Пиянзина Валентина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №20» г.Альметьевск
Описание материала: Данный материал предназначен для учителей начальной школы, работающих по учебно-методическому комплексу «Начальная школа XXI века». Урок проводился с обучающимися 4 класса 25 ноября 2022 года.
Цель: формирование знаний и представлений детей о вредных привычках.
Задачи:
Предметные:
– формировать представление о пагубном воздействии курения, алкоголя, употребления наркотиков на организм человека;
– развивать умение работать с различными источниками информации: учебником, дополнительной литературой;
-совершенствовать умение использования информационно-коммуникационных технологий.
Личностные:
– формировать ценностное отношение к своему здоровью, потребность вести здоровый образ жизни.
Метапредметные:
– формировать познавательные интересы обучающихся;
– формировать необходимость приобретения новых знаний и практических умений;
– продолжить формирование умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;
– формировать умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;
– способствовать осознанию возможности широкого применения информационно-коммуникационных технологий для изучения окружающего мира;
– продолжить формировать умение работать в коллективе, умение реально оценивать свои возможности;
– развивать устную речь.
Оборудование: отрывки из мультфильма «Трубка и медведь», компьютер, экран, проектор.
Ход урока:
- Организационный момент.
– Ребята, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте встретим их теплом и поблагодарим их улыбкой за то, что они к нам пришли. А как мы приветствуем людей при встрече? (здороваемся) - Фиксация проблемы, формулировка темы, цели урока.
-А кто задумывался, что скрывается за словом «здравствуйте» или «Здравствуй»? ( пожелание здоровья)
– Да, когда мы здороваемся, то мы желаем человеку здоровья, и в ответ тоже получаем пожелание быть здоровым.
– А что такое здоровье и для чего оно нам необходимо?
(Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Когда человек болен, он не сможет воплотить в жизнь свои мечты, не сможет отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможет полностью реализоваться в современном мире.)
– Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Как медведь трубку курил» и ответим на вопрос:
Почему медведь веселый, радостный, бодрый? (включить «начало»)
– Итак, почему же медведь веселый, радостный, бодрый? (он здоров, ведет здоровый образ жизни: по утрам делает зарядку, дышит чистым воздухом, закаляется).
– Посмотрите еще один отрывок из этого же мультфильма и подумайте: А что изменилось? Каким стал медведь? (включить «продолжение)
– Что же произошло с медведем? (стал кашлять, похудел, лезет шерсть, в костях ломит, ноет сердце, в лапах дрожь)
– Почему? (Потому что он курил)
– Так вот почему он стал таким. Всему виной вредная привычка!
Ребята, мы уже с вами говорили о правилах здорового образа жизни. А как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь? (о вредных привычках).
А какие вредные привычки вы знаете? (алкоголь, употребление спиртного, употребление наркотиков). Дети могут назвать и другие вредные привычки.
Итак, тема нашего урока:
«Поговорим о вредных привычках»
– Какую цель урока мы поставим на урок?
(Узнать, как вредные привычки влияют на здоровье человека).
III. Открытие новых знаний.
Реклама 16
- Вступительное слово учителя
Открытия и нововведения не всегда приносят пользу. Вот и «подарок» американского континента – табак, прочно завоевавший весь мир, далеко не безобидное увлечение. Многие годы табаку и его курению приписывали чудодейственные и даже лекарственные свойства. Лишь после 1950 г. стали известны результаты исследований, показывающие, насколько может быть вредным и опасным курение табака.
– Ребята, а вы знаете, что именно 20 ноября, Международный день отказа от курения. - Работа по теме
1 группа читают текст учебника «Курение опасно для здоровья» на стр. 72, 73
и читают текст о вреде курения на листочках (взят из интернета), затем отвечают на вопросы:
Курение табака весьма распространено среди населения всех стран. В Европе примерно 215 млн. человек являются курильщиками, из которых 130 млн. мужчины. Курение является одной из самых частых причин смерти, так как в сигаретном дыме содержится около 800 вредных веществ. Курение четко связано с развитием рака легких, многих хронических заболеваний легких, пищеварительной системы, сердца, способствует поражениям сосудов, верхних и нижних конечностей, вызывает внезапную смерть, значительно сокращает продолжительность и качество жизни курильщика и его близких.
