Дубровина Елена Васильевна
Жернакова Юлия Борисовна
учителя начальных классов
МБОУ лицей №2
г. Бугульма, Республика Татарстан
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Дети совершают покупки с родителями, нередко самостоятельно ходят в магазин, пытаются определить хватить ли им денег на все, что хочется купить в данный момент. Некоторым детям такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися финансами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.
Для того, чтобы учащиеся могли освоить этот вид грамотности, на уроках необходимо моделировать ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка. Например, на уроке математики включаем такие задания:
Задание «Супермаркет»
Учитель: Мы отправляемся в супермаркет. Часто приходится ходить за покупками?
Учитель: Что нам нужно, для того, чтобы совершить покупки? (Деньги)
Учитель: Какие качества личности нужно проявить? (Экономность, бережливость, вежливость)
Учитель: Как определить, сколько стоит продукт? (Посмотреть на ценник)
Учитель: Достаточно ли этой информации, чтобы купить продукт? (Надо посмотреть срок годности)
Работа в группах. Перед учениками карточки в картинками продуктов и указанием сроков годности.
Учитель: Посмотрите на срок годности и определите, какие товары можно положить в корзину. Наберите корзину только свежими продуктами.
Самопроверка. Дети отбирают нужные карточки. Выполнив задание, переворачивают их и составляют слово. На обороте буквы слова МОЛОДЦЫ.
Вывод: Чему научило вас это задание?
Задание «Совершаем покупки»
Учитель: Вы самостоятельно отправитесь за покупками. В конверте лежит список товаров, которые вам надо купить и деньги на их покупку. Будьте внимательны, считайте деньги правильно.
Дети делятся на 2 группы: 1 группа – покупатели, 2 группа – продавцы. Перед детьми лежат картинки продуктов и ценники. Покупатели выбирают товар по списку, расплачиваются. Продавцы продают товар покупателям, берут деньги, отсчитывают сдачу.
Вывод: Какие математические навыки необходимы при покупке товаров в магазине? (Умение складывать и вычитать)
Задание «Рецепт для торта»
Учитель: Вы купили определенный набор продуктов. Бабушка решила испечь торт. Помогите ей найти подходящий рецепт торта, который она сможет приготовить из имеющихся продуктов.
Дети получают список закупленных товаров и рецепты тортов. Работают в группах (или в парах).
Список закупленных товаров:
Молоко – 1 л, сахар – 500 г, сметана – 300 г, яйца – 1 десяток, батон – 1 шт., мука- 500 г, масло сливочное – 200 г, молоко сгущёное – 1 банка (400 г), ванилин – 10 г.
Рецепты тортов:
Название |
Рецепт |
«Ёжик» |
8 яиц, 150 г сахарной пудры, 100 г муки. Для крема: 5 яиц, по 200 г сахарной пудры, масла, 100 г шоколада, 50 г миндаля. Для отделки: по 100 г сахарной пудры, шоколада, орехи или поджаренные овсяные хлопья. |
«Ромашка» |
8 яиц, 400 г сахара, 100 г картофельной муки, 1 лимон, 320 г сливочного масла, 50 г сиропа. |
«Наполеон» |
200 г сливочного масла, 200 г сметаны, 400 г муки, соль. Для крема: стакан молока, 2 ст.л. крахмала, 100 г шоколада, 2 яйца, полстакана сахара, 50 г сливочного масла. |
«Лакомка» |
Для теста: 10 яиц, 100 г сметаны, по 200 г муки, сахара. Для крема: 200 г масла, по 100 г сгущёнки, сахарной пудры, ванилин. |
«Зебра» |
4 яйца, 2 стакана сахара, 1 ч. л. соды, 1 пачка маргарина, стакан сметаны, 2,5 стакана муки, 3 ложки какао. |
Учитель: Какие знания помогли вам выполнить это задание?
Задание «Заглянем в кафе»
Учитель: Заглянем в кафе. Что нам предложили в кафе? (Меню)
Учитель: Чем меню может помочь посетителю? (Выбрать блюда, узнать стоимость, состав блюда)
Учитель: Подумайте, какие блюда вы можете купить на 100 рублей? (Меню на экране. Дети записывают свой набор блюд.)
Взаимопроверка: передвиньте по часовой стрелке лист. Проверьте задание.
Учитель: Чей набор блюд полезнее?
Вывод: Даже для того, чтобы перекусить, нам нужна математика. Какие умения вы здесь применили?
Задание «Покупка билетов»
Нам необходимо купить билеты на самолёт. Посмотрите таблицу. Нужно выбрать подходящий рейс до Москвы. Учтите, что дорога до аэропорта займет 1 час и в аэропорт мы должны прибыть за два часа до вылета.
Выполняя данное задание, дети должны учесть несколько моментов: время вылета с учетом дороги, направление вылета, стоимость билета, дату вылета (четный или нечетный день).
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение. Моделирование ситуаций на уроках помогает научить детей свободно ориентироваться в предложениях различных магазинов, организаций, компаний и банков, выбирать наиболее выгодные, противостоять финансовому обману.