Шарафуллина Гульфия Рустемовна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Тамчыкай»
г. Азнакаево
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников.
Задачи:
Образовательные: формировать у дошкольников представления о науке, ученых, опытах и экспериментах.
Развивающие: развивать у детей познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитывающие: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, к профессии ученого
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Используемые технологии: технология исследовательской деятельности; здоровье сберегающие технологии: физминутка.
Словарная работа: наука, ученый, эксперимент, опыт, лаборатория.
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, шапочка магистра, сундучок с предметами.
Демонстрационный материал: Мультимедийная презентация «Великие умы России» (М.В.Ломоносов, П.И.Петрович, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, К. Насыри), иллюстрации к загадкам; приборы для эксперимента.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, логические рассуждения.
Наглядные: просмотр презентации «Великие умы», иллюстрации к загадкам.
Практические: игра, метод сотрудничества, исследования и анализа, поощрение, рефлексия.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Как вы знаете, в нашей стране отмечается Всероссийский День Науки. Этот праздник начали отмечать в нашей стране сравнительно недавно, лишь в 1999г. по указу президента Российской Федерации.
В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
Ребята, а вы знаете кто такие ученые? (ответы детей) Правильно, ученые- это люди, которые занимаются наукой. Ученый – это такая профессия. И главная ее задача – помочь человеку. Сделать его жизнь комфортной и безопасной.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, садимся за столы и начнем нашу викторину.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель: Вы, наверное, уже заметили, что я к вам пришла не с пустыми руками. У меня в руках волшебный сундучок, в котором спрятались достижения науки разных лет, незаменимые помощники современного человека.
Воспитатель: Предлагаю вам угадать, что же я туда спрятала. Согласны? Тогда слушайте первую загадку:
(Первая загадка)
Друг мой хоть и не большой,
Но работает с душой.
Все ошибки, закорючки,
Что в тетради ставит ручка
Уберёт в один присест.
Что же это? (ластик)
(Воспитатель вынимает из коробки ластик)
Воспитатель: Ну разве не помощник? А вы знаете, что изначально, для стирания написанного текста и рисунков, люди пользовались хлебным мякишем. Когда из Латинской Америки был завезен первый каучук, оказалось, что он стирает гораздо лучше, и в 1770 г. был изготовлен первый настоящий ластик. И вот уже 250 лет он нас выручает- наводит порядок в наших тетрадях.
(Вторая загадка)
Воспитатель: Слушайте вторую загадку.
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или уложу в кровать,
Или разрешу гулять.
Что же это ребята? (градусник, термометр)
(Воспитатель вынимает из коробки градусник, термометр )
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает где еще люди пользуются термометрами? (ответы детей: измеряют температуру воды воздуха на кухне мама узнает прогрелась ли духовка)
Воспитатель: А как правильно нужно пользоваться градусником? Можно ли брать его в рот? (ответы детей) Оказывается можно, но не все. Ученые уже придумали такие градусники напоминают детскую пустышку. Ребенок берет ее в рот и сразу на табло высвечивается температура. Не правда ли, удобно?
(Воспитатель вынимает из коробки градусник-пустышку)
(Третья загадка)
Воспитатель: Ребята, слушаем третью загадку.
У меня есть друг карманный,
И красивый, и желанный.
С ним, я честно признаюсь,
Никогда не расстаюсь. (мобильный телефон)
(Воспитатель вынимает из коробки мобильный телефон)
Воспитатель: А знаете, что первый телефон появился в Америке. Сегодня он есть у каждого второго жителя планеты. Но есть и самый дорогой телефон. Что же это за телефон такой? (ответы детей) IPhone 4 называется «Бриллиантовая Роза». И он украшен драгоценными камнями.
Воспитатель: Ребята, а какие научные помощники есть у вас дома? (ответы детей: стиральная машина, холодильник, телевизор, компьютер…)
Воспитатель: Какой была бы наша жизнь без этих помощников? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кто придумывает все эти предметы? (ответы детей: ученые)
Воспитатель: Наша страна всегда славилась своими учеными. И с некоторыми из них я хочу с вами познакомить. Давайте посмотрим на экран.
(Просмотр презентации «Великие умы!!!». Педагог знакомит детей с учеными: М.В. Ломоносов, И.П.Павлов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, К.Насыри)
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый. Знал несколько языков, написал грамматику, учебник русской истории. Ему в детстве все было интересно, хотел все знать. Он учился очень хорошо и сделал для людей много великих открытий.
Иван Петрович Павлов – ученый физиолог. Сделал открытия в медицине. Его именем названы многие учебные заведения. Кто знает, может кто ни будь из вас поступит именно в то учебное заведение, который назван в его сеть
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый, химик. Он долго трудился и придумал таблицу Менделеева. Которая известна всем.
Константин Эдуардович Циолковский- великий ученый. Он в детстве мечтал полететь в космос на ракете. Много писал о космосе. И он изобрел конструкцию первой космической ракеты. На экране вы можете увидеть его макет ракеты.
