Гилязова Венера Гусмановна
преподаватель музыкального отделения
Муниципальное бюджетноМБУ ДО «Кукморская детская школа искусств» Кукморского муниципального района Республики Татарстан, Кукмор
Тема: «Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования как условие формирования успешности обучающихся»
Цель: Активизация развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования для формирования успешности обучающихся
- Стимулировать процесс профессионального совершенства,
- Продолжить работу по освоению современных педагогических технологий,
- Создать адаптивные условия для развития личности учащихся,
- Пропагандировать интерес к познанию и раннему выявлению способностей, талантов и интересов учащихся;
- Сформировать способности детей к созданию прекрасного, музыкально-эстетических вкусов, потребности общения с музыкой, как искусством; духовно-нравственный потенциал воспитанников;
- Способствовать развитию познавательного интереса и творческих способностей средствами музыкально- певческой и театральной деятельности;
- Пробуждать чувство гордости за общее дело;
- Создавать чувство причастности каждого ребенка к коллективному труду
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”
(Н. Рерих).
Одним из определяющих факторов развития дополнительного образования детей на современном этапе является повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
В настоящее время понятие «компетентность» выступает в качестве центрального, так как, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие личности, во-вторых, ключевая компетентность обладает интегративной природой, потому что вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности.
Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:
- быть чутким и доброжелательным;
- понимать потребности и интересы детей;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- обладать широким кругом интересов и умений;
- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
- быть активным;
- обладать чувством юмора;
- располагать творческим потенциалом;
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка/
Самоосознаваемая деятельность педагога дополнительного образования связана с такими волевыми установками, как контроль, самоконтроль и ответственность; позиционирование самостоятельности; готовность к поисковой деятельности, к новому – умение идти на оправданный риск (не бояться спорных моментов); коммуникативность (обмен информацией, взаимодействие с другими к обоюдной пользе); обоснованная мотивация (в том числе умение анализировать и понимать мотивацию других для побуждения их к деятельности) и социализация своего поведения. Всё перечисленное характеризует не только конкретные психологические качества, которыми должен обладать педагог – профессионал, но и демонстрирует уровень развития индивидуального самосознания.
В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками детских садов и школ.
Родился ребенок, а значит, родился новый мир, новая жизнь, новые идеи и новые движение. К сожалению, нет универсального средства воспитания счастливого человека. Но каждый, кто действительно заинтересован в гуманном отношении к ребенку, хочет реализовать самое прекрасное в нем, может помочь ему стать интересной личностью.
Ребенок не готовиться жить – он живет и то, каким он станет, во многом зависит от окружающей его эстетической среды. Ребенку от природы даны эстетические интересы и очень важно их поддержать, сделать так, чтоб с годами творческий огонек не угасал, а лишь разгорался.
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения, творческих способностей с самого раннего возраста.
Иногда же говорят, что умение творить – удел немногих, и творческая личность является подарком Богов. Может в этом и есть доля истины. Как известно, Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но наша задача не воспитание гениев, а формирование личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно и что очень важно, способной творить.
Средства для этого могут быть самыми разными. Подходит всё, что как то затрагивает душу ребенка. Красота музыкальных созвучий, выразительность линий и цвета, пластика поэтической речи, ритмо—пластика, фантазия питают и лепят «Творца».
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 15-20 лет назад. Мир становится более сложным, динамичным. И ни для кого не секрет, что не все дети успевают к нему приспособиться. Однажды Лев Николаевич Толстой заметил: «Расстояние между мною семидесятилетним стариком и пятилетним ребенком – это один шаг, а расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком – это целая большая жизнь». Великий мыслитель понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно, потенциальные возможности развития ребенка огромны. Следовательно, огромная ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заложен в каждом ребенке.
Именно поэтому на базе Кукморской детской школы искусств возникла необходимость создания проекта для работы с детьми дошкольного возраста. В рамках этого проекта на базе школы была создана группа творческой ориентации дошкольников, задача которого заключается в приобщении воспитанников к эстетической деятельности средствами специального обучения актерскому мастерству, вокалу, хореографии.
Хочется заметить, что какими бы замечательными не были программы нового поколения, дошкольное образовательное учреждение ныне в силу изменившейся образовательной ситуации не может в полной мере удовлетворить возросшие запросы государства и непосредственных социальных заказчиков – родителей. Поэтому одним из актуальных вопросов образовательных учреждений является создание такой среды, которая обеспечила бы возможность развития и проявления творческой активности детей, позволив им наиболее полно реализовать собственные возможности. Дополнительное образование становится такой образовательной средой, потому что оно расширяет возможности детей в получении знаний, умений и навыков, которые позволят успешно адаптироваться в социальной среде, развить и реализовать творческий потенциал. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
С выходом Концепции дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р), изменяются подходы к организации дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг, приобретают особую актуальность, выходят на новый уровень реализации.
