Подгорных Ольга Вячеславовна
Бренинг Оксана Владимировна
воспитатель, педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №20 «Олеся», г. Набережные Челны Республика Татарстан
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Павлов И.П.
Вид, тип проекта: исследовательский, игровой
Срок реализации: сентябрь 2023- май 2024.
Участники проекта: педагоги, родители, дети средней группы.
Методы и приемы: различные виды нейроигр.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое.
Гипотеза: Если для группы изготовить нейроигры и создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейроигр, то получим подготовленного и всесторонне развитого дошкольника, готового к обучению в школе.
Работа с родителями: оформление и создание пособий и нейроигр для нейрогимнастики.
Цель: создание нейроигр для группы, что в дальнейшем будет формировать готовность к успешному обучению в школе.
Задачи:
*развивать психические процессы детей посредством изготовления нейроигр;
*сформировать необходимые навыки и умения для успешной подготовки ребенка к школьному обучению;
*усовершенствовать педагогическую работу по успешной подготовке детей к школе.
Ресурсы проекта и их краткая характеристика: родители (законные представители) принимали участие в подборе различных материалов для изготовления игр педагогами пособий для изготовления нейроигр, которые в дальнейшем будут использоваться в образовательном процессе.
Актуальность проекта: В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Краткая аннотация проекта: Для раскрытия темы мы использовали поисково-исследовательские методы, основанные на поиске материала по теме «Нейроигра», его систематизации, анализу, выводам, значению в жизни человека. Реализация проекта проводилась планово, систематически через ООД и образовательную деятельность в режимных моментах, на занятиях и в дополнительных образовательных областях, в играх, на прогулке и т.д. Умения дети получили через разные игры, которые были изготовлены родителями и педагогами. Были вовлечены родители по поиску информации и значении о нейроиграх, литературе, подборе материалов для мини-музея «Нейроигры нашими руками».
Ожидаемые результаты:
Для детей:
– синхронизируется работа полушарий;
– повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
– развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
– совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
Для родителей:
повысится уровень педагогической компетентности родителей в области применений нейропсихологических технологий.
Распространение результатов проекта:
- Выступление на педагогических советах
- Мастер классы для АВТОНОМНОЙ НЕКОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
- Мастер классы для педагогов методического объединения.
- Мастер классы для родителей.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
1.Беседа с детьми «Что мы знаем о нейроиграх и для чего они нужны?». Составление плана проекта.
2. Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
3. Составление последовательного плана для проекта «Для чего нужны нейроигры».
4. Подготовка материалов для изготовления.
5. Подбор литературы по изготовлению нейроигр, иллюстраций и мультимедийного материала, изучение.
6. Вовлечение родителей по поиску информации о нейроиграх и их значении по интернету.
7.Анализ имеющихся ресурсов в детском саду для реализации проекта.
8.Обогащение предметно-развивающей среды –в течение всего проекта
Основной этап.
1.Включение нейропсихологических игр и упражнений в режимные моменты и ООД.
2.Взаимодействие с родителями:Консультация для родителей. Использование нейроигр и
упражнений для полноценного развития ребенка.
3.Взаимодействие с родителями: Мастер класс с родителями, тема « Значение нейроигр»
Заключительный этап:
1.Создание картотеки кинезиологических упражнений.
2.Создание картотеки нейроигр.
3.Создание картотеки «Нейропсихологические игры»
4.Выступление на педагогических советах
5.Мастер классы для АВТОНОМНОЙ НЕКОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
6.Мастер классы для педагогов методического объединения.
План работы по проекту
Реализация проекта рассчитана с 01.09.2023 по 01.05.2024 года
Мероприятия / Месяц/ Ответственные: воспитатель: Подгорных О.В. и педагог-психолог Бренинг О.В. |
|||||||||||
1 этап – Подготовительный/ сетябрь |
|||||||||||
Анализ имеющихся ресурсов в |
|||||||||||
Изучение методической литературы |
|||||||||||
Обогащение предметно |
|||||||||||
Подготовка материалов для проекта |
|||||||||||
2 этап – Основной/ сентябрь-февраль |
|||||||||||
Включение нейропсихологических |
|||||||||||
Нейропсихологические игры и упражнения: Игра «Коробка с сюрпризом», Игра «Собери гардероб», Упражнения “Укрась дерево”, “Кулак -ребро – ладонь”, « Нейрозонт» |
|||||||||||
Нейропсихологические игры и упражнения: Игра «Нейродорожки», Игра «Медведи», Упражнения: “Змейка”, “Перчатки” |
|||||||||||
Упражнения для развития мелкой моторики: “Собери букет” |
|||||||||||
Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей. Использование нейроигр и |
|||||||||||
Нейропсихологические игры и упражнения: Игра «Волшебные обводилки», Игра Бабочки» |
|||||||||||
Нейроигры: «Собери букет» |
|||||||||||
Музыкальная нейроигра:«Я рисую солнце» |
|||||||||||
Взаимодействие с родителями: Мастер-класс “Нейроигры” |
|||||||||||
Нейропсихологические игры и упражнения: Игра «Нейроритмические ряды», Игра «Робот» |
|||||||||||
Дыхательные упражнения: «Дышим под счет» |
|||||||||||
Телесные упражнения: «Паровозик» |
|||||||||||
Пальчиковая гимнастика: «Найди животных» |
|||||||||||
Кинезиологические сказки: «Новые приключения маленького щенка» |
|||||||||||
Упражнения на релаксацию: «Путешествие на облаке» |
|||||||||||
Взаимодействие с родителями: Буклет “Волшебные кнопки” |
|||||||||||
Нейропсихологические игры и упражнения: Игра «Морское дно» |
|||||||||||
Дыхательные упражнения: «Шарик» |
|||||||||||
Телесные упражнения: «Повороты шеи». |
|||||||||||
Пальчиковая гимнастика: «Ласковое солнышко» |
|||||||||||
Кинезиологические сказки: «Паучок» |
|||||||||||
Упражнения на релаксацию: «Дирижер» |
|||||||||||
Взаимодействие с родителями: Мастер-класс с родителями: «Нейроигры» |
|||||||||||
3 этап – Заключительный/ март |
|||||||||||
1.Создание картотеки кинезиологических упражнений. 3.Создание картотеки «Нейропсихологические игры» 6.Выступление на педагогических советах. 7.Мастер классы для АВТОНОМНОЙ НЕКОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ МЕНЕДЖМЕНТА» 8.Мастер классы для педагогов методического объединения.
|
Вывод: Благодаря использованию в работе нейропсихологических методов, приемов и игр у детей отмечается улучшение работоспособности, повышение познавательной активности, становится выше качество двигательных навыков, самоконтроля, восприятия информации.
Практическая значимость использования нейрогимнастики в системе дошкольного образования состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников, что актуально уже начинать в средней группе.
Ссылка на наглядный проект в виде презентации:
https://disk.yandex.ru/i/LHGI0DP1VRzJ8Q
Благодарим за внимание!
С уважением, Подгорных Ольга Вячеславовна (воспитатель) и Бренинг Оксана Владимировна (педагог-психолог).