Каюм Насыри – великий татарский ученый, писатель. Написал учебники для студентов по татарскому языку и создал первый татарский словарь. В честь его имени названы улицы, есть музеи.
Воспитатель: Это только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку. Об ученых можно сказать, что это люди большого ума и великого таланта. Именно они помогают нам познавать окружающий мир, мир природы, мир веществ, мир предметов, мир явлений.
Воспитатель: Ребята, даже великие ученые проводят физкультминутки, давайте мы тоже сделаем. Сделаем красивый круг.
Мы сидели, изучали (поднимаются на цыпочки)
Много нового узнали (наклоняют голову на право и на лево).
Об ученых, о науки, (повороты в право, в лево)
О научные достижения! (наклоняют туловище на право и на лево),
Мы немного отдохнем (шагают на месте)
И экспериментировать пойдем! (шагают на месте)
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, сейчас предлагаю стать вам учеными и приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем эксперименты. Предлагаю надеть шляпу магистра.
(Воспитатель с детьми идет к столу для экспериментов. Надевают на голову шляпу магистра)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (ответы детей) Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. Ребята, запомните эксперименты нужно всегда проводить только со взрослыми!
1 эксперимент: «Волшебный шарик». Для эксперимента понадобится: 2 шарика, свеча.
Воспитатель: Сейчас я вам покажу эксперимент. У меня в руках два шарика. Первый шарик надут воздухом, а на второй шарик я добавила воды. Можете потрогать. (Дети рассматривают шарики) Ребята, шарик, который наполнен водой какой? (ответы детей) А шарик который наполнен воздухом, какой? (ответы детей) Сейчас, я аккуратно зажгу свечу. Ребята, можно вам зажигать свечи? (ответы детей) Почему нельзя? (ответы детей) Ребята, если нагреть резиновый шарик, что произойдет? (ответы детей) Давайте проверим. (Шарик лопается) Но, у нас еще есть волшебный шарик, который не лопнет. Давайте попробуем поднести его к свече. (Воспитатель подносит шарик наполненный водой к свечи, шарик не лопается). Ребята, как вы думаете почему шарик не лопнул? (ответы детей) Потому что, вода впитывает в себя теплый воздух от свечки и за счет этого шарик сохраняет свою форму и не лопается.
2 эксперимент: «Надуватель для шарика». Для эксперимента понадобится:
бутылка с уксусом, сода, шарик.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вместе проведем второй эксперимент. Перед вами находится бутылка с уксусом, стаканчик с содой и шарик. Уксус пить нельзя!!! Первым делом мы с вами наполняем шарик содой. Нужно будет 4 чайные ложки. У всех получилось заполнить? (ответы детей) Молодцы, откручиваем крышку бутылки и аккуратно надеваем шарик на горлышко, кому нужна моя помочь? (ответы детей) У всех получилось? (ответы детей) Ребята, как думаете, если соду отпустить в уксус, что произойдет? (ответы детей) Давайте попробуем, аккуратно отпускаем соду в уксус. (Шарик надувается) Что происходит, вы знаете почему шарик надувается? (ответы детей) При смешивании соды с уксусом происходит химическая реакция и у нас вырабатывается углекислый газ. Его становится много и в результате надувается наш воздушный шар. Интересно? (ответы детей)
3 эксперимент: «Разноцветная пена». Для эксперимента понадобится: стакан, пищевые красители, сода, жидкость для мытья посуды, уксус.
Воспитатель: Предлагаю вам провести третий эксперимент, который называется «Разноцветная пена». Ребята, для этого эксперимента нам понадобится стакан. Пожалуйста поставьте её на тарелку и перемешайте пищевой краситель. Сначала добавляем одну чайную ложку соды. Вторым добавляем жидкость для мытья посуды, тоже одну чайную ложку. Перемешиваем. У всех получается? (ответы детей) Ребята, как вы думает, что произойдет если добавить туда уксуса? (ответы детей) Давайте посмотрим, аккуратно добавляем стаканчик уксуса. Наливайте не спеша. (У каждого ребенка получается цветная пена) Ребята, когда мы налили уксус в стакан, она смешалась с содой, жидкостью для мытья посуды, пищевой краской и произошла реакция. В результате получилась цветная пена. Очень красиво, вы согласны? (ответы детей) Вам понравились эксперименты? (ответы детей)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, аккуратно убираем наши приборы эксперимента и возвращаемся за столы. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете легко ли быть ученым? (ответы детей) Что необходимо человеку, чтобы стать ученым? (ответы детей: знания, усидчивость пытливый ум, трудолюбие и т.д.) Вам понравилось занятие? (ответы детей) Что вы больше всего запомнили? (ответы детей) Ребята можно ли одним проводить эксперименты? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось с вами проводить занятие, огромное вам спасибо! И я приготовила подарок медальон-ученый.
(Каждому ребенку надевается медальон ученого. Звучит веселая музыка)
Воспитатель: Ребята, наука не стоит на месте. Еще много в мире неизвестного и загадочного, и кто знает, может именно кто-то из вас станет в будущем ученым и придумает для людей нового помощника.
А пока я вам желаю успехов и интересных открытий!!!