В основе реализации нашего проекта лежит принцип коллективного творчества детей, педагога, воспитателя детского сада, аранжировщика, художника, декоратора, родителей, каждый из которых вносит неповторимый вклад в его деятельность. Идея работать сообща, коллективно придумывать, сочинять, воплощать ее в жизнь дает видимый результат в реализации проекта. Нашими зрителями являются воспитанники школ, детских садов, домов культуры, ветераны. Коллектив принимает участие во всех городских мероприятиях, является неоднократным призером республиканских конкурсов.
Создание сценария – процесс творческий и коллективный. Сначала идет обсуждение, про кого мы расскажем новую историю, кто будет «героем нашего романа».
Мы с ребятами придумываем сказку, где во всех подробностях определяем события, происходящие с героями. На это уходит немало времени.
Итак, сценарий готов. Сюжетная линия выстроена так, что герои чему- то учатся, узнают, сравнивают, поучают. Конфликт добра и зла, обязательное присутствие положительных и отрицательных героев, и в финале: победа Добра, Трудолюбие и Дружбы.
Главное – дети верят во всё происходящее, принимают всё реально. Важное место в восприятии ребенка занимает музыка, которая составляет неотъемлемую часть спектакля. Именно она помогает точнее передать атмосферу происходящих событий, полнее раскрыть характер героев. Каждый герой имеет свою музыкальную тему-лейтмотив, и свои сольные песенки. Они помогают полнее раскрыть образ и воспринимаются легче, чем словесная история.
Именно этот факт привел нас к необходимости сотрудничать с аранжировщиками, чей труд вносит изюминку в музыкальное сопровождение. Таким образом, именно музыка является пространством наиболее эффективного формирования творческой активности ребенка в силу заложенных в ней возможностей.
«….И вот стихает зал, открывается бесшумно занавес, и музыка будит тишину…» На нашей маленькой сцене – новая встреча с искусством, с героями музыкальной сказки. В зале притихли зрители, с удивлением смотрят на юных актеров. Каждый ребенок хочет показать, на что способен он, что умеют его партнеры. Ребенок становится Героем. А как светятся глаза от счастья и чувства сопричастности к большому искусству у наших воспитанников! Им рукоплещет зал! Такое возможно только в музыкальном театре. Через участие в спектакле каждому ребенку предоставляется возможность реализовать свой творческий потенциал, проявить творческую активность. Театр полезен детям, как некая тренировочная среда для развития фантазии, воображения, отработки речевых и поведенческих навыков, это проверка мышления, памяти, внимания.
Но самое главное- не столько результат, сколько сам процесс творческой деятельности, доставляющий детям радость.
Вся атмосфера музыкального театра наполнена верой в огромную силу искусства, стремлением приблизиться к благороднейшему из искусств -Музыке…И как прекрасно, когда соприкоснуться с миром театра и музыки человек может уже в раннем детстве. Это может оказать огромное влияние на его нравственный облик, на всю последующую жизнь.
Методика проведения занятий носит воспитывающий и
развивающий характер обучения и обеспечивает:
- эмоциональную настроенность атмосферы обучения;
- установку на сознательное действие детей;
- слуховой контроль в практических действиях;
- ориентировку в самостоятельных и партнерских действиях;
- творческие поисковые действия.
Специфика музыкально-театрализованной деятельности обучающихся определяют разнообразие методов, которые применяются не изолированно, а в различных сочетаниях: словесные, объяснительно-иллюстративный, наглядно-слуховой, репродуктивный, методы сравнения, анализа, наблюдения.
Интерес к театрализованной деятельности зависит от необычных фактов создания «эффекта удивления», который способствует созданию ситуации успеха. Подбадривание, похвала, пример и положительная оценка помогают создать на занятии обстановку раскованности, непринужденности, которая столь необходима для творчества. С детьми предусмотрены игровые ситуации, где, во-первых, через излюбленную деятельность детей, игру, формируется неординарная личность и, во-вторых, появляется эмоциональная разрядка и предупреждение утомления. Мною разработаны модели для развития творческих и артистических способностей детей через музыкально-театральную деятельность.
Различные виды театрализованной деятельности предполагают определенный уровень сформированности и дальнейшее развитие творческих способностей детей. Для определения уровня готовности детей дошкольного возраста художественно-эстетического воспитанию, оценке сформированности музыкальных и актерских умений и навыков проводится исследование и наблюдения с целью диагностики. Сложно объективно оценить целый комплекс, необходимых для обучения качественного внимания, восприимчивости, эмоциональной отзывчивости.
