Ирина Владимировна Решетникова
преподаватель изобразительного искусства, МБОУ ДО « ДШИ №1» г. Альметьевска
Содержание
Введение………………………………………………………….…………
- История возникновения и развития коллажа……………………….
- Методические рекомендации……………………………………….
- Необходимое оборудование и материалы…………………….…….
- Последовательность ведения работы над коллажем……………….
- Заключение…………………………………………………………..
- Список использованных источников…………………………..…..
- Приложение………………………………………………………….
Введение
Актуальность:
Коллаж (фр. collage — «приклеивание») – особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета и фактуры. Подобный прием используется в основном для получения эффекта остроты и эмоциональной насыщенности. При выполнении коллажа может быть применено сразу несколько материалов. К примеру, тушь, пастель и акварель. Для акцентирования внимания зрителя часто используются такие элементы как пятно, линия и точка. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, скульптуре, поэзии и музыке. Не следует путать этот прием с аппликацией. По своей сути коллаж ближе не к ней, а к инкрустации.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Занятия творчеством является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия детей. Время стремительно меняет окружающий мир. Появляются новые изобретения, технологии, создаются новые материалы и т.д. В мире творчества тоже появились новые виды, о которых 5-10 лет назад невозможно было представить: пейп-арт, коллаж, декупаж, квиллинг, вышивка соломкой и т.п. Появилось большое количество новых материалов для творчества. Несмотря на все это интерес к бумаге как к материалу для творчества не исчез, а наоборот растет. Устойчивый интерес детей и взрослых к творчеству из бумаги обуславливаются тем, что данный материал дает большой простор творчеству, им можно работать в различных техниках. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Бумага в современном обществе представлена большим многообразием, и она доступна всем слоям общества. Коллаж» не только учит обучающихся различным приемами работы с бумагой, активизирует воображение, фантазию, творческое отношение к миру, воспитывает у детей чувство любви к искусству, живому миру, умению восхищаться его бесконечным многообразием и красотой, постигать законы его строения и формирование через приобщение к народному творчеству.
Коллаж как вид декоративно-прикладного творчества
История возникновения и развития коллажа
Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.
Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.
Особенности техники
Для того, чтобы изделия, выполненные в технике коллажа, получались яркими и оригинальными, при их создании используются самые разные декоративные элементы. При этом художник старается выполнить коллаж так, чтобы зрителем он воспринимался как единое гармоничное произведение. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила построения композиции.
Стили коллажа
На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.
• Вегетативный. В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
• Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
• Пейзажный. Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
• Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.
Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
Самым известным мастером коллажа среди великих художников является Анри Матисс. придумал технику, которую назвал «декупаж», хотя она ничего общего с традиционным декупажем не имеет. Матисс вручную выкрашивал листы бумаги, а затем вырезал из них элементы. При этом свою стилистику, узнаваемую пластику художник не терял. Его почерк и в такой форме легко узнаваем.
Блистательный пример Beatrice Alemagna известная художница иллюстратор. Она работает не только в технике коллажа, поэтому часто совмещает его с карандашами, красками и так далее.
Методические рекомендации
Цель методической разработки:
– Познакомиться с разновидностью декоративно–прикладного искусства, изучить приемы и технику коллажа. Развивать навыки творческой работы в декоративно-прикладном виде искусства.
Задачи:
– систематизировать знания учащихся о коллаже
– развить навыки работы в композиции и цветоведении;
– Овладеть процессом стилизации природных форм в декоративные.
– расширить знания учащихся о комбинированных работах из различных материалов;
– Научить использовать линию ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи.
– развивать образное мышление, фантазию, умение подбирать цветовой рисунок, совершенствование навыков культуры труда, мелкую моторику рук;
– воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к материала, привитие эстетического вкуса.
Коллаж – одна из художественных техник, которая помогает решить вопрос и в развитии цветового восприятия. Выполняя творческие композиции в данной технике, учащиеся понимают и осваивают получение сложного цвета через мозаичный способ соединения цветов. Выполняется коллаж из доступного материала – цветных журнальных вырезок. Коллаж может выступать и как самостоятельная техника, и как этап создания живописной работы. Данная техника обладает разнообразными возможностями и выразительными средствами, которые отличаются от традиционных способов изображения, и в тоже время в коллаже можно использовать любой стилевой подход, так же как в живописи и графике, учащиеся имеют возможность найти свою манеру исполнения.
