Садыкова Чулпан Миннахметовна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №9», г. Набережные Челны
Урок литературного чтения
Тема «А. Приставкин «Портрет отца», В.Костецкий «Возвращение»
Цели:
- Познакомить с произведением А. Приставкина «Портрет отца», и с репродукцией картины В.Костецкого «Возвращение»;
- Учить сравнивать произведения разных жанров;
- Обучать выразительному чтению произведения;
- Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
- Развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные
Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные
Регулятивные– умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока.
Предметные – Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
Коммуникативные- осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях).
Личностные – осмысление темы «Что значит для меня моя Родина»
Оборудование: презентация, выставка книг по теме урока, портрет писателя, репродукция картины В. Костецкого «Возвращение», фотографии участников войны, рисунки детей о войне.
Ход урока:
- Орг.момент
Я желаю вам, чтобы этот урок у нас получился полезным, познавательным и содержательным и вы смогли себя полностью проявить и раскрыться.
- Актуализация знаний
Мы с вами на уроках литературы продолжаем изучать раздел. который называется? («О Родине, о подвигах. О славе») На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с произведениями литературы и изо о ВОВ.
Проверка домашнего задания
На этот урок нужно было выучить «Реквием» Рождественского. Расскажите. (в сопровождении видео и музыки)
Рассказы детей о родственниках, воевавших в ВОВ
- Речевая разминка
-Прочитайте стихотворение.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
-Вам понравилось стихотворение?
-К слову война подберите эпитеты. (Эпитет-средство художественной выразительности, придающее выражению образность и эмоциональность.)
Какая она? (жестокая, бессердечная, страшная, кровавая, зверская)
-Прочитайте стихотворение выразительно.
4.Вступительная беседа
– Послушайте отрывок песни. О ком поется в этой песне?
-Какой след она оставила в памяти, душе детей? (голод, страх)
Дети и война – это самое скорбное событие, какое только можно себе представить. Тяжелейшие испытания выпали на долю того поколения детей: бомбежки, голод, холод, страх потерять родных или самому потеряться. Многие из тех, кому было по 12-15 лет, брали на себя обязанности взрослых, работали на заводах и фабриках и выполняли далеко не детские нормы. Дома дети и подростки без лишних слов помогали по хозяйству, заботились о младших и стариках. Когда позволяли обстоятельства, не забывали основную свою обязанность – учиться. В годы войны дети проявляли себя стойкими патриотами своего Отечества. Фронтовые подвиги, совершенные детьми, – особая страница в истории Великой Отечественной войны. Во время войны часть детей перед захватом немцами городов вывозили в другие города на востоке страны. Родители и дети иногда даже не знали, где находятся близкие, что с ними, живы ли они.
-Многие дети войны остались без своих родителей и родственников. Где они жили? (В детдоме)
-Представьте, что мог чувствовать ребёнок , который жил в детдоме? (страх, одиночество, голод, печаль,…)
-Верно, но они верили, что их заберут родители…
5.Работа над произведением. Знакомство с биографией писателя.
17 октября исполнился 90 лет со дня рождения русского, российского писателя и общественного деятеля Анатолия Игнатьевича Приставкина. Сегодня на уроке мы познакомимся с его рассказом. Родился в трудовой семье: отец работал на заводе, мать – на фабрике. В начале войны в возрасте 10 лет он остался сиротой: отца призвали на фронт, мать вскоре умерла от туберкулёза. Мальчику предстояло испытать все тяготы детдомовского детства; он сменил десятки детских домов. «У меня война оставила невероятное чувство бесконечности её и голода»,- писал Приставкин позже. Он начал работать ещё мальчиком. Работал электриком, радистом. Радость этих лет составляли книги. Впоследствии Приставкин пишет цикл рассказов «Трудное детство»; в 70-е годы 20 века – повесть «Солдат и мальчик». А.И. Приставкин говорил о войне так: «Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью; это было больно. Не просто больно, мне не хватало сил даже перечитать собственные ранее написанные рассказы».
О книгах А.И Приставкина
В книгу «Кукушата» вошли две повести «Ночевала тучка золотая» и «Кукушата» или «Жалобная песнь для успокоения сердца» о воспитанниках детдома и автобиографический роман «Рязанка». Также у него есть «Собрание сочинений» несколько томов. Куда вошли маленькие рассказы.