Ещё необходима оценка чисто музыкальных данных: слуха, памяти, чувства, а также степень интереса ребенка к музыке, театру и пению. На данном этапе эти результаты не могут быть решающими, важно учесть психологическое и физическое состояние детей. Оценка уровня сформированности способностей не ставит своей целью выставление отметки каждому ребенку, а выражается тремя уровнями и условным цветовым обозначением:
I уровень – О синий – низкий – потенциальный;
II уровень – О зеленый – средний – реальный;
III уровень – О красный – высокий – актуальный.
С целью диагностики обучающимся предлагаются различные виды музыкальной и театральной деятельности по специальным показателям.
Уровень развития музыкального слуха определяется по чистоте
интонирования:
- воспроизведение звуков по высоте, определение и
воспроизведение различных видов мелодического движения.
обращается внимание на:
- сформированность певческого голосообразования и представление о собственном голосе;
- плавность звуковедения или речитатив;
- правильность дыхания – бесшумное, не поднимая плеч;
- дикцию – подвижность артикулярного аппарата: губ, языка, нижней челюсти; ясное произношение звуков, мягкое окончание фраз.
Оценка выполнения танцевально-ритмических упражнения ведется по следующим показателям:
- передача в движении музыкально-игрового образа;
- своевременная остановка в конце музыкальной фразы;
- изменение движений в соответствии с изменением характера,
темпа, стиля музыки.
Оценка сценодвижения и актерского мастерства по следующим показателям:
- Выразительность движений, мимика;
- участие в репетиционной работе;
- навыки публичных выступлений;
- общение со зрительской аудиторией в условиях театрального представления;
- работа над ролью под руководством преподавателя.
Дети, находящиеся под наблюдением педагога, должны быть ориентированы на успех. Ситуация успеха и эмоционального
благополучия является залогом объективности и высокого качества
формирования и развития творческих способностей обучающихся.
Анализ результатов диагностики позволяет более целеустремленно управлять обучением, воспитанием и развитием детей.
По словам замечательного педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, сказки,игры, музыки, рисунка, творчества. Развитие творческихспособностей пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному выражению, уверенность в себе.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, -это умное руководство со стороны взрослых.
Реализация этого проекта позволяет стимулировать способность детей к развитию сферы чувств, к овладению навыками общения, коллективного творчества, к образному восприятию окружающего мира, к активизации мыслительных и познавательных процессов.
Взрослым необходимо достичь понимания того, что ребенок является сотворцом взаимоотношений, общения, деятельности, жизни. Непонимание этого влечет за собой ограничение творческой активности детей.
Список использованной литературы:
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / – М.: Педагогика, 2007 г.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2009. 378 с.
3. Ильенков Э. В. Философия и культура. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
4. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. Ижевск, Удмуртия, 1981 г. 296 с.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ»
Ф.И.ребёнкa_______________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
1.Изменился ли в положительную сторону ребёнок за время пребывания в ДШИ:
а) в общении:
со взрослыми дома (да, отчасти, нет) ________________________________________
со взрослыми вне дома (да, отчасти, нет)_____________________________________
с детьми (да, отчасти, нет)_________________________________________________
б) в эмоциональном развитии (да, отчасти, нет) _________________________________
в) в физическом развитии (да, отчасти,нет) _____________________________________
2. Снизилось ли количество ссор и конфликтов у ребёнка по сравнению с началом года (да, отчасти, нет) _______________________________________________________
3. Использует ли ребёнок физическую силу, сквернословие в момент ссоры
(да, отчасти, нет)___________________________________________________________
4. Умеет ли ребёнок самостоятельно знакомиться с новыми детьми или
взрослыми (да, отчасти, нет) _________________________________________________
5. Как реагирует ребёнок на просьбы, замечания:
– агрессивно ____________________________________________________________
– игнорирует,не слышит__________________________________________________
– действует в соответствии с просьбой __________________________________
6. Умеет ли ребёнок сочувствовать, сопереживать (да, отчасти, нет) ________________
- Учитывает ли ребёнок эмоциональное состояние:
– детей (да, отчасти, нет) __________________________________________________
– близких взрослых (да, отчасти, нет) ________________________________________
– незнакомых взрослых (да, отчасти, нет) ____________________________________
8. Под влиянием каких средств воздействия ребёнок изменяет своё поведение:
– крик (да, отчасти, нет) _____________________________________________________
– физические угрозы (да, отчасти, нет) _________________________________________
– физические наказания (да, отчасти, нет) ______________________________________
– просьбы(да,отчасти,нет) ___________________________________________________
– внушения (да, отчасти, нет) _______________________________________________
– другое __________________________________________________________________
9. Какие черты характера необходимо развить ребёнку для успешного общения
с людьми _________________________________________________________________
10. Пожелания, рекомендации работникам ДШИ ________________________________
Дата заполнения ___________________________________________________________
ФЯ.О. лица, заполнявшего анкету ____________________________________________
ТЕСТ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Цель: изучить удовлетворенность педагогов своей деятельностью.
