Кузьмина Марина Викторовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Аленушка» ЗМР
Республика Татарстан, г. Зеленодольск
Цель: развитие у детей творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать уверенность в себе, терпение, усидчивость, трудолюбие.
Образовательная: Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Развивающая: Научить использовать нетрадиционную технику рисования.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о природе, рассматривание цветов, иллюстраций полянок, картин. Индивидуальная работа с детьми по рисованию.
Словарная работа:
Линеры, дудлинг.
Интеграция образовательных областей:
«Художественное эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социализация», «Безопасность».
Материал и оборудование.
- Подносы для материалов, готовые цветы из бумаги
- Цветные карандаши, линеры, простые карандаши.
- Картинки с изображением «Дудлинга».
- Карточки с контурами для художественного творчества (сердечки, цветы).
Интеграция областей: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие, художественное творчество.
Словарная работа: художественная мастерская, эксперимент, дудлинг.
Методы и приёмы: игровая мотивация, вопросы, указания, поощрения, напоминания, исследовательские действия, художественное творчество.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Здравствуйте дети. Меня зовут Марина Викторовна. Мне о вас очень много рассказывали, что вы дружные, умные. И сегодня я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. А давайте мы с вами подружимся. Вставайте в круг и возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы не будем унывать,
Будем весело играть.
– Вот мы с вами и подружились.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, а вот какое настроение у вас, я сейчас и узнаю. Предлагаю провести упражнение: «Язык фотографий» или «Моё настроение». Я с собой принесла волшебный сундучок, достаньте из него по одной фотографии и сравните своё настроение с каким-то цветом, животным или состоянием погоды.
(с детьми, которые выбрали отрицательные эмоции проводится игра: «Лёша, Лёша повернись, повернись и улыбнись»)
Воспитатель: Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение. А вот что бы узнать вам моё настроение, я вас приглашаю пройти к следующему столу, где мы с вами проведём маленький эксперимент, и узнаем, про волшебство воды, ведь даже бумажные цветы могут распускаться под её волшебством. Хотите увидеть это своими глазами? Тогда за дело!
Для этого маленького эксперимента нам понадобится: ёмкость с водой, бумажные цветы.
Выбирайте себе цветы, которые вам больше всего понравились, и опускайте бутоны в воду. Удивительно, если мы прислушаемся, то можем услышать шелест лепестков при распускании!
Воспитатель: Этим экспериментом, я хотела вам показать, какое у меня сегодня настроение, весёлое, яркое, как эти цветы.
Воспитатель: Дети, я хочу вам предложить, перенести свои эмоции от увиденного, на листы бумаги. Хотите попробовать?
Дети: Да
Воспитатель: Я приглашаю вас пройти в художественную мастерскую.
– Посмотрите, в нашей художественной мастерской есть шаблоны, цветные карандаши, линеры. Есть всё для того что бы творить. Я хочу вам предложить использовать технику: «Дудлинг». Кто скажет, что же это такое?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Разве вы не знаете? А я уверена, что дудлингом вы занимаетесь, просто не знали, что есть такое слово. Я вам расскажу. С английского языка «дудлинг» переводится как бессмысленный рисунок или по-другому «дудлы» – это крючки, точки, палочки, колоски, завитки, волнистые линии, кружочки, а точнее сказать – это каракули. Рисовали ли вы каракули?
Дети: Да
Воспитатель: Прежде чем рисовать, я хочу вас пригласить на выставку картин. Чтобы попасть на выставку картин, нам поможет вот этот волшебный колокольчик. (Воспитатель звонит в колокольчик и говорит слова, дети поворачиваются вокруг себя).
Воспитатель: Колокольчик, позвони, в мир искусства позови
Воспитатель: Давайте немного отойдем в сторону и встанем удобно, картины лучше рассматривать немного издали. Дети, посмотрите на эти картины, здесь изображена полная свобода. Это не только необычная техника рисования, это еще и целая вселенная, скрытая художником в переплетениях волшебных узоров! Картины в стиле дудлинг – это рисунки, которые состоят из причудливо переплетенных фигур, линий. Это удивительное сочетание разных орнаментов и элементов, таких как: точки, круги, причудливо изогнутые линии.
Художник как будто говорит нам, позвольте своим рукам рисовать без вашего участия, интуитивно переплетая элементы, не задумываясь о том, что получится! И вы увидите результат, который удивляет и восхищает, вызывает стремление творить и фантазировать, он способен неожиданно обрадовать, удивить, оживить.
Практическая часть:
Воспитатель: Пройдите к столам, и сядьте удобно. Посмотрите сначала, как я нарисую рисунок. Так как мы начинающие в этой технике, самый простой способ начать рисовать — это использование шаблонов.
- Возьмём шаблон и простой карандаш, или линер.
- Разделим шаблон на несколько частей, на небольшие сектора.
- Затем заполним каждый сектор шаблона элементами дудлинга: точки, линии, закорючки, круги. Чтобы в каждом сегменте был разный узор
- И последний шаг, заполним всё цветом, раскрасим элементы цветными карандашами или линерами.
Главный совет: не волнуйтесь о результате. Отключите на время рисования «себя – критика», не могу, не получится, я не умею. Будьте в «потоке» творчества, принимайте всё что получается, ведь в технике «Дудлинг», не существует никаких чётких правил. Давайте сделаем рисование веселым и увлекательным. Не сомневайтесь, у вас все получится!
Воспитатель: Мне кажется, мы готовы творить! Выбирайте, что вам нужно и оформляйте свои рабочие места.
(Дети выбирают по желанию тот шаблон, который им больше понравился)
При рисовании карандашами, делаем такой массаж:
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
-Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Самостоятельная деятельность детей: Воспитатель следит за осанкой детей, за тем, чтобы карандаши дети держали правильно, сильно на карандаш не нажимали, по несколько раз не обводили, при необходимости помогает детям.
Итог:
Воспитатель: Давайте посмотрим, как вы справились с работой.
Выставка работ: Выбор детьми наиболее понравившихся рисунков.
Воспитатель: Что мы сегодня рисовали?
Дети: Цветок. Сердечко.
Воспитатель: С какой техникой рисования мы познакомились?
Дети: Дудлинг. С техникой рисования каракулей, палочек, точек.
Воспитатель: Кому было сегодня интересно? Не очень?
Дети: Было интересно распускание цветов в воде. Рисование каракулей.
Воспитатель: Конечно, рисованием сегодня мы получили положительные эмоции, были усидчивыми, сконцентрированными
Воспитатель: Какие идеи были, все ли удалось реализовать?
Дети: Красиво нарисовать. Удалось красиво раскрасить цветок.
Воспитатель: Что сегодня вам удалось сделать по-новому?
Дети: Необычно раскрасить цветок.
Воспитатель: Дети, мне очень понравилось у вас, вы такие умные, талантливые, воспитанные. Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, всем спасибо, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо, и переносить свои эмоции на рисунок. Посмотрите, какие красивые у нас получились цветы, сердечки, ну просто волшебные. А сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи!». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. Вы – молодцы!».
И на память о нашей сегодняшней встрече, я принесла вам подарок готовые шаблоны в технике «Дудлинг». Вы можете раскрасить их дома вместе с мамой, или вместе со своими друзьями, научить их тоже этой удивительной технике – «Дудлинг»