Волкова Марина Олеговна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида N 53», Г. Нижнекамск
Развитие музыкальных способностей всегда являлось одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. С помощью музыки можно раскрыть способности ребёнка, обогатить его эмоционально, развить творчески, повысить социальный статус, создать предпосылки гармоничного формирования личности. Один из принципов, заложенных в ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства. Поэтому я считаю проблему развития музыкальных способностей актуальной для развития каждого ребёнка в контексте ФГОС ДО.
Одним из действенных средств развития музыкальных способностей являются музыкально-дидактические игры и пособия. Они всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. И здесь нам, педагогам, на помощь могут прийти красочно оформленные пособия, благодаря которым у детей возникает интерес к музыке, быстрее развиваются музыкально-сенсорные способности. Музыкальные задания, выполняемые с помощью красочных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.
Данное пособие можно начинать использовать в работе с дошкольниками от трёх-четырех лет и до выпуска детей в школу, усложняя задания для детей старшего дошкольного возраста. Использование в работе такого сундучка, задачи которого направлены на развитие основных музыкальных способностей (музыкальной памяти, музыкальной грамотности, музыкального слуха, чувства ритма), приведёт к успехам в музыкальной деятельности дошкольников, даст детям заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса выполнения заданий.
Цель использования дидактического пособия: повышать интерес детей к получению знаний о музыке, средствах выразительности в музыке, музыкальных инструментах, композиторах; развивать умственные, творческие, музыкальные способности.
Основные достоинства пособия.
– Такой сундучок многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании.
– Его можно использовать в разных видах деятельности.
– Развивает музыкальные и творческие способности детей.
– Является ярким элементом предметно-пространственной среды.
– Мобилен.
– Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении таких пособий. Любой старший дошкольник способен аккуратно приклеить картинку. С таким сундучком дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью.
– Благодаря таким пособиям можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.
– Можно использовать в разных возрастных группах.
Развивающий «Музыкальный сундучок»можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей в музыкальном зале, в групповой комнате и с родителями дома.
Описание. Пособие выполнено в форме сундучка. Основой его является коробка с крышкой, обклеенная со всех сторон фетром.Пособие многофункционально и имеет несколько дидактических полей.
Верхняя часть сундучка (крышка) оснащенадвумя прозрачными кармашками, в которые в ходе игры будут помещаться портреты композиторов и иллюстрации к произведениям. Крышка сундучка также служит ширмой для игр типа «Угадай, на каком инструменте играю».
На красной стороне сундучка располагаютсямагнитные полоски.
На зелёной стороне сундучка располагаетсяизображение клоуна, жонглирующего шариками, на которые можно прикрепить картинки с изображением музыкальных инструментов.
На сиреневой стороне сундучкарасполагаются 3 диска со стрелками для определения средств музыкальной выразительности.
На синей стороне сундучкарасположены:плоскостнаялесенка, по которой двигается матрёшка (мишка, зайка); нотный стан с передвигающимися нотками (нотки с одной стороны чёрные, с другой – белые).
Внутри куба:
1.диск с записями музыкальных произведений;
2. приложение к диску;
3. детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчик, маракасы, треугольник, барабан, ложки);
3. прозрачные папки с картинками, фишками.
Музыкально-дидактические игры,
соответствующие сторонам сундучка
Крышка сундучка
Музыкально-дидактическая игра «Слушаем музыку»(5 – 7 лет)
Цель: развивать у детей музыкальный слух и память; закреплять программный материал.
Игровой материал: крышка сундучка с прозрачными кармашками, карточки с портретами композиторов, картинки, иллюстрирующие содержание знакомых детям музыкальных произведений.
Ход игры. Перед детьми на столе разложены с одной стороны портреты композиторов, с другой стороны картинки по произведениям. Они должны располагаться так, чтобы были видны всем играющим. Проигрывается какое-либо музыкальное произведение, либо слушается в записи (диск прилагается). Вызванный ребёнок должен найти соответствующую картинку, вставить её в кармашек, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Портрет композитора вставляется в соседний кармашек. Если ответ правильный, все хлопают, а ребёнок получает фишку.