1.Полностью ли вы удовлетворены своей педагогической деятельностью?
(Да – 1, нет – О).
2.Вы работаете на основе тех видов деятельности и того содержания
занятия, которые вам нравятся? (Да – О, нет – 1).
3.Опыт прошедших лет работы в дополнительном образовании не мешает ли вам с удовольствием воспринимать то, чем вы сегодня занимаетесь на занятии? (Да – О, нет – 1).
4.Считаете ли вы, что большинство современных педагогов музыки талантливее вас? (Да – О, нет – 1).
5.Получаете ли вы удовольствие от предвкушения предстоящих занятий музыки? (Да – 1, нет – О).
6.Оказывается ли для вас занятие музыки после его проведения таким же, каким вы представляли его до того, как он был проведен?
(Да – 1, нет – О).
7.Легко ли вам проводить занятие, которое в расписание стоит последним? (Да – О, нет – 1).
8.Вспоминаете ли вы дома, с друзьями различные позитивные моменты, имевшие место на занятии? (Да – 1, нет – О).
9.Есть ли у вас любимые группы? (Да – 1, нет – О).
10. Есть ли у вас нелюбимые группы? (Да’- О, нет – 1).
Интерпретация:
Высокий уровень – 8-10 баллов.
Вы, безусловно, получаете от своей работы большое удовольствие. Однако некоторые ваши личностные особенности не всегда позволяют получить максимум удовлетворения от педагогической деятельности. Вот почему предлагаем вам поразмышлять по вопросу, получившему в ответе ноль. Проанализируйте вашу самооценку, это поможет более комфортно вести свою работу.
Средний уровень – 5-7 баллов.
Предполагается, что тревожность, возникающая всякий раз перед
началом педагогической деятельности, не позволяет вам в полной мере
раскрыться как педагогу-музыканту. Следует уяснить для себя причины низкой самооценки и подумать над тем, как справиться с временными неудачами.
Низкий уровень – 0-3 балла.
Ваши личностные качества и черты характера в значительной
мере ограничивают круг успешных действий как педагога. Проблемная
карта «Программа для улучшения вашей самооценки» отражает факторы, обычно влияющие на психологическое здоровье и отношение к
собственной педагогической деятельности.
ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»
Цель: изучение психологического благополучия педагогов от педагогической деятельности.
- Считаете ли вы, что деятельность педагога-музыканта – это потребность души, а не только способ зарабатывать деньги? (Да – 1, нет – О).
- Вы – одинокий лидер среди остальных педагогов или человек, работающий «в команде»? (да – О, нет – 1).
- Можете ли вы назвать себя строгим педагогом? (Да – О, нет – 1).
- Считаете ли вы, что деятельность педагога музыки может занять центральное место в вашей жизни? (Да – 1, нет – О).
- Есть ли что-то в работе педагога-музыканта, о чем вам не хотелось бы говорить с приятелями или в семье? (Да – О, нет – 1).
- Вы обычно уверены в своей способности добиваться хорошей дисциплины на занятиях, высоких музыкальных результатов? (Да – 1, нет- О).
- Часто ли вам бывает трудно соответствовать той роли педагога- музыканта, которую вы себе представляете? (Да – 1, нет – О).
- Часто ли вас посещают мысли о неправильно выбранном жизненном пути, связанном с работой в дополнительном образовании? (да – О, нет – 1)
Интерпретация:
Высокий уровень – 8-6 баллов.
Вы способны получать от своей работы большое удовлетворение. Однако некоторые черты характера не позволяют вам подчас принимать необходимое педагогическое решение. По вопросу, получившему в ответе ноль, проконсультируйтесь с соответствующими проблемными картами. И вы сможете еще более результативно вести педагогическую работу.
Средний уровень – 5-3 балла.
Предполагается, что тревожность, возникающая всякий раз перед началом музыкально-педагогической деятельности, не позволяет вам в полной мере раскрыться как педагогу-музыканту. Обратитесь к проблемной карте «Развивайте умения и навыки общения».
Низкий уровень – 2-0 баллов.
Ваши педагогические способности и черты характера ограничивают возможность успешной педагогической деятельности. Проблемная карта «программа для улучшения самооценки» отражает факторы, влияющие на психологическое здоровье и отношение к собственной педагогической деятельности.