Шарафиева Лейсан Фазыловна
воспитатель
МБДОУ « Детский сад общеобразовательного вида № 68 «Василек»
г. Набережные Челны
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Развитие мелкой моторики и речи – эти два процесса в развитии ребёнка тесно взаимосвязаны, если отстает один, то соответственно будет отставать и другой. В коре головного мозга эти два центра находятся рядом, поэтому развивая мелкую моторику, мы помогаем и развитию речевого центра. Так как, возникающие между ними компенсаторные связи, стимулируют речевое развитие ребенка.
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика:
- развивает моторику рук, их ловкость и координацию движений;
- подготавливает руку к письму;
- оказывает положительное влияние на развитие всех психических процессов (таких как внимание, память, воображение, речь);
- хорошо снимает напряжение и помогает ребёнку открыться, раскрепоститься и установить хороший эмоциональный контакт со взрослым.
Правила проведения
Планируя со своим ребёнком такую деятельность не забывайте, что ЭТО ИГРА! Поэтому она должна проходить в позитивном, радостном настрое.
- Не принуждайте малыша, чтобы не спровоцировать у него негативное отношение к этому виду деятельности.
- Увлекайте ребенка личным, эмоциональным примером. Играйте с удовольствием.
- Продолжительность игры должна быть посильна ребенку. Не доводите его до утомления. 5-10 минут вполне достаточно. Лучше если он не наиграется и у него будет желание играть ещё, но маму ждут неотложные дела. Зато в следующий раз от с удовольствием откликница на ваше предложение. Главное, чтобы этот следующий раз был не через месяц. Регулярность очень важна в работе с детьми.
- Хвалите вашего ребёнка! Хвалите, даже если у него совсем ничего не получилось! Положительная оценка творит чудеса и является очень хорошим стимулом. С каждым следующим разом у него будет получаться всё лучше и лучше.
Пальчиковые гимнастика – это уникальный способ развития малыша. Пальчиковые игры представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями.
Как играть с ребенком?
Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость.
Я в своей работе тоже использую пальчиковые игры с детьми 2-3 лет (первая младшая группа). Пальчикое игры помогают отвлечь детей, успокаивают плачучего ребенка, убирает напряжение. Также пальчиковые игры развивают воображение, помогают сплотить детский коллектив который только проходит адаптацию (набор группы 2023). Вот несколько из них:
Пальчиковая гимнастика «ЗАСОЛИМ КАПУСТУ»
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем.
Интенсивное сжимание пальцев рук
в кулаки.
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца
Пальчиковая игра
«ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК».
(большой пальчик соединяют поочерёдно с каждым пальчиком)
– Пальчик – мальчик,
Где ты был?
– С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
Пальчиковая игра
«ПО ГРИБЫ»
(потешка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Пальчиковая игра
«ЗАМОК».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок. – Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их).
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но, не отпуская замок полностью).
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
Пальчиковая гимнастика
«ЦВЕТЫ»
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают