Ахметзянова Гульсум Ромельевна
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Созвездие» г. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о родном крае, о родном городе, о государственной символике Республики Татарстан;
Задачи:
образовательная: закрепить представления детей, что такое Родина, родной край, государственная символика Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн); познакомить детей с географической картой Республики и Татарстан, научить находить столицу на ней; расширить знания детей о столице Татарстана Казань;
развивающая: развивать монологическую речь детей, память, мышление;
воспитательная: воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Предшествующая работа: Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РТ, беседа о Татарстане, о его городах, чтение художественных произведений писателей и поэтов Татарстана.
Материалы: карта Татарстана; иллюстрации Казани, Казанского Кремля, башни Сююмбике; репродукции герба, флага Татарстана; диск с песней «Мин яратам сине, Татарстан!», куклы мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, лэпбук «Татарстан – знаем, любим, гордимся»
Ход занятия:
Орг. момент.
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую! |
Здравствуй, солнце! Здравствуй, небо! Здравствуй, вся моя Земля! Мы проснулись очень рано, И приветствуем тебя! |
Видеообращение по скайпу(Дәу әни, ведущая программы «Кучтәнәч»)
Исәнмесез, минем нәни дусларым! Бездә буген кунакта Мәскәү дусларыбыз Филя белән Степашка.
Без барыбыз да бер зур илдә яшибез. Ул безнең Ватаныбыз. Акбаебыз шигырь әзерләп килгән безгә. Әйдәгез тынлап алыйк әле.
Татарстан – үзилебез, Безнеңгазизҗиребез. Татарстан- үзилебез, |
Безнең гүзәл гөлебез. Татарстан – үзилебез, Безнеңяктыөебез. |
Дәу әни: Балалар, бу шигырь нәрсә турында?(Бу шигырь безнең ватаныбыз турында).
Дәу әни: Дөрес. Ватан –ул безнең туып үскән җиребез.
Без барыбызда Татарстан республикасында яшибез. Безнең республикада төрле милләт вакилләре яши. Татарстан халкы рус һәм татар телендә сөйләшә.
Филя белән Степашка безнең республика белән кызыксыналар.
Таныштырабызмы безнең туган жиребез белән? (Әйе, бик сөенеп, таныштырабыз.)
Дәу әни: Мин сезгә ярдәмгә «тылсымлы сандык» жибәрдем, ә эчендә сюрприз. Беләсегез киләме нәрсә бар анда?(Әйе, бик беләсе килә!)
Таныштыруны рус телендә дәвам итәбез!
Воспитатель: Ребята, мы все с вами просмотрели видеообращение Дәү әни. Познакомим Филю и Степашку с нашей республикой? (Да, мы познакомим Филю и Степашку с нашей республикой)
Воспитатель: Вот вам подсказка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает.
(В сундуке лежит книга).
После того, как дети отгадали загадку, воспитатель и дети открывают сундук, а там книга – лэпбук «Татарстан- знаем, любим, гордимся»
Воспитатель: Верно – это книга. Вы правильно отгадали загадку. Но это книга необычная. Это -лэпбук. А чем она отличается от обычной книги?(в ней вместо листочков находятся разные кармашки).
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что же находятся в этих кармашках.
(Да, конечно, хотим).
Воспитатель: А с чего мы с вами начнем? С чего мы начинаем читать, рассматривать обычную книгу? (Рассуждения детей)(Книгу мы читаем с первой страницы).
Воспитатель: Давайте, начнем рассматривать лэпбук.
(Все страницы лэпбука дублируются слайдами на экране)
(слайд 1) Воспитатель: На первой странице изображена карта.
Посмотрите, пожалуйста, на карту Республики Татарстан, вот ее граница (воспитатель на карте обводит границу).
На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают?
(Голубые ленты на карте – это реки).
Воспитатель: Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике?(Самая широкая река в нашей республике – это Волга).
Воспитатель: Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (в нашей республике есть такие реки как – Казанка, Кама).
Воспитатель: Вот эти зеленые пятна на карте – это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике, и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города.
Воспитатель: Наша республика имеет свои государственные символы. Кто мне подскажет, какие?(Наша республика имеет свои государственные символы — это флаг и герб)
Воспитатель: У Республики Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.
(слайд 2)Рассказ 1 ребенка о флаге: Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть – зеленая, нижняя – красная, а в середине – узкая белая полоска.Каждый цвет имеет свое значение. Красный – это цвет солнца, огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты и мира.
(слайд 3) Рассказ 2 ребенка о гербе: На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок – долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.
(слайд 4)Воспитатель: Кто управляет нашей Республикой?(Нашей республикой управляет Президент Минниханов Рустам Нургалиевич).
Воспитатель: Какие города Татарстана вы знаете?(Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево).