Зелёная сторона сундучка
Музыкально-дидактическая игра
«Узнай, какой инструмент звучит».(3–6лет)
Цель: развивать у детей умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: сундучок, карточки на магнитах с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты из сундучка, диск с записью звучания различных инструментов (для старших дошкольников)
Ход игры. Педагог говорит о том, что сегодня в цирке выступает клоун, но шарики не взлетают, потому что не звучит музыка, и просит детей собрать клоуну оркестр, узнавая звучащий музыкальный инструмент и прикрепляя изображение этого инструмента к шарику. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Для детей младшего дошкольного возраста педагог использует ширму и имеющиеся в сундучке детские музыкальные инструменты. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать диск с записью звучания инструментов (балалайки, баяна, фортепиано, трубы, скрипки и т.д.).
В игре можно использовать песенки (в зависимости от возраста и развития детей).
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, три.
А какой сейчас сыграет,
Ну-ка быстро говори.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, пять.
А какой сейчас сыграет,
Ты попробуй отгадать.
Музыкальных инструментов
Знаем мы, ребята, семь.
А какой сейчас сыграет
Отгадаем дружно все.
После того как все инструменты собранны, создается оркестр. Звучит весёлая пьеса, а дети сопровождают игрой в оркестре.
Музыкально-дидактическая игра
«Угадай, что звучит» (4–6лет)
Цель: развивать музыкальную память через тембровый слух – учить детей различать по слуховому восприятию тембр звучания различных музыкальных инструментов.
Игровой материал: зелёнаяпанель сундучка и карточки с изображением инструментов,детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Один из детейиграет на каком-либо инструменте (за ширмой), а другие дети отгадывают.Тот ребёнок, который первый узнал инструмент, находит соответствующую картинку и помещает её на панель сундучка.
Красная сторона сундучка
Музыкально-дидактическая игра «В гости к нам пришли игрушки» (4-5 лет)
Цель: развивать ритмический слух.
Игровой материал: красная панельсундучка, игрушки (черепаха, мишка, зайка, лошадка), полоски разной длины.
Ход игры.Ведущий говорит детям, что сегодня к ним в гости придут игрушки. Но они разные и ходят по-разному:кто-то медленно, кто-то быстро. Напоминает, показывая полоски разной длины, какие звуки они изображают.Педагог по очереди показывает игрушки, совместно с детьми обсуждают, как двигается данное животное. Можно попросить детей прохлопать в ладоши, а затем вызванный ребёнок выкладывает движение животного на магнитной полоске. За каждое правильно выполненное задание дети получают фишки.
Музыкально-дидактическая игра «Сложи песенку» (5-7 лет)
Цель: развивать ритмический слух, упражнять детей в умении выкладывать ритмический рисунок мелодии с помощью ассоциативных элементов.
Игровой материал: красная панель сундучка, полоски разной длины, картинки по содержанию песен, попевок.
Ход игры. Педагог исполняет знакомую детям песню или попевку,прикрепляет соответствующую картинку на магнитную полоску. Затем предлагает детям прохлопать ритм и показывает, как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием полосок разной длины, обозначающих разные по долготе звуки.
В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни, попевки и предлагает им выложить их ритмический рисунок. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получат фишку.
Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм» (5 – 7лет)
Цель: развивать ритмический слухдетей, музыкальную память, упражнять в умении выкладывать ритмический рисунок мелодии с помощью ассоциативных элементов.
Игровой материал: красная панель сундучка, полоски разной длины, картинки по содержанию песен, попевок, картинки с изображением музыкальных инструментов, карточки с изображением ритма.
Ход игры.
1 вариант. Один ребёнок берёт карточку с изображением ритма (никому её не показывает). В кармашек, слева от магнитной полосы, кладётся карточка с изображением музыкального инструмента. Ребёнок берёт данный инструмент из сундучка и отбивает на нём ритм, указанный в его карточке. Другой ребёнок выкладывает этот ритм на магнитной полосе с помощью полосок разной длины. Можно предложить всем детям прохлопать этот ритм и убедиться, что он выложен правильно. Затем первый ребёнок показывает свою карточку. Ритм на карточке и ритм на панеле сундучка сравниваются. Тот, кто справился с заданием, получает фишку.
2 вариант. Игра проводится также, как и в первом варианте. Только после того, как второй ребёнок выложит ритм на панели сундучка, он должен угадать песню, соответствующую данному ритму, найти правильную картинку и прикрепить её с правой стороны магнитной полосы.
Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» (5 – 7лет)
Цель: развивать ритмический слух, умениеузнавать знакомые песни и попевки по ритмическому рисунку.
