей ПВА и рисуйте на нем разводы зубочистками или ватными палочками.
Если в качестве основы использовать прозрачную пластиковую крышку, например, из-под сметаны, то после того, как рисунок высохнет, из нее можно вырезать, например, сердечко и на веревочке повесить на елку.
Рисование на молоке.
Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:
• цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;
• разведенные в воде пищевые красители;
• плоская тарелка или неглубокий лоток;
• жидкое мыло или средство для мытья посуды.
Нужно налить немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. Для этого нужно взять обыкновенные ватные палочки, обмакнуть их в средство для мытья посуды. Когда ребенок опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.
И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.
Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.
Эбру — рисование на воде
Одна из самых фантастических техник изобразительного искусства. Вода проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Вся красота техники в том, что любой человек может создавать настоящие шедевры на водной глади. Эбру – также увлекательно для детей. Важная отличительная черта этого творчества, каждый рисунок всегда уникален! Ведь его уже не повторить! Каждый раз краски по воде растекаются по разному.
Для ЭБРУ необходима специальная вода, настоянная на красных морских водорослях. В продаже есть белый порошок – это и есть “красные водоросли”. А также потребуются специальные краски. Но можно, заменить желатином или крахмалом, краски для эбру можно заменить обычными красками: акварелью, гуашью или акрилом, кисти (отдельная для каждого цвета), палитра для смешивания красок (пластмассовая или керамическая), кисточки для эбру, бумага (не глянцевая), невысокая прямоугольная емкость.
Процесс работы в технике рисования Эбру
• Подготовка специальной клейкой основы для эбру. Необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу.
• Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния.
• Наливаем заранее подготовленную жидкость в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берем кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой. Это будет фон нашего рисунка. Фон может состоять из 2-3 цветов.
• Далее берем спицу или зубочистку и размешиваем краску, как душе угодно. Это увлекательный, релаксирующий процесс.
• Фон готов. Приступаем к рисунку.
• Рисунок выполняется тонкой спицей. Окунаем в краску и ставим точку на поверхности воды. Вытираем спицу салфеткой, окунаем в другую краску, и снова окунаем в ранее отмеченную точку, которая уже расползлась в круг. Так можно делать несколько раз, используя разные оттенки. Затем спицей делаем рисунок. Либо спицей ведем из круга, или в круг.
Техника правополушарного рисования
Научиться рисовать за короткое время можно используя инновационную методику правополушарного рисования. Популярность этого метода возрастает с каждым днем. . Такой метод позволит любому человеку в короткие сроки научиться рисовать (уже после первого занятия).Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть». Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт.
От чего такой быстрый результат?
Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения. Но мало кто знает, что за творческую деятельность отвечает именно правое полушарие. Благодаря специальным техникам, которые были разработаны высококвалифицированным психологом, в такой методике правое полушарие включается в режим творчества практически у всех людей.
Основная суть таких занятий.
В основу обучения положен принцип – меньше теории, больше практики. На теорию уделяется не более пяти минут занятий, в остальное время ученики рисуют. Все рабочие места заранее подготавливаются, и выдается все необходимое для творчества – кисточки, краски, фартуки и т.д. Это делается для того, чтобы все занятие человек полностью занимался творческим рисованием.
Картины, нарисованные подобным образом, появляются моментально, в зависимости от размера от 5 до 30 минут.
Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень необычными. Смысл правополушарного рисования состоит в том, чтобы с помощью определённых приёмов выключить критику левого полушария и растормозить работу правого. Не вообще выключить, а снизить контроль левого полушария на время рисования.
Сегодня мы с вами попробуем нарисовать осеннюю картину в технике правополушарное рисование, рисование объемными красками, рисование пеной для бритья. (Показ техник рисования).
Уважаемые коллеги, мне бы хотелось вручить вам буклеты «Делаем краски своими руками», в этом буклете я собрала техники, которые помогут вам изготовить нужные краски своими руками. Отрабатываете различные техники рисования, учите детей смешивать цвета, различать оттенки и спокойно создавайте свои первые художественные шедевры.
Рефлексия «Клякса».
Предлагаю вам оценить мастер – класс, на столе лежат разного цвета кляксы, если мастер – класс прошёл плодотворно, вы получили новые знания, которые будете использовать в своей работе, это голубая клякса ; Если тематика мастер – класса для вас знакома, вы давно используете данную технику в своей работе и готовы поделиться опытом, это желтая клякса ; Если мастер-класс для вас был неинтересен, это красная клякса .
Заключение мини опрос
Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
– Где вы можете их использовать?
– С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
– Спасибо за ответы!
– Уважаемые коллеги, спасибо вам за ваш интерес и активное участие в мастер – классе, за чудесные картины. Благодарю всех за внимание.