Рыжикова Людмила Николаевна
Урманова Майя Айсяевна
Долгополова Юлия Владимировна
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №20» г. Альметьевска РТ
– Добрый день. Приглашаем вас заглянуть в педагогическую мастерскую. (слайд) Слова Э.Тоффлера наиболее точно отражают тему моего мастер-класса.
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”.
Продолжить эту мысль хочется словами великого педагога Константина Дмитриевича Ушинского: Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл…»
Кем бы ни был современный человек, какой бы вид деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем. Но не просто читателем, а грамотным читателем. Он должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. И мы должны стремиться к такому результату – развить у детей читательскую грамотность. Я задалась целью не просто научить детей читать, а вычерпывать из текста всю необходимую информацию. И сегодня я хотела бы рассказать, как я формирую читательскую грамотность на своих уроках. Это и есть тема моего мастер класса.
Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать их, изучать для решения жизненных задач.
Какие же умения необходимы для развития читательской грамотности у учащихся?
А в качестве образа, отражающего их сущность, я предлагаю вам яблоко.
Первое Умение -это Найти и извлечь информацию из текста, его можно сравнить с кожурой яблока. Мы еѐ видим. По еѐ виду мы можем определить цвет, сорт, предположить вкус. Но это лишь только оболочка.
Второе Умение – Интегрировать и интерпретировать. И оно находится под под кожурой яблока. Она самая вкусная (мякоть), скрытая. Вы это почувствуете, когда будем читать текст, вычитывать подтекстовую информацию.
Третье Умение – Осмыслить и оценить сообщение текста – самая важная стратегия. Она как косточка, которую можно посадить и вырастет новое дерево. Вот точно также и концепт, замысел, главная мысль, то, ради чего написано произведение. Концепт позволяет сформировать у ребёнка важные личностные качества, мотивировать его к творчеству, и научить решать жизненные задачи.
Умение первое: «Найти и извлечь информацию из текста»
Извлечение информации – это процесс выбора искомого сообщения.
Поиск информации – это процесс определения места, где эта информация
содержится.
Перед вами текст. Ознакомьтесь пожалуйста с ним.
Существуют следующие форматы текстов:
-Сплошные
-Несплошные
-Смешанные тексты.
Сплошные тексты обычно состоят из соединенных предложений в абзацы, а абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы и главы.
Несплошные тексты – это тексты,сочетающие в себе несколько источников информации с которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной жизни.
К «несплошным текстам» относятся:
-графики, диаграммы, схемы, таблицы, географические карты;
-различные планы (помещения, местности, сооружения)
-Входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламный poster, меню, обложки журналов, афиши, объявления, буклеты
Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов
У нас под крыльцом живут ежи.
По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся. Однажды во время прогулки к ежам подбежала собака. Старый еж засеменил навстречу. Ежиха стала уводить ежат. Собака стала обнюхивать ежа. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака покатила ежа к пруду. Он плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку. На следующую весну ежей я больше не видел… Куда девались ежи?
– Определите тему текста.
– Где живут ежи?
– Чем питаются ежи?
– Найдите и прочитайте, как они это делают.
– Какая опасность угрожала ежам?
-Как отреагировали взрослые ежи на собаку?
– Что предпринял ёж?
– Кто помог ежу? ( А кто это «я»?)
Работа с текстом позволяет выявить необходимую информацию, которая может представлять собой несколько слов, предложений или числовых значений.
На данном этапе можно использовать следующие приёмы :
-Ромашка или кубик Блума
-Прием толстых и тонких вопросов
-Шапка вопросов и многие другие.
Умение второе: « Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)
Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.
Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. А интеграция – это связывание отдельных сообщений текста в единое целое.
Разберем это на примере:
– Перед вами иллюстрации к тексту, расположите их в той последовательности, как развивались события в рассказе.
-Фокус группа, давайте опишем события, которые происходят на первой иллюстрации. (Добывают еду; дети гуляют, играют; выходят на прогулку)
-Как можно одним-двумя словами обобщить сказанное
(Записываю на доске) Жизнь и обитание ежей.
-Что можем мы рассказать по второй иллюстрации: (увела ежат в безопасное место, защита ежат)
-Хорошо. Как же здесь обобщим?
(Записываю на доске) Защита детёнышей.
– Что вы видите на третьем изображении?
– И как же мы обобщим?
(Записываю на доске) Поиск нового места обитания
-Какова же главная мысль этого рассказа?
Животные так же, как и мы люди, заботятся о своем потомстве и создают все условия, любят их и оберегают.
-Совершенно верно.
В данном случае проверяется то, как учащиеся умеют выявлять буквальный смысл сообщения, обобщать информацию и делать выводы.
На данном этапе можно использовать приёмы
«Синквейн» «Фишбоун»(рыбий скелет)
Умение третье: «Осмыслить и оценить сообщение текста»
Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, нужно
связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками
информации, или высказать и обосновать свою собственную точку
зрения.
– Вернемся к нашему примеру. Я предлагаю вам просмотреть видео-ролик и сопоставить факты жизни и обитания ежей с нашим рассказом. (Просмотр видео)
-Верно ли, что ежи выходят на прогулку в темное время суток (Да/нет)
-Верно ли, что в случае опасности ежи сворачиваются в клубок (Да)
– Верно ли, что ежи могут плавать? (Да)
– Верно ли, что ежи могут жить, как в лесу, так и рядом с человеком?
– А как вы поступите, если встретите ежа на своём огороде?
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом.
Задача моя как учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию читательской грамотности младших школьников.
Это видно по результатам диагностического тестирования учащихся моего класса.
Итог. Чтение – это неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания и образования развития личности. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретённый в раннем школьном возрасте, теперь это постоянно развивающиеся совокупность знаний навыков и умений, то есть читательская грамотность, которая совершенствуется на протяжении всей жизни.
Я надеюсь, что вы получили полезную информацию и будете использовать в своей педагогической деятельности.
Я люблю свою работу и желаю, чтобы у наших детей каждое новая прочитанная книга была ступенькой к мудрости. «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно». Василий Александрович Сухомлинский.