Понять и освоить получения сложного цвета в живописи помогает коллаж или интерпретация мозаики. Цветная бумага доступна и легка в использовании, но недостаточно цвета, однообразный лаконичный цвет. Меня привлекли цветные, качественные фотографии и страницы журналов, имеющие яркие, сложные сочные цвета. Составляя коллаж кусочков журнальных фотографий, можно подбирать необходимую цветовую гамму.
Поверхность картины, покрывается мелкими мазками, пятнышками, штрихами различных цветов, с расстояния кажется однотонно окрашенной. Форму мазка можно сравнить с мелкими элементами мозаики- камешками, цветными стеклышками. Это некий модуль структурная живописная единица написания картины или коллажа, выбранная обучающимися форма. В процессе вырезания и приклеивания куски журнальной бумаги различной формы на основу создаются разные по своей форме красочные мазки. Они могут быть достаточно большими или наоборот. Или даже без использовании ножниц.
Для создания произведений можно использовать натуру это могут быть постановки натюрмортов или заранее выбранный эскиз. После завершения линейного рисунка выбирается модуль мазка и начинается процесс создания произведения.
Коллаж из выкрасок еще один вид коллажа из бумаги. К задуманной композиции в определенной цветовой гамме выполняются выкраски бумаги, создается интересная фактура, конечно, видны какие-то линии и мазки. По шаблону вырезаются модули для создания композиции. По замыслу собирают первоначальную картинку. В такой работе используется и графические приемы для создания более интересной композиции.
Необходимое оборудование и материалы
1. Бумага, формат А3
2. Простые карандаши разной твёрдости ВН, ластик
3. Журналы, газеты, выкраски.
4. Клей
5. Ножницы
6. Эскизы для создания композиций.
Последовательность ведения работы над коллажем
Коллаж из вырезок из журналов и газет;
1 Работу над коллажем начинают с эскиза. Композиция может быть и сюжетной (пейзаж, портрет, натюрморт), а может быть построена на ассоциациях, выражающих ваше настроение или отношение к теме.
2 Затем, с рисования эскизного наброска на листе бумаги.
Далее подобрав нужный материал, можно приступать к воплощению задуманной идеи.
Коллаж из вырезок и выкрасок бумаги;
1 Работу над коллажем обычно начинают с эскиза. Композиция может быть и сюжетной (пейзаж, портрет, натюрморт), а может быть построена на ассоциациях, выражающих ваше настроение или отношение к теме.
2 Выполняют выкраски для задуманной композиции в соответствующей цветовой гамме.
3 Тонируют фон для композиции.
4 Выполняют графичные заготовки для композиции.
5 Вырезают модули, шаблоны по задуманному эскизу.
6 Собирают сюжет и работают над целостностью композиции дорабатывая
графическими материалами.
Заключение
Коллаж славится не только безграничными возможностями самовыражения, яркостью образов, интересными колоритными решениями, но и простотой выполнения. Именно это позволило ему занять достойное место в детском творчестве. Освоив пару нехитрых приемов, маленькие художники создают столь невообразимые картины, что восхищенным зрителям остается только по-доброму завидовать их таланту и фантазии.
Основная цель методического пособия «Коллаж» – обучение детей новой технике, обогащение и разнообразие детского творчества.
Программа обучения в ДХШ и художественных отделений ДШИ, содержит разделы разных видов изобразительного искусства: «Живопись», «Рисунок», «Скульптура» и «Декоративно-прикладное искусство». Задания по коллажу включены в раздел «Прикладная композиция». Коллаж возможно включать как для детей младшего возраста, так и старше.
Список использованных источников.
1). Коллаж: шаг за шагом. Ричард Тейлор: пер. с анг. – М.: АСТ: Астрель, 2006. (Мастер – класс)
2). Крысько Н.А., Нехорошева Г.В. Стильный коллаж: Техника. Приёмы. Изделия.
Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство17-20 веков/ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.
3). http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%E5%F 0%F0%E0/page3.html WWW. «Страна мастеров»
4). http://www.fotokomok.ru/
5). Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/
6). Синтетические материалы. Энциклопедия. http://www.antilopa.ru
Приложение
План-конспект урока по учебному предмету «Прикладная композиция»
для учащихся 3 ФГТ ( 8 лет) класса
преподавателя МБОУ ДО «ДШИ №1»
И.В Решетниковой
Тема: Коллаж. «Лисица»
Цель: Закрепить навыки учащихся в технике коллаж, развитие навыков творческой работы в декоративно-прикладном виде искусства. Создание пейзажа в технике коллаж.
Задачи:
- развить навыки работы в композиции;
- расширить знания учащихся о комбинированных работах из различных материалов;
- развивать образное мышление, фантазию, умение подбирать цветовой рисунок, совершенствование навыков культуры труда, мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к материалам, привитие эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: готовые работы, инструкционная карта, презентация на тему «коллаж».
Учащиеся: шаблоны, выкраски бумаги, картон, карандаш, ластик, салфетки, бумага, ножницы, клей, графические средства выразительности.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
2. Сообщение темы урока
Наш урок посвящён аппликации в технике коллаж. Далее идет презентация «Коллаж» и показ изделий, выполненных в данной технике, которые сопровождаются рассказом учителя.
3. Повторение материала
Учитель: Ребята, что такое коллаж? Коллаж – это особый вид аппликации, который происходит от французского слова, что означает «наклеивание, наклейка», то есть выполнение различных композиции из разных материалов (цветная бумага, газета, обои, ткани, веревки, тесьма и др.).
Что вы знаете об этой технике? Техника коллажа применялась еще в Древнем Китае. Трудно сказать, где находятся истоки этого увлечения. Однако известно, что во времена А.С.Пушкина девушки коротали долгие зимние вечера, составляя букеты из сухих листьев и цветов, которые затем наклеивали на картон. Это забытое занятие стало особенно популярным и получило развитие в 20 веке. Люди научились выполнять картины, соединяя самые разнообразные материалы.
Учитель: – Рассмотрите внимательно образцы работ. – Обратите внимание на различные сочетания бумаги и графических средств. Все они придают работе оригинальность.
Перед тем как начать практическую работу вспомним о технике безопасности и этапах работы над коллажем.
1. Выберите стиль коллажа. Необходимо подумать о манере или стиле работы. Рисунок коллажа должен быть декоративным. Все объекты его – стилизованными. Создайте проект на бумаге, предварительно нарисовав его.
2. Выберите подходящую подложку. Заливаем цветом лист бумаги для фона или подбираем готовую фактуру и цвет для составления коллажа.
3. Подбираем выкраски бумаги, которые вы собираетесь использовать для создания коллажа. Цветовая гамма должна соответствовать задуманной теме. Выкраски готовятся заранее.
4. Используя шаблон составляется образ лисы. Выкраски выбирают разных оттенков, чтоб создать объем и характерные особенности лисы.
5. Дополняем композицию по замыслу. Деталями заполняем среду где находиться лисица. Лисица остается главной в композиции, оттенки выкрасок дополняют, а не перебивают главное.
6. Используйте светлый клей, который подходит как для ткани, так и основы, которую вы используете.
7. Вырежьте и расположите, следуя своему замыслу и воображению. Приклеивать можно одну часть на другую, не только встык. Обращайте внимание на текстуры при создании предметов, животных или лиц. Собираем сюжет и работаем над целостностью композиции дорабатывая графическими материалами.
4. Самостоятельная работа учащихся
Учитель: – По задуманному эскизу выполняем все этапы работы, которые мы с вами выделили.
Инструктаж к работе над коллажем
- Осторожно и внимательно обращаться с ножницами.
- Аккуратно работать с клеем. Использовать салфетки.
В ходе работы учитель осуществляет целевой обход
– оказание помощи в подборе материала,
– осуществление самоконтроля, взаимоконтроля.
