Рахматуллина Гузель Ильшатовна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66», РТ г.Нижнекамск
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, которая служит основным способом познания мира.
Дидактические игры, воздействуя на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулируют их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки (дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать). Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля.
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки дидактических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Интересная игра повышает умственную активность ребенку и может решить более сложную задачу, чем на занятии. Игра – это самостоятельная деятельность в которой дети вступают общение со своими сверстниками.
Именно игра- основной вид деятельности дошкольников. Поэтому, за основу познавательного развития детей я взяла дидактические игры: «Подбери чашки к блюдцам», «Варим суп и компот», «Подбери фигуру», «Подбери колеса к машинам», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек» и др.
Дидактические игры способствуют:
– развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.
Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения
Дидактические игры, способствуют формированию у них количественных представлений, что может быть использовано в практической деятельности воспитателей младших групп дошкольных организаций.
Паспорт
Дидактической игры «Варим суп или компот»
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Цель: познакомить с понятиями «суп» и «компот», повторить с детьми названия овощей и фруктов, закрепить умение делить их на группы, развивать у детей мелкую моторику и координацию движений пальцев рук, воспитывать познавательный интерес и усидчивость. Развивать словарный запас, память, речь.
Задачи: Обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление, внимание; закреплять у детей знания об овощах и фруктах и ягодах, правильно их называть, классифицировать их и пользоваться обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»; Формировать представление об особенностях внешнего вида, о том где они растут;
Оборудование: макеты кастрюль «Суп» и «Компот», картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
Вариант 1: «Назови и расскажи».
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Суп» и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Суп» — овощи, на кастрюле с названием «Компот» — фрукты и ягоды.
Вариант 2: «Классификация «овощи, «фрукты» и «ягоды».
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макеты кастрюль «Суп» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребёнка выбрать картинку плода, лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием: «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Компот или суп? (соответственно в компот идут фрукты и ягоды, а в суп — овощи).
Вариант 3: «Что здесь лишнее?»
Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Суп» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребёнок должен найти лишний и доказать почему? Аналогично проводится игра с кастрюлькой «Компот».
Паспорт
Дидактической игры «Подбери колеса к машине»
ранний возраст
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Цели: учить различать и запоминать цвета.
Задачи:
– формировать умение различать цвета;
– учить совмещать по цвету колеса с машинками; действовать целенаправленно, последовательно, развивая мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование: вырезанные из разных цветов машинки и соответствующие им по цвету колеса.
Ход игры:
Воспитатель: читает детям стихотворение про машину.
Легковая я машина,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Маму, папу, дочку, сына
Целым скопом я вожу.
А ещё в меня бывает
Загружают двух собак,
Или папа разъезжает
Налегке и просто так.
Воспитатель предлагает ребенку (детям) рассмотреть машину. Ребенок (дети) рассматривают и определяют, что у машин не хватает колёс. Воспитатель предлагает назвать цвета машин. Обратить внимание детей на цвет колёс, объяснить, что нужно подобрать колёса такого же цвета, как и машина.
Паспорт
Дидактической игры «Подбери по цвету»
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Предлагаемая дидактическая игра поможет организовать и интересно провести совместную деятельность педагога или родителей с детьми. Она позволит ребенку закрепить представления о четырех основных цветах, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики.
Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.
Задачи игры:
– учить правильно, узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
– развивать зрительное (сенсорное) восприятие
– развивать мелкую моторику
– развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).
– воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)
Ход игры:
На столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему подходит по цвету к его карточке, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку на свою карточку на которой изображен заборчик, такого же цвета как его картинка.
Дети могут играть как по одному, так и вчетвером, по очереди вытаскивая картинки, раскладывая их на соответствующие карточки.
Паспорт
Дидактической игры “Подбери фигуру”
для детей 2-3 лет
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Формирование элементарных математических представлений.
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Цель:
1. Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путём зрительного и двигательного обследования, сравнения.