6. Первичное чтение – погружение рассказа детьми.
Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (на доске)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (прогнозирование)
-Сформулируйте для себя самый главный вопрос, на который вы бы хотели получить ответ.
– Верны ли ваши предположения мы узнаем, если прочитаем рассказ, а походу чтения, будем останавливаться, чтобы вести диалог с автором, зададим вопросы автору. Найдем информацию между строк, т.е. домысливать с помощью воображения.
Словарная работа
Определим значения непонятных слов.
Полушубок | Вздор, чепуха, нелепость |
Стащить | Случайно или неожиданно обнаружить что-либо |
Наткнуться | Короткая, до колен, овчинная шуба. |
Ерунда | Взять без разрешения, украсть |
Проверка.
Откройте книгу на стр.81 (чтение учителем и учениками)
Это случилось в войну. В нашей детдомовской библиотеке я случайно наткнулся на маленькую книжку. На обложке ее была фотография человека в меховой шапке, полушубке и с автоматом. Этот человек был очень похож на моего отца. Стащив книжку, я забрался в самый темный угол, оторвал обложку и засунул под рубаху. И долго там носил ее. Только иногда доставал, чтобы посмотреть. Конечно же, это должен быть мой отец. Третий год шла война, а я не получал от него даже писем. Я почти забыл его. И все равно я знал: это мой отец.
– В какое время происходили события?
-Где происходило?
-От чьего имени ведется рассказ?
-На доске напишем героев этого рассказа
-Кто по вашему главный герой?
-Кто был нарисован на обложке?
Почему мальчик решил, что это его отец?
– Что мальчик сделал с обложкой? Как вы думаете, почему он так поступил?
– Куда засунул обложку? (под рубаху)
-Почему?
– Хорошо ли он поступил?
– Можно ли его понять и простить за совершенный поступок в условиях того тяжелого времени?
– В тексте есть слова: «Конечно же, это должен быть мой отец». (на доске) Почему мальчик был в этом уверен?
– Что же могло произойти дальше?
Я поделился открытием с Вовкой Акимцевым, самым сильным парнем в нашей спальне. Он вырвал портрет из моих рук и решил:
— Ерунда! Это не твой отец!
— Нет, мой!
— Пойдем спросим воспитательницу…
Ольга Петровна посмотрела на оторванную обложку и сказала:
— Нельзя портить книги. И вообще я не думаю, чтобы это был твой отец. Зачем его будут печатать в книжке? Ты сам подумай. Он же не писатель?
— Нет. Но это мой отец!
– С кем он поделился своим открытием?
-Следующие герои?
– Что сказала мальчикам воспитательница?
-Что ему ответил Вовка? (Вовка не поверил мальчику, его слова подтвердила воспитатель детдома.)
– Что же могло произойти дальше?
Володька Акимцев не отдал портрет. Он спрятал его и сказал, что я просто хочу похвастать и он не отдаст мне обложку, чтобы я не занимался ерундой.
Но мне нужен был отец. Я перерыл всю библиотеку, отыскивая вторую такую книжку. А книжки не было. И я плакал по ночам.
-Какие чувства вы испытали во время чтения этого отрывка? (Ответы детей)
-Опишите, каким представляется Вовка Акимцев?
– «Но мне нужен был отец.» Фотографию с кем отождествляет мальчик?
-Что сделал мальчик? Найдите отрывок.(Я перерыл всю библиотеку…)
-Он плакал по ночам из-за фотографии только?
Он очень хотел чтоб у него было что- то от отца, хотя бы этот клочок бумаги.
Однажды Володька подошел ко мне и заявил, усмехаясь:
— Если это твой отец, ты должен за него ничего не жалеть.
Не пожалеешь?
— Нет.
— Нож свой отдашь?
— Отдам.
— И компас?
— Отдам.
— А новый костюм поменяешь на старый?..— И протянул измятую обложку.— Бери. Не нужно мне твоего костюма. Может, и вправду…— В глазах у Володьки была зависть и боль. Его родные жили в Новороссийске, занятом фашистами. И у него не было никаких фотографий.