Длительное курение приводит не только к тому, что человек часто болеет, но у него снижаются работоспособность, внимание и физическая выносливость, ухудшается память, внимание, слух, растет утомляемость, увеличивается число совершаемых ошибок. Именно поэтому курящие люди часто не способны достичь высоких результатов в жизни. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит; причем они часто становятся еще и малопривлекательными: меняется цвет их зубов, кожа становится серой и желтой, взгляд тусклым.
Вопросы:
1. Сколько вредных веществ содержится в сигаретном дыме? (около 800)
2. Какое самое вредное из них? (никотин)
3. Что происходит под воздействием никотина? (ослабляется работа сердца, повышается кровяное давление)
4. Какие изменения происходят с легкими курящего человека? (загрязняются)
Когда сигаретный дым проходит через рот и дыхательные пути, он оседает в легких в виде смолы. Далее смола раздражает дыхательные пути, в результате чего микробы и грязь остаются в легких.
5. Какой вред приносит организму человека курение? (Появляются болезни легких, сердца, желудка, печени, особенно страшный из них – рак. Ухудшается память, внимание, снижается сопротивляемость болезням, желтизна зубов).
– А знаете ли вы, что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом?
(Вдыхаем часть табачного дыма. Становимся пассивными курильщиками, тоже отравляем свой организм).
Учитель: Пассивным курением называют состояние, когда некурящие вынуждены дышать табачным дымом, находясь рядом с курящими.
Вторичный дым, который выдыхает курильщик, загрязняет воздух никотином, смолами, радиоактивными веществами и другими вредными компонентами.
Исследователи пассивного курения пришли к выводу, что в плохо проветриваемом помещении некурящий за 1 час вдыхает столько же дыма, сколько получает курильщик от одной выкуренной сигареты.
– Что можно сделать, если рядом курят? (попросить не курить или выйти из помещения самому)
– Какой же вывод о курении можем сделать? (вредно для здоровья)
2 группа читает текст с.73-74 (о влиянии алкоголя и наркотиков на организм человека), заполняют таблицу ( про алкоголизм)
3 группа читают текст с.73-74, заполняют таблицу ( наркомания)
Заполните таблицу:
– Ребята, вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы
1. При работе слушай внимательно, смотри на собеседника.
2. Говори тихо, не мешай другим.
3. Нужно уметь договариваться друг с другом, кто будет заполнять карточку, кто помогать, и кто потом выступит c сообщением.
Проверка (примерный вариант заполнения таблицы):
– Какое же влияние на организм человека оказывает алкоголь, наркотики? (Губительное)
IV. Физкультминутка.Применение новых знаний в творческих работах.
1. Игра «Воздушные шарики».
Продолжаем работу. Поиграем в игру «Воздушные шарики» (на доске -2 нарисованных шарика, зеленый и чёрный)
Правила игры:
Представь себе, что в зелёном воздушном шарике собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а в чёрном — всё вредное, что мешает человеку, расти здоровым, приводит к болезням.
У меня на столе лежат карточки с записями о том, что полезно и что вредно для человека. Вы сейчас по очереди будете выходить, брать 1 карточку и клеить под нужным шаром, остальные если правильно приседают, если неправильно то делаем наклоны влево, вправо. (заранее на каждую карточку приклеить скотч).
Полезно: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня.
Вредно: курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков, малоподвижный образ жизни, переедание, несоблюдение режима дня.
V. Рефлексия. Итог урока.
– Ребята, а какова была цель нашего сегодняшнего урока?
– Мы ее достигли?
– Если вам было интересно сегодня на уроке, вы все поняли и можете рассказать об этом другим, поднимите обе руки. Если вам было интересно, но вы не все поняли, поднимите правую руку. И если вам было неинтересно на уроке, вы плохо усвоили материал, закройте лицо руками.
– Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
– Что бы вы посоветовали другим ребятам?
– Какой же вывод вы сделали из сегодняшнего занятия? (Нельзя курить, употреблять спиртное, употреблять наркотики. Это вредно и опасно для здоровья).
Перед каждым из вас на листочках лежит ваша лестница успеха. Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлика на той ступеньке, на которую каждый из вас сегодня поднялся.
Самооценка
Оценки за урок
VI. Домашнее задание
1) Решить задачу: Сколько денег уходит у курильщика за год, если он в день выкуривает 1 пачку сигарет ( стоимостью 120 рублей).Что полезного можно купить на эти деньги?
2)Записать в тетради 3 пословицы о здоровье.