2. Выделять и выбирать геометрическую фигуру с заданными свойствами из 4 данных фигур (подобрать квадрат такого же цвета, какой и на карточке);
3. Подбирать и использовать в собственной речи слова – название фигур, круг, квадрат, треугольник и прямоугольник.
4. Развивать сенсорные способности детей
5. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета, выделять её среди остальных фигур.
Демонстрационный материал: вырезанные из картона разного цвета круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раздаточный: карточки с контурами автобуса 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки-автобусы, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
Паспорт
Дидактической игры «Подбери чашку к блюдцу»
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Цель: Учить детей называть и различать красный, желтый, синий, зеленый цвета. Формировать умение соотносить предмет, его цвет. Развивать слуховое внимание.
Материал: шаблоны чашек и блюдец, четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Описание игры: Воспитатель показывает детям красивую коробочку и предлагает узнать, что в ней лежит. Затем детям раздаются блюдца. Чашки выкладываются на середину стола. Задача заключается в том, чтобы подобрать к блюдцу чашку такого же цвета. После выполнения каждый ребенок называет цвет чашки и блюдца, удостоверяясь в том, что цвета совпадают. Затем дети один раз меняются блюдцами и вновь подбирают к ним чашки. Так игра повторяется несколько раз.
Паспорт
Дидактической игры «Составь узоры» –
игры для дошкольников раннего возраста
для развития внимания и сенсорного восприятия
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Актуальность: В настоящее время дети все меньше играют в игры. Все больше времени проводят у экранов телевизоров или с телефоном, даже не смотря на столь маленький возраст. Дидактическая игра даёт возможность решать не только педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников, но и объединяют детей для общения. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добавить более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра будит детское воображение. Создаёт приподнятое настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактическая игра «Узоры» предназначена для самостоятельных и совместных с педагогом занятий дошкольников младшей и средней группы. Она развивает концентрацию внимания, наблюдательность, воображение, моторику пальцев, зрительное восприятие.
Цель игры «Узоры» – формирование представлений о разных орнаментах, обучение навыку составлять композиции, подбирать элементы по форме и цвету.
Дидактической игры «Чудесный мешочек» в младшей группе
Ф.И.О. Рахматуллина Г.И.
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №66» г. Нижнекамска и Нижнекамского района РТ.
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная категория: ранний возраст 2-3 года.
Цель дидактической игры «Чудесный мешочек» – совершенствование осязательного и зрительного восприятия, мыслительной способности.
Задачи представленных игр:
– определение степени развития моторики;
– улучшение осязательной и зрительной функции;
– развитие мыслительной и речевой способности;
– улучшение памяти;
– формирование навыка определения предметов на ощупь, описания их по разным признакам;
– получение навыка работы с изобразительным и схематическим материалом;
– воспитание коммуникабельности, дружелюбия, умения работать в коллективе.
Для игры в младшей группе подготовьте крупное изображение цветка, карточки с указанием признаков, а также разные объекты или их реалистичные изображения, которые нужно поместить в мешочек. Количество лепестков цветка должно соответствовать числу карточек со следующими признаками: цвет, запах, форма, вкус, материал, текстура, размер. Карточки разложите на лепестках стороной с признаками вниз.
Ведущий вытаскивает из мешочка объект или изображение, называет его. Ребенок берет любую карточку на выбор, переворачивает, смотрит, по какому признаку нужно описать объект. Например, первым вытащенным объектом оказался апельсин. Первый игрок берет карточку, на ней оказывается признак «форма». Ребенок называет признак: «Круглый». Второй игрок берет другую карточку, там отмечен «цвет». Ребенок называет: «Оранжевый». И так далее, пока все карточки не будут использованы.
При необходимости дети ощупывают, нюхают объект, чтобы дать наиболее точное определение. Когда признаки для одного объекта закончатся, он откладывается. Ведущий снова раскладывает карточки на цветке, достает из мешочка новый объект.