Игровой материал: красная панель сундучка, полоски разной длины, барабан (либо другой музыкальный инструмент по выбору педагога), картинки по содержанию песен и попевок.
Ход игры. Педагог отбивает ритмзнакомой детям песни или попевки на барабане или другом инструменте (треугольнике, металлофоне,ложках). Дети прохлопывают ритм, один из детей выкладывает его на магнитной полоске. Затем находит картинку соответствующей песни, также прикрепляет к магнитной полосе. Ребёнок, правильно выполнивший задание, получает фишку. После завершения игры можно подвести итог, назвать имя победителя (у кого больше фишек).
Рекомендуемые песни и попевки:«Петушок»,рус.н.м. , «Дождик»Тиличеевой, «Два весёлых гуся», рус н.н.м. «Ёлочка» Красева, «Дед Мороз» Филиппенко, «Василёк», рус.н.м., «Андрей-воробей», рус.н.м.
Музыкально-дидактическая игра «Выложи ритм движения друзей» (5–7лет)
Цель: развивать ритмический слух детей.
Игровой материал: красная панель сундучка, полоски разной длины.
Ход игры.
1 вариант. Дети делятся на несколько команд. Каждая команда договаривается между собой, что они будут делать: шагать или бежать. Ребёнок у сундучка выкладывает с помощью полосок разной длины ритм их движения.
2 вариант. Дети такжеделятся на несколько команд. Ребёнок, стоящий у сундучка, задает ритм и называет команду, которая будет это выполнять. Дети должны правильно в движениях передать ритм, показанный на панели сундучка.
Синяя сторона сундучка
Музыкально-дидактическая игра « «Музыкальная лесенка» (5 – 7 лет)
Цель: учить детей различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх, вниз.
Игровой материал: синяя панель сундучка, восьмиступенчатая лесенка, фигурки матрёшки, зайки, мишки на магните, металлофон.
Ход игры.
1 вариант. Педагог или ребёнок играет мелодию на металлофоне. Другой ребёнок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает фигурку матрёшки (зайки, мишки)по ступенькам лесенки вверх, вниз или на одной ступеньке.
2 вариант. Педагог или ребёнок играет на металлофоне вверх или вниз определённое количество звуков. Другой ребёнок должен определить не только движение мелодии, но и количество ступеней, на которое поднялась или спустилась матрёшка. Выполняет задание на панели сундучка. За правильно выполненные задания дети получают фишки.
3 вариант. Педагог или ребёнок играет мелодию на металлофоне вверх, вниз или на одном звуке. Другой ребёнок на нотном стане выкладывает ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
Музыкально-дидактическая игра «Юные композиторы» (5-7 лет)
Цель: развивать песенное творчество детей.
Игровой материал: синяя панель сундучка,нотный стан с нотками.
Ход игры.
1 вариант.Ведущий предлагает детям стать композиторами и сочинить музыку. Для этого необходимо нотки на нотном стане передвинуть по желанию ребёнка, по окончанию выполнения задания, взрослый проигрывает мелодию на инструменте.
2 вариант.Проводится точно так же, как и первый, но детям предлагается некоторые нотки перевернуть другой стороной, чтобы в мелодии были длинные и короткие звуки (чёрная сторона – короткие звуки, белая – длинные).
Сиреневая сторона сундучка
Музыкально-дидактическая игра «Подумай и отгадай»(3 – 4 года)
Цель: развивать у детей звуковысотный слух; закрепить программный материал.
Игровой материал: сиреневая панель сундучка,жёлтыйдиск с магнитами,картинки с изображением медведя, зайчика, птички.
Ход игры.
1 вариант. Картинки с изображением медведя, зайчика, птички ужеразмещены на диске.Педагог поочерёдно исполняет произведения: «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию и поворачивают стрелку на нужную картинку.
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры с помощью магнитов. Если ребёнок затрудняется это сделать, педагог помогает ему.
Музыкально-дидактическая игра «Что делают дети?» (3 – 4 года)
Цель: развивать представление детей о жанрах музыки, способность различать колыбельную, марш, танец.
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, жёлтый диск с магнитами, на котором находятся съёмные картинки, изображающие спящих, танцующих и марширующих детей.
Ход игры.
1 вариант.Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания определяют жанр произведения. Затем передвигают стрелку на картинку, соответствующую музыкальному жанру.
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры после прослушивания каждого произведения с помощью магнитов.
