Котова Марина Викторовна
Багаутдинова Гулия Форсатовна
воспитатели
МБДОУ «Детский сад №26 Василиса»комбинированного вида
г. Казань, Республика Татарстан
Развитие творчества – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании.
Решение данной задачи должно начаться уже в дошкольном возрасте.
Ведь не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. И одним из них выделено художественно-эстетическое развитие детей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Каждый из видов изобразительной деятельности направлен на развитие у детей определенного качества. При рисовании ребенок знакомится с композицией, сочетанием цветов. Занимаясь лепкой, дошкольник изучает объемную форму предметов, связывает воедино все части предмета, развивает навык работать двумя руками, мелкую моторику рук, глазомер, пространственное мышление, скоординированность движений.
Необходимо предложить ребенку расширять области выражения формирующихся у него образов. Необходимо предлагать ему разнообразный материал и пластилин или глину для лепки, бумагу с карандашами, разнообразный материал для построек и прочее, обучить правильному обращению с данным материалом. Выражение сформировавшихся образов является отличным средством их обогащения. Педагогу необходимо всяческими способами поощрять творчество детей, в какой бы форме оно ни выразилось.
Лепка – это вид пластики создание скульптурных произведений из пластичных материалов. Для лепки люди в разные времена применяли глину, воск, соленое тесто, пластилин. Лепка входит в жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Она дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.
При занятии лепкой, у ребенка формируются навыки работы двумя руками, он знакомится с объемной фoрмoй предмета, взаимосвязью его частей, скоординированность движений, пространственное мышление, активнo развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свoю oчередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Занятия творчеством помогает дошкольнику развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения.
Для того чтобы результат прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающих задействование разных движений рук. В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы: защипывая, раскатывая, сплющивая материал. Все эти действия направленны на укрепление кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.
Вопросом формирования навыка в лепке у дошкольников интересовались такие педагоги, как Г.Г. Григорьева, Н.Б. Халезова, Д.Н. Колдина, Т.С. Комарова. Лепка оказывает выраженное эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции. Особенно ярко проявляется тактильная активность у детей именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта. Лепка воздействует на эстетическое воспитание посредством объёмной формы предмета, пластики и ритма.
Т.Н. Доронова и С.Г. Якобсон в свою очередь писали, что необходима игровая мотивация в процессе обучения дошкольников и лепке в том числе. Дети эмоционально откликаются на выразительность образа игрушки, необходимо использовать эту особенность в процессе обучения дошкольников лепке.
Педагоги нашей дошкольной образовательной организации разработали и реализовали перспективный план.
Занятия строились согласно данному плану. В ходе занятий была выделена положительная динамика, с каждым занятием дошкольники все более увлекались лепкой. Так, если на первом занятии «Миска с вишенками» у детей возникали сложности со скатыванием шарика и после второй вишенки у некоторых детей терялся интерес. То с каждым занятием дети все больше и больше интересовались лепкой.
При помощи игровой ситуации малыши лучше воспринимали образ, который предстоит им создать, что очень важно, так как основная задача была не только научить самостоятельно, создавать выразительный образ, но и сформировать навык лепки. Образ вызывал у детей положительные эмоции. После занятия они вспоминали, что и как лепили, оживленно рассказывали вечером родителям.
Наиболее интересной для детей была лепка по прочитанному произведению, ребята с удовольствием слушали сказки «Курочка ряба», «Кот, лиса и петух», «Три медведя». Объяснение и показ способов лепки занимал на занятии не более 3–4 мин. Обучение детей предусматривает развитие детской самостоятельности. В процессе работы учитывались индивидуальные и возрастные особенности дошкольников. На последних занятиях «Елка» и «Елочный шарик» показывали детям образец и давали возможность самим подумать, как лучше выполнить поделку.