Воспитатель: Ребята, расскажите, чем же знамениты эти города? (В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые автомобили «Камаз».В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы).
Воспитатель: Сейчас немного отдохнем, присоединяйтесь Дәу әни, Филя, Степашка и Акбай к нам.
Физкультминутка.
Сейчас мы с вами сделаем небольшую зарядку. Все встали.
Территория нашей республики очень большая (руки в стороны).
По многоводным рекам плывут красивые корабли (руками изображают волны).
В лесах растут высокие деревья (руки вверх).
В чаще леса живут косолапые медведи (изображают медведей), серые зайцы (прыжки на месте), рыжие лисицы (изображают лисиц).
На полях порхают разноцветные бабочки (изображают бабочек), прыгают зеленые кузнечики (прыжки).
Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики? (Столицей нашей республики является город Казань).
(слайд1)Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте город Казань.
(Дети вместе с воспитателем ищут на карте город Казань).
(слайд 5)«Достопримечательности республики Татарстан – Казанский Кремль»
Воспитатель: Казанский Кремль объединяет несколько архитектурных памятников.При входе в Кремль нас встречает Спасская башня.
Что мы видим на этой башне?(На этой башне мы видим – часы)
Рассказ 3 ребенка. Она построена из белого камня. Раньше проезд через неё закрывали на ночь опускающейся железной решеткой и тяжелыми воротами. Спасская башня десять раз полностью сгорала в огне пожаров, но всякий раз вновь и вновь отстраивалась. Сейчас это один из красивейших символов нашей столицы.
(слайд 6)Воспитатель: Какая еще башня расположена на территории Кремля? (На территории Кремля расположена Башня Сююмбике).
Рассказ 4 ребенка: Сююмбике была прекрасной царицей, которая жила много лет тому назад в Казани. Её красота пленила грозного царя, которого звали Иван Грозный. Не захотев стать женой царя Ивана Грозного, Сююмбике прыгнула с вершины башни. Поэтому эту башню так и называют – башня Сююмбике. Башня построена из красного кирпича, высота башни 58 метров, она состоит из 7 ярусов разного размера. Башня Сююмбике – символ города Казани.
(слайд7)Воспитатель: Какие еще достопримечательности мы знаем на территории Кремля? (Мечеть Кул – Шариф, Благовещенский собор).
Рассказ 5 ребенка: Благовещенский собор был построен мастерами много лет тому назад. Это очень красивое белокаменное строение. Мечеть Куль-Шариф была построена совсем недавно. Архитекторы создали очень красивое строение, украшенное арочными конструкциями, формами тюльпана, которое возвышается над стенами Кремля.
(слайд 8-11)Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, что изображено на этих картинах? (Национальный музей, Остров Град – Свияжск, «Городище Булгар»).
Дидактическая игра «Угадай – ка». Филя, Степашка, присоединяйтесь к нам.
Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди, каких национальностей живут в Татарстане?(в нашей многонациональной Республике живут: татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши, мордва).
Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
(Воспитатель демонстрирует детям куклы в татарском национальном костюме).
Воспитатель: У меня в руках куклы – Азат и Алсу. Как вы думаете, кто они по национальности? Почему так думаете?(Рассуждения детей).
Воспитатель: Давайте поздороваемся с куклами на татарском языке.
(Исэнмесез).
Воспитатель: Ребята, рассмотрим костюм нашего мальчика. Из каких элементов состоит его одежда? (У мальчика рубашка, брюки, камзол и на голове тюбетейка).
Воспитатель: Азат приглашает нас поиграть в татарскую национальную игру.
Татарская национальная игра: «Тюбетейка»
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласитьвместе скуклами в художественную мастерскую.
Воспитатель: Ребята, рассмотрим костюм нашей девочки?Из каких элементов состоит их одежды? (У девочки на голове калфак, платье и фартук).
Воспитатель: Ребята, а как украшены национальные костюмы? (национальные костюмы украшены узором, орнаментом).
Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент. Скажите, какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.(Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д).)
Воспитатель: Правильно. Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит, мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить фартук.
Тихо звучит песня «Мин яратам, сине Татарстан!».
Игра «Выложи орнамент»
(Перед детьми шаблон фартука и орнаменты).
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?(Ответы детей). А Филе, Степашке и Акбай понравилось?
Воспитатель: Дети, сегодня мы говорили о нашей Родине.
– Скажите, в какой республике мы живем?
– Назовите столицу Республики Татарстан?
– На какие части разделен Государственный флаг Татарстана?
– Что изображено на гербе республики?
– Какие достопримечательности города находятся на территории Казанского Кремля?
– Любите ли вы свой город?
Воспитатель: Дорогие ребятки, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы! А чтоб лучше узнать нашу республику мы этот лэпбук отправим вам – Филя и Степашка.