Белоногова Елена Владимировна
Тарасова Ирина Анатольевна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 28 «Снежинка»
г. Набережные Челны
Дидактическая игра для детей 5 – 7 лет «Творчество в игре»
по художественно – эстетическому развитию
Прикладное народное искусство в дошкольной педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, гуманного отношения к окружающему, развития элементарных навыков рукоделия. Декоративно – прикладное искусство позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров и побуждает желание в создании композиции.
В настоящее время Интернета и информационных технологий получила развитие визуальная массовая культура, которая знакомит детей с предметами декоративно—прикладного искусства, посещая сайты музеев, открытых экспозиций, видеоэкскурсий.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, все чаще открываются гончарные мастерские, растет популярность hand made продукции, ручной росписи, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Игра по художественно – эстетическому развитию, эта игра предназначена для индивидуальной, подгрупповой и групповой работы с детьми 5 – 7 лет. В игре развиваются творческие способности детей, формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эту игру можно использовать на занятиях по рисованию, в режимных моментах, в работе с родителями. Пособие направлено на развитие эстетического вкуса и воображения.
Цель игры:
– Формирование у детей чувства композиции в связи с построением узора на различных предметах, трафареты которых они выбирают с помощью кубика.
– Развитие памяти, внимания, воображения.
Задачи игры:
Развивающие:
– развивать познавательную активность, зрительное внимание, мелкую моторику рук, фантазию, умение работать с цветом, умение располагать узор;
– совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом;
– обогащать графическую выразительность детских работ.
Обучающие:
– изучать, повторять, закреплять знания о различных стилях декоративного искусства и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.
Воспитательные:
– воспитывать аккуратность, уважение к мастерам народного творчества.
Предполагаемые результаты:
Дидактическая игра на занятиях и вне занятий декоративно-прикладного искусства научит детей:
– находить необходимые предметы определенного промысла среди предложенных;
– развивать внимание, наблюдательность, речь-доказательство;
– развивать мышление, эстетическое восприятие;
– помогает воспитывать уважение к народным мастерам.
Описание игры: Играть в настольную игру могут от 2 и более детей. В игре используется игральный кубик, 4 таблицы с разными изображениями и элементами росписей (гжель, городецкая, хохломская, дымковская), 4 конверта с трафаретами (по росписям) и 1 конверт с листами чистой бумаги, гуашь, непроливайки, кисти разных размеров, салфетки и фломастеры, простые/восковые карандаши.
Когда выбрано поле и определена очередность бросания кубика, игра начинается. У каждого игрока будет 5 ходов с бросанием кубика.
1 ход: дети выбирают себе предмет для росписи. Трафарет выбранного предмета обводят на заготовленных ранее листах белой бумаги (если это хохломская роспись, то листы черного или желтого цвета);
2 ход: выбирают крупный узор и рисуют его;
3 ход: рисуют мелкие узоры;
4 ход: рисуют листья;
5 ход: рисуют узорные строчки.
Дети должны нарисовать и расположить узор самостоятельно, дожидаясь, когда высохнет гуашь, дорисовать узор.
Вывод: Дидактическая игра «Творчество в игре» создает атмосферу доверительности и сотрудничества, развивает творческую самостоятельность, фантазию.
Дошкольникам понравилось играть в игру, потому что она исходила из их интересов и возможностей. После того, как дети поиграли в эту игру, они предложили составить таблицы для рисования необычных животных (проводилась аналогично). Дети договаривались заранее, использовать одну или две таблицы (мордочку, мордочку с туловищем), т.к. они должны были продумать их расположение на бумаге. В конце игры они предложили придумать названия этим животным.
Таким образом, эта дидактическая игра важна и интересна детям, ведь с помощью неё они учатся рисовать, понимать цветовую гамму, преодолевать те или иные трудности, а также развивать эмоциональную и волевую сферу.