Приступайте к работе.
5. Окончание урока. Рефлексия
Учитель: – Интересна вам техника коллажа с бумагой?
– Довольны ли вы своей работой?
Уборка рабочих мест. Выставка и представление работ. Каждый ученик дает название своей работе и представляет её.
Рассмотрим пример проведения урока по ознакомлению учащихся с техникой коллажа из вырезок из журналов и газет на занятиях по композиции в ДШИ, проходившего во 2 классе по восьмилетнему обучению.
План-конспект урока по учебному предмету «Прикладная композиция»
для учащихся 2 ФГТ (8 лет) класса
преподавателя МБОУ ДО «ДШИ №1»
И.В Решетниковой
Тема: «Красивый ковер»
Цель: Знакомство с техникой мозаичного коллажа из бумаги, при
создании композиции ковра.
Задачи:
Учить этапам работы в технике мозаичный коллаж.
развить навыки работы в композиции;
- расширить знания учащихся о комбинированных работах из различных материалов;
- развивать образное мышление, фантазию, умение подбирать цветовой рисунок, совершенствование навыков культуры труда, мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность, внимательность, бережное отношение к материалам, привитие эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
Учитель: готовые работы, инструкционная карта, презентация на тему «коллаж».
Учащиеся: Глянцевые журналы и газеты, картон, карандаш, ластик, салфетки, бумага, ножницы, клей, графические средства выразительности.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Перекличка.
Виды деятельности:
Рассматривание произведений декоративно прикладного искусства (ковров, гобеленов). Цвет, орнамент, композиция, характер изображений, назначение декорируемого предмета.
Преподаватель показывает ковер с изображением верблюдов:
Учитель:
– На каждом ковре мы видим свой узор, который может нам рассказать о месте его изготовления, о жизни людей, проживающих в этой местности, окружающей природе, животном мире.
Учащиеся рассматривают ковер и рассуждают о том, что хотел мастер рассказать.
– Наверное, мастер хотел рассказать нам о далеких жарких странах, где водятся такие животные, как верблюды. Мы попробуем изготовить свой ковер. Отгадайте, кого мы изобразим, ответив на загадку:
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг, Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк! (паучок)
– Давайте придумаем рассказ про паучка, и изобразим его на ковре.
- Знакомство с техникой мозаики.
Технология изготовления работ в технике мозаика.
– Составлять узор на ковре мы будем из кусочков бумаги разных цветов. Посмотрите, как с помощью кусочков разноцветных камней, стекла (смальты) и других материалов художники получали изображение или орнамент.
Показ репродукций образцов мозаичных произведений, выполненных художниками разных эпох (античная, византийская и др.).
– Эта техника называется – мозаика.
- Подготовка материалов для работы. Нарезание или обрывание из полос бумаги кусочков разных цветов.
- Инструктаж к работе над коллажем.
– Аккуратно работать с клеем. Использовать салфетки.
В ходе работы учитель осуществляет целевой обход
– оказание помощи в подборе материала,
– осуществление самоконтроля, взаимоконтроля.
4 Приступайте к работе.
– Берем лист бумаги или картона любого цвета, рисуем силуэты элементов узора. Промазываем клеем на фоне небольшую часть рисунка узора и накладываем заготовленные кусочки бумаги на проклеенную часть.
5 Самостоятельная работа учащихся
– Так постепенно заклеивают все изображение, на проклеенные части кладут груз. Когда фон будет заклеен, работу высушивают под грузом.
– Фон дорабатываем цветными восковыми мелками; можно нарисовать элементы узора и закрасить их или заполнить цветовыми пятнами.
– При помощи преподавателя учащиеся подбирают цвет картона, на котором композиция будет смотреться наиболее выразительно.
6 Заключение, обобщение композиции
– Приклеивание коллажа к картонной подложке. Оформление в паспарту.
7. Окончание урока. Рефлексия
Учитель: – Интересна вам техника коллажа с бумагой?
– Довольны ли вы своей работой?
Уборка рабочих мест. Выставка и представление работ. Каждый ученик дает название своей работе и представляет её.