Кудряшова Татьяна Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ «Политехнический лицей №182»
г. Казань, Республика Татарстан
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
Задача нового поколения людей — это овладеть накопленным опытом предшественников. Это требует усвоению определенных способов учебной деятельности, которые вместе со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования. Именно в процессе деятельности происходит не только формирование знаний, но и опыта этих отношений. Вследствие чего воспитательные и развивающие задачи реализуются в органическом единстве.
Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этих задач можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень.
На мой взгляд всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая и информационно – коммуникационные методы.
Одним из таких методов является метод проектной деятельности.
Актуальность метода проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью формировать у детей способности мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Именно решение этой проблемы в начальной школе возможно через организацию проектной деятельности.
Как известно, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который предполагает слияние теории и практики, заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. projectus, буквально-брошенный вперёд) – замысел, план.
Метод (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического познания действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
В учебном процессе я использую различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, игровые, информационные. Проектные задачи можно решать в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации работы также могут быть различными: индивидуальными, парными, групповыми. Например, на уроках окружающего мира, математики, русского языка мои ученики с большим интересом работали над проектами: «Богатства, отданные людям», « Наши семейные традиции», « Лес», «Цифра меньше единицы».
Работая над проектами: ученики находят материалы о людях нашего города, фотографии к своим рассказам, оформляют стенды. Так, например проект по математике »Цифра меньше единицы» получила признание и заняла на Межрегиональной научно-практической конференции учащихся начальных классов «Хочу всё знать» 3 место. Таким образом, такого рода задания заставляют ребят обобщать полученные знания, давать собственную оценку событию, заниматься поиском дополнительного материала и подходит к выполнению заданий творчески.
Мой опыт работы свидетельствует, что в использовании проектной деятельности на уроках в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
– мотивационный;
– планирующий;
– информационно-операционный;
– рефлексивно-оценочный.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме?
Начиная работу над проектом, необходимо побуждать у учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и самое главное, вызывала интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видео сюжет.
Затем на этапе погружения в проект учителю необходимо выделить проблемное поле. Из проблемы проекта, выделяем цель и задачи проекта. Как известно задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. На втором этапе погружения организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости можно определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя.
Для успешной работы на этапе презентации учащихся нужно научить сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этом же этапе учитель обобщает, резюмирует, дает оценку.
Обучающимся моего класса проектная деятельность нравится. Работы получаются яркие, интересные, творческие.