-Что просил взамен на портрет отца Володька у героя рассказа?
-На что готов был мальчик?
-Нож, компас, костюм в те года были сокровищем для детей. (тем более детдомовских детей)
-Почему он не взял?
-Чем объяснить боль в глазах Володьки? (ответы детей)
-Что вы можете сказать о мальчике? (ответы детей)
-Что было на сердце у Володьки Акимцева? Прочитаем.
-Чему завидовал Володя? Чего у него не было такого. Что было у автора?
(Каждый ребёнок верил, что вернутся родители живыми, здоровыми).
– Вера помогает людям пережить все трудности жизни.
7. Главные герои рассказа “Портрет отца” и их характеристика
Нужно дать характеристику героям, аргументируя словами из текста.
- Мальчик-рассказчик, автор. Упрямый, верный, любит своего отца и сильно скучает. Автор — описывает событие из детства. Он тогда был искренним, переживающим, немного наивным.
- Вовка Акимцев. Друг мальчика. Тоже скучает без отца. Володька — самый сильный из мальчиков. Немного насмешливый, но понимающий младшего.
- Ольга Петровна — воспитательница. Справедливая, рассудительная.
8. Вопросы и ответы по содержанию рассказа
Простые вопросы (Кто сделал? Что сделал? Где происходило?). Объясняющие вопросы (Почему? Зачем?). Творческие вопросы (Что изменилось бы..) Оценочные вопросы (Правильно ли поступил?) Практические вопросы (Как бы вы поступили?)
9. Прием «Вырази свои чувства и эмоции»
(по схеме)
10. План пересказа рассказа “Портрет отца” (работа в группах)
1. Книжка с портретом
2. Вырванная обложка
3. Ерунда
4. Воспитательница
5. Предложение Вовки
6. Боль и зависть.
10. Работа по картине В.Костецкого «Возвращение»
-Какое название вы бы дали этой картине?
-Что вы видите на картине? Составьте небольшой рассказ.
-Какое впечатление возникло у вас при виде этой картины?
Картину автор задумал еще будучи солдатом на войне, написал ее в 1947 году, вернувшись с фронта. Эта работа практически автопортрет.
Мастеру удалось искренне передать все переживания и чувства людей в момент долгожданной встречи. Картина в свое время была очень популярна, ее начали печатать на марках и открытках. Работа даже выдвигалась на Сталинскую премию, но по непонятным причинам одобрена не была. Комиссии картина не понравилась из-з того, что на ней нет лица победителя. И верно, лица солдата на картине нет, но тем ценнее картина, что зритель видит и чувствует все эмоции и мысли героев данной работы. К слову, художник изобразил реальную лестничную площадку перед своей квартирой в доме 8/14 по улице Большой Житомирской в Киеве, где он жил с семьёй. После там проживал его сын Александр.
В центре сюжета солдат, пришедший с фронта. Солдат победитель, солдат вернувшийся живым. Дверь ему открыла мама, открыла, да так и застыла, не веря своим глазам.
На грудь упала с горячими объятиями жена, прижавшись заплаканным лицом к шершавой небритой щеке бойца. Хорошо видны ее руки, крепко обнимающие мужа за шею.
К ногам прижался мальчишка лет шести с рано повзрослевшим лицом детей войны. Он поднял глаза на отца, еще не полностью осознавая всего случившегося счастья.
На память приходит стихотворение Елены Ширман:
«Это будет, я знаю…
Нескоро, быть может,—
Ты войдешь бородатый,
сутулый,
иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опалённые временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму — это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь,
подбегу.
И, наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель…
Ты поднимешь мне голову.
Скажешь: «Здравствуй…»
Непривычной рукой по щеке проведёшь.
Я ослепну от слез,
от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты — придешь…»
– Сравните содержание рассказа и картины. Что авторы хотели донести до нас?
-Расскажите, что вас поразило, удивило, заставило задуматься?
– Как можно объединить разные виды искусства?
-Вам не кажется, что это счастливый финал рассказа?
10.Рефлексия.
-Дети, вспомните какие вопросы вы ставили в начале урока. Смогли ли вы найти на них ответы?
-Скажите, получился ли урок у нас содержательным и полезным?