В процессе работы отрабатывали с детьми каждый критерий, в ходе занятий «Мишка с вишенками» отрабатывали навык раскатывания. На первых занятиях по лепке использовали прием показа и объяснения. Для лучшего закрепления того или иного способа изображения предлагали перед лепкой произвести необходимые движений в воздухе. В ходе занятия «Грибная поляна», «Солнышко лучистое», «Лестница для бельчонка» формировали сразу несколько навыков, таких как раскатывание, соединение деталей, сплющивание, вытягивание.
В ходе всех занятий первоначальным этапам было обследование образца.
Прежде чем обучить детей изображать предмет, учили их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению вели через показ реального предмета или игрушки. При рассмотрении предмета ставили следующие цели: делали процесс восприятия предмета преднамеренным (говорили детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим мишку, а потом будем его лепить»); вызывали у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету; учили выделять основные части предмета; устанавливали связь воспринимаемого с уже имеющимся умением. Изучали сколько деталей в поделке, например, что у гриба есть ножка и шляпка, обращали взимание ребят на форму основных частей – шляпка, голова, а потом – ножка. Такое активное знакомство с формой предмета не только подводит к пониманию формы, но и позволяет понять строение.
К третьему – четвертому занятию дети активно использовали разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев); передавали в лепке различие предметов по величине; раскатывали комочки прямыми и круговыми движениями ладоней; соединяли концы раскатанной колбаски в кольцо; сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук. К декабрю дети уже украшали вылепленный предмет из глины, используя палочку с заостренным концом; могли сочетать в поделке из пластилина природный материал, лепили различные предметы из 1–3 частей, соединяя их путем прижатия и примазывания друг к другу.
Используют следующие технические приемы обучая детей дошкольного возраста:
1. Разминание, сминание. Многократное надавливание руками и пальцами на кусок пластилина, «разогревая» его.
2. Отщипывание. Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают от края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
3. Скатывание. Формирование больших и маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
4. Раскатывание. Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разного размера) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом. Для шарика – движения круговые. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр.
С точки зрения психологии, совместные занятия лепкой детей и взрослых укрепляет их отношения, развивает речь ребенка, в процессе практических действий ведется непрерывный разговор между взрослым и ребенком. Неважно, с каким материалом работает ребенок (пластилин, тесто, глина, удивительно другое из исходного материала ребенок своими руками создает шедевр. И сразу видя результат своего труда.
Овладение общехудожественными умениями способствует развитию техники лепки. Выделяя художественные умения, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Так художественные знания, умения и навыки по работе с пластическими материалами отражены в программе воспитания и развития детей. Программа и методика работы с детьми построена так, чтобы научить детей сначала более простых, а затем более сложных форм, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. При работе по ознакомлению с техникой лепки применяются наглядные, словесные и игровые методы обучения. Ведущее значение имеют наглядные, так как они соответствуют специфике изобразительной деятельности, как форме наглядно-образного отражения окружающего мира.
Тем для лепки очень много, нужна только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши уже на четвертом году жизни способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а дети более старшего возраста могут уже оставить композиции из сказок или натюрморт.
Для эффективного осуществления работы по ознакомлению с техникой лепки необходимо использовать не только пластилин, но и глину и тесто.
В процессе лепки развиваются формообразующие движения. Это позволяет детям изображать все более разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующим движением, тем легче и свободнее он будет создавать изображения, состоящие из этих форм, в последующем.
Таким образом, работа по формированию навыка лепки у детей была организована с учетом следующих принципов: учет возрастных и личностных особенностей дошкольников; регулярность, последовательность с последующим усложнением; деятельностный подход; принцип совместной деятельности с родителями.
Список литературы
- Алексахин Н. Учимся лепить и расписывать / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. ‒ 2014. ‒ №9. – С. 23–27.
- Колдина Д.Н. Лепка с детьми. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. – М.: Мозаик-Синтез, 2016. – 48 с.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова – М.: Педагогика, 2010 – 247 с.
- Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. – 2015.