Нуреева Расима Султановна
Муксинова Эндже Маратовна
преподаватели математики
ГАПОУ «Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В.Лемаева», г. Нижнекамск
Аннотация
При составлении программы по математике обращаемся к ФГОС СПО, чтобы определить специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка и работодателей, обобщить конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Основной задачей ФГОС СПО является: обеспечить соответствие качества подготовки студентов требованиям рынка труда. При подготовке любого специалиста учебное заведение, независимо от уровня образования, должно стремиться к тому, чтобы максимально приблизить характер обучения к будущей профессии выпускника, так как каждый работодатель хочет получить «готового», практико-ориентированного специалиста.
В 2021-2022 учебном году преподаватели общеобразовательных дисциплин обязаны были пересмотреть общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в связи с включением в учебный план практической подготовки. В рекомендациях, содержащих общие подходы к реализации образовательных программ среднего профессионального образования в форме практической подготовки отмечено, что отдельные разделы дисциплин общего гуманитарного и социальноэкономического, а также математического и общего естественнонаучного циклов, реализованные в форме практической подготовки, направлены на формирование определенных практических навыков, ориентированных на будущую профессиональную деятельность с учетом специфики подготовки в рамках образовательной программы по специальности.
Мы изучили возможности включения практической подготовки в рабочую программу «Математика», пересмотрели подходы для более качественной реализации новой формы. Ниже приведем перечень тем, которые реализуются в нашем колледже при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессиям:
18.01.05 Аппаратчик оператор производства неорганических веществ;
18.01.28 Оператор нефтепереработки;
18.01.27 Машинист технологических установок и компрессоров;
15.01.20 Слесарь по контрольно–измерительным приборам и автоматике;
18.01.02 Лаборант-эколог;
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);
15.01.35 Мастер слесарных работ;
15.01.26 Токарь-универсал.
1 |
Нахождение приближенных значений величин и погрешностей |
2 ч |
2 |
Проценты |
2 ч |
3 |
Перпендикуляр и наклонная к плоскости |
2 ч |
4 |
Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин |
2 ч |
5 |
Решения задач на применение свойства призмы, параллелепипеда, пирамиды |
4 ч |
6 |
Решение задач на применение свойств цилиндра и конуса, шара |
4 ч |
7 |
Вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел |
2 ч |
8 |
Производная: механический и геометрический смысл производной |
2 ч |
9 |
Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции |
2 ч |
10 |
Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей |
2 ч |
11 |
Вычисление вероятностей, прикладные задачи |
2 ч |
12 |
Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств |
2 ч |
При проведении практических занятий мы ставим для себя цель: формировать ОК и ПК, применить полученные знания на практике, приобрести практический опыт для профессиональной деятельности. Считаем, что важную роль в обучении математики играют прикладные задачи, в содержании которых должна отражаться взаимосвязь математических и профессиональных проблем.
К сожалению, в учебниках, методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко. Поэтому приходится самим составлять такие задачи. За время работы нами составлено достаточно много практико-ориентированных задач с учетом специфики различных специальностей и профессий. При решении этих задач обучающиеся одновременно повторяют определенную тему специального предмета и нужную тему раздела математики, тем самым повышая качество знаний сразу по двум предметам. Стараемся раскрыть связь изучаемых теоретических вопросов и задачного материала так, чтобы показать студентам значимость и перспективу использования полученных знаний в будущем.
Мы разработали интерактивный задачник практико-ориентированных задач для профессий и специальностей профессиональных образовательных организаций технического профиля. Он предназначен для усвоения, закрепления и углубления знаний, выработки практических умений и навыков.
При составлении и подбора задач учитывали особенности практического использования математических знаний и умений специалистам технического профиля.
Сварщики, мастера слесарных работ, токари должны уметь:
– разрабатывать меры предупреждения образования дефектов соединений и технологию их устранения;
– конструирование технологической модели типовых конструкций;
– построить чертеж будущего изделия;
– знания математической символики для выражения количественных и качественных свойств объектов;
– уметь использовать основные понятия и методы геометрических построений и измерений.
Лаборант-эколог должен уметь:
– готовить растворы различных концентраций;
– выполнять анализы, предварительно определив необходимый метод;
– выполнять аналитические операции;
– снимать показания с приборов, рассчитывать результаты и оформлять протоколы;
– проводить первичную и математическую обработку данных.
Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ, оператор нефтепереработки должен уметь:
– провести лабораторные исследования;
– анализировать результат производственного процесса;
– осуществить контроль анализов;
– провести расчеты по количеству сырья;
– знать конструкцию обслуживаемых установок;
– схемы коммуникаций;
– технологический процесс.
Машинист технологических установок и компрессоров должен знать и уметь:
– Обслуживать основные составляющие технологической цепочки;
– Знание рабочих давлений, температур и других параметров на каждом звене технологической цепочки;
– Схемы размещения трубопроводов в цехе и на предприятии в целом.
Электромонтер по ремонту и обслуживанию оборудования должен уметь:
– читать и составлять схемы;
– устранять неисправности эксплуатируемого оборудования;
– прокладывать кабель силового питания, электропроводки по правилам геометрии;
– делать математический расчет необходимого размера кабелей для силового питания оборудования;
– выявлять и устранять отказы, неисправности и повреждения электрооборудования с простыми схемами включения.
Сборник прошел апробацию на занятиях математики в нашем колледже и используется преподавателями математики. По нашему примеру создаются типовые задачники и по другим предметам.
Систематическая работа по решению задач с содержанием профессионального и практического характера дает положительные результаты. Изучение математического материала становится более интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности. Повышается мотивация к процессу обучения будущей профессии, студенты осознанно изучают теоретический материал, используют его на практике, в повседневной жизни.
Литература:
- Атанасян Л.С. Геометрия: 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ – 22-е изд. – М. : Просвещение, 2013.- 255с.
- Башмаков М.И. Математика : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / — 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020. — 256 с.
- Богомолов Н.В. Сборник задач по математике: учеб. пособие для ссузов/– 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 204 с.
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 №P-98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».