Музыкально-дидактическая игра «Определи настроение» (4 – 7лет)
Цель: развивать у детей представление о характере музыки (весёлая, грустная, спокойная, сердитая).
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, зелёный дискс гномиками, изображающими разное настроение (радостное, весёлое; спокойное; грустное, печальное; злое, сердитое, игривое, озорное, шутливое), записи разнохарактерных произведений.
Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет произведение или ставит запись, а вызванный ребёнок передвигает стрелку на картинку, соответствующую характеру музыки. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребёнок говорит его название и имя композитора.
Для детей младшего дошкольного возраста подбираются только весёлые и грустные произведения. В старшем возрасте постепенно добавляются другие (спокойные, сердитые).
Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто поёт?»(5 – 6 лет)
Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, жёлтый диск с магнитами,картинки, на которых изображены поющие папа, мама, ребёнок.
Ход игры.
1 вариант. Педагог рассказывает детям о музыкальной семье, показывает соответствующие картинки и говорит, что все в этой семье любят петь, но поют разными голосами (папа – низким, мама – средним, а ребёнок – тоненьким, высоким). Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах. После исполнения каждой из пьес, дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и помещают её на диск, объясняя свой выбор.
2 вариант. Все три картинки уже находятся на диске. И дети после прослушивания произведения поворачивают стрелку на нужную картинку.
Музыкально-дидактическая игра «Чей это марш?»(5 – 6 лет)
Цель: расширять у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, жёлтый диск с магнитами,картинки, на которых изображены марширующие дети, марширующие солдаты и игрушечные солдатики.
Ход игры.
1 вариант. Дети слушают три разнохарактерных произведения, исполняемые педагогом поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети должны догадаться, чей это марш, и повернуть стрелку на нужную картинку.
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры с помощью магнитов.
Музыкальный репертуар. «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков» Г.Левкодимова.
Музыкально-дидактическая игра «Определи темп» (5 – 7лет)
Цель: развивать у детей представление о темпе музыки (медленный; спокойный; быстрый; очень быстрый, стремительный).
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, красный диск скартинками, изображающимичерепаху, лошадку, мальчика, поезд, и подбор музыкального материала с различным темпом звучания музыки.
Ход игры. Ведущий предлагает прослушать музыкальные произведения и определить темп музыки. Затем повернуть стрелку на диске на соответствующую картинку (черепаха – медленный темп, идущий мальчик – спокойный, лошадка – быстрый, поезд – очень быстрый, стремительный).
Музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт?»(5 – 7лет)
Цель: развивать у детей музыкальный слух.
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, жёлтый диск с магнитами,картинки с изображением поющих детей (одного, двух, много).
Ход игры.
1 вариант. Все три картинки уже находятся на диске. Педагог играет на инструменте один, два или три (четыре) разных звука. Дети определяют количество звуков, и один из них выходит к сундучку и поворачивает стрелку на соответствующую картинку. Если задание выполнено правильно, ребёнок получает фишку.
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры с помощью магнитов.
Музыкально-дидактическая игра «Песня, танец, марш» (5 – 7 лет)
Цель: развивать представление детей об основных жанрах музыки, способность различать песню, марш, танец.
Игровой материал: сиреневая панель сундучка,жёлтый диск со стрелкой, на котором находятся съёмные картинки, изображающие поющих, танцующих и марширующих детей.
Ход игры.
1 вариант.Дети слушают поочередно музыкальные пьески и после прослушивания определяют жанр произведения. Затем передвигают стрелку на картинку, соответствующую музыкальному жанру, применяя термин (танец, песня, марш).
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры после прослушивания музыки
с помощью магнитов.
Музыкально-дидактическая игра «Подбери музыку» (6 – 7 лет)
Цель: учить детей различать характер музыки (лирический, героический, комический).
Игровой материал: сиреневая панель сундучка, жёлтый диск с магнитами,картинки, на которых изображены колпачок клоуна, будёновка, головной убор Красной Шапочки.
Ход игры.
1 вариант. Дети слушают три разнохарактерных произведения, исполняемые педагогом поочерёдно («Кавалерийскую», «Вальс», «Клоуны» Д.Кабалевского). По характеру звучания, по выразительным особенностям музыки дети отгадывают произведения, и поворачивают стрелку на нужную картинку.
2 вариант. Игра проводится по тому же принципу, только картинки на диске отсутствуют. Их прикрепляют дети в процессе игры с помощью магнитов.