Давайте.
Поблагодарим автора , Анатолия Игнатьевича Приставкина за такой жизненный рассказ и проведем разговор с ним
-Уважаемый Анатолий Игнатьевич, ваш рассказ учит….
(учит доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет, сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь помогать другу.)
(Рассказ учит всегда верить в лучшее, уметь ждать и не терять надежды. Учит не предавать родных и ненавидеть врагов. Учит любить свою Родину.) (Рассказ учит всегда верить в лучшее, уметь ждать и не терять надежды. Учит не предавать родных и ненавидеть врагов. Учит любить свою Родину.)
11. Итог урока.
Дети, выбирайте задание, которое вам будет интересно и посильно.
Домашнее задание по выбору:
– пересказ произведения;
– рассказать о подвигах детей во время войны;
-написать письмо поддержки в прошлое мальчику.
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Поздороваемся с гостями. (повернулись и поклонили голову)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Речевая разминка.1 мин
«Покажи как…»
1. Как шипит гусь?
«Ш – ш – ш …»
2. Как воздух выходит из шарика?
«С – с– с …».
3. Подуем на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.
«Ф – ф – ф …»
4. Как мы смеёмся?
«Ха – ха – ха …»
5. Как пыхтит тесто?
«Пых – пых – пых …»
3. Повторение. Актуализация знаний. 3 мин
Начнём наш урок с игры «Горячий пирожок?» с мячом
- Какая бывает речь?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоит слово?
- Как определить количество слогов?
- Буквы мы……
- Звуки мы……
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Как образуются пары по глухости и звонкости?
- Какие гласные обозначают два звука? Когда?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Сколько гласных букв?
- Какие звуки указывают на мягкость согласных?
- Какие звуки не имеют пар по твердости-мягкости?
- Какие буквы не имеют звука?
- На письме звук обозначается …….
- Формулирование темы урока, постановка целей. 7 мин
5.1. Про кого так говорят? (Работает, засучив рукава)
На Руси в старину носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин – 40 см. Работать в такой одежде было очень неудобно, а чтобы все-таки дело ладилось, нужно было засучить рукава.
-
- Разгадаем ребус-
Пшено-о+лица=пшеница
-Что такое пшеница?
-
- А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
- Назовите 1 звук в слове.
- Знаком ли он нам?
- Какова будет тема урока?
- Рассказ учителя о хлебе.
Беседа о хлебе.
- Х- очень важная буква. С неё начинается самое дорогое, самое важное слово- хлеб.
- Почему для людей так важен хлеб?
– Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо? «Не велик кусок пирога, а стоит много труда», – так гласит пословица. И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный на землю. Никогда не бросайте хлеб!
Когда фашисты в 1941 году заблокировали город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) и разбомбили продовольственные склады, ленинградцам по льду Ладожского озера под немецкими бомбёжками доставляли именно хлеб, чтобы жители не умерли с голода. Люди умирали от голода во время блокады Ленинграда. Ленинградский блокадный хлеб… как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы были рады и этому и продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. Тысячи ленинградцев в блокадные дни погибли от голода, они умирали, стоя в очереди за хлебом, умирали прямо на улице, в своих домах. С ноября 1941г. по октябрь 1942г. от голода погибло 641803 человека. А людям нужно было выжить назло врагам, нужно было работать назло бомбёжкам и обстрелу. В это тяжелое для всей страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба.
-
- Дети читают стихи о хлебе.
- Изучение нового.
а) знакомство со звуком
составление схемы слова «хлеб»
б) работа на рабочем листе. 10 мин
ВЫВОД:
- Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.
- Давайте посмотрим, где может жить новый звук?
Физкультминутка
7. Письмо букв Х х 5 минут
- Знакомство с буквой
- Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» – строчной (маленькой). «Ха» – большой (заглавной).
- Зачем нужна заглавная буква?
ВЫВОД.
- Имена собственные и начало предложений пишутся с большой
буквы, а остальные слова – с маленькой.
- На что похожа буква Ха?
- Закрепление пройденного.
Работа по электронному приложению
- Рефлексия.
Работа по электронному приложению
- Итог
Самооценка на лесенке успеха.