Сабирова Светлана Наилевна,
Ахметова Ландыш Харисовна
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»
г. Азнакаево, Республика Татарстан
Актуальность
Стремительно меняется время, вместе с ним меняется наше общество и отношения между людьми. Современное общество ждет успешного здорового выпускника школы, способного мыслить, общаться, прогнозировать события и обладающего высокой степенью мобильности. Успешный выпускник – это выпускник с развитыми качествами успешности, перед которым открыты все дороги в будущее. Основы успешности закладываются в школе и, в частности, именно это направление является основным ориентиром при работе современного учителя. Функция учителя – создание необходимых условий для формирования движущей силы, направленной на саморазвитие способностей и талантов школьников. Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок. Поэтому выявление, обучение и воспитание одаренных детей- главная цель совершенствования системы образования.
Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться. Очевидным является и тот факт, что работа с одарёнными детьми требует глубокого изучения и проработки её методологических основ. В связи с этим данный проект, способствующий максимальному взаимодействию учителей русского языка и литературы, необходим.
Проблемным полем остаётся:
1. Слабая научно-методическая поддержка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
2. Низкий уровень сотрудничества педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
3. Отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу ШМО учителей русского языка и литературы с одаренными учащимися по предметам русский язык и литература.
Цель: создать сообщество учителей русского языка и литературы по вопросам подготовки одарённых детей к участию во всероссийской и республиканской олимпиаде по русскому языку и литературе.
Задачи:
1.Сформировать коллективную деятельность всех членов Сообщества по вопросам подготовки одарённых детей к участию в олимпиаде по русскому языку и литературе.
2.Провести тематические уроки-практикумы, семинары, мастер-классы.
3. Диссеминация опытом по работе с одарёнными детьми.
4. Разработать методические рекомендации по подготовке к олимпиадам и конкурсам.
5.Дать возможность заявить о себе творчески работающим учителям.
Объект исследования
Учителя русского языка и литературы
Предмет исследования
Методы и приёмы педагогов по работе с одарёнными детьми 5-11 классов
Проектное решение
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать ответственность за свои решения, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которому ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи. На современном этапе требуется выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Данный проект даёт возможность учителям обмениваться опытом результатами собственных и совместных разработок стратегии развития в данной области, программами спецкурсов по работе с одарёнными детьми. Таким образом, учителя русского языка и литературы становятся наставником, помогая участникам продвигаться вперёд. В ходе реализации проекта педагоги проводят мониторинг сформированных компетентностей учащихся, где наблюдается рост призёров и победителей заключительного этапа олимпиад по русскому языку и литературе.
Сроки реализации проекта
№ | Комплекс мер | Срок проведения | Ответственный |
Организационный этап | |||
1 | Опрос учителей русского языка и литературы района по проблемным вопросам при работе с одарёнными. Анализ результатов анкетирования | сентябрь | Руководители проекта |
Основной этап. Практический | |||
2 | Круглый стол. «Принципы программы для подготовки школьников к олимпиаде» | октябрь | Руководители проекта |
3 | Мастер-класс по вопросам подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам муниципального и республиканского уровней | ноябрь | Руководители проекта |
4 | Круглый стол. «Изучение проблемных вопросов по подготовке учащихся к олимпиадам различного направления». | Декабрь | Руководители проекта |
5 | Мастер-класс в региональном семинаре. «Технология анализа лирического произведения» | январь | Руководители проекта |
6 | Урок-практикум. «Комментарии и рекомендации при подготовке к целостному анализу эпического произведения» | февраль | Руководители проекта |
7 | Урок-практикум. «Читательская интерпретация авторского замысла» | март | Руководители проекта |
8 | Изготовление, распространение среди участников проекта информационных материалов: справочников, буклетов | апрель | Руководители проекта |
Заключительный этап. Мониторинг деятельности | |||
9 | Оценка эффективности, анализ результатов, обобщение и распространение опыта | май | Руководители проекта |
10 | Разработка буклета и авторской программы по работе с одарёнными детьми для учителей русского языка и литературы. | май | Руководители проекта |
11 | Представление опыта своей работы на заседании РМО учителей русского языка и литературы, НПК, семинарах | май | Руководители проекта |
Методы и формы работы с одарёнными учащимися
Методы и формы работы с одаренными учащимися при подготовке к олимпиадам различных уровней прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в то же время отличаться определенным своеобразием:
- тематические и проблемные мини- курсы,
- «мозговые штурмы» во всех вариантах,
- ролевые тренинги,
- развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно- практической работы.
Организационные формы:
- Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
- Создание групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:
- групповые формы работы,
- творческие задания,
- вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,
- дискуссии,
- диалоги,
- инновационные приемы и методы: синквейн, кластер, инсерт, мозговая атака, перепутанные логические цепочки, взаимооопрос
Критерии эффективности реализации проекта
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности.
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких учащихся.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1)действующее сообщество педагогов, работающих с одаренными детьми;
2)демонстрация и пропаганда успешных учительских опытов по проектированию информационно-образовательной среды;
3)увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
4)положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различных уровней;
5)повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одаренными;
6)создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие личности;
7)рост численности педагогов, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности.
Список используемой литературы.
-
- Олимпиады по русскому языку, Малюгина В.А., 7-8 классы.- 2-е изд., Москва: ВАКО, 2014- (Мастерская учителя-словесника).
- Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2012: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина.- Ростов н/Д: Легион, 2014.
- Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич.- Изд,6-е, Ростов н/Д: Легион, 2014.
- ОГЭ 2017. Русский язык: Сочинение-рассуждение: задания 15.1, 15.2, 15.3/ Г.Т.Егораева.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.
- Одарённость и её развитие, Институт психологии и образования, Научный центр педагогических исследований, Казань. 2017.
Приложение.
Задания для подготовки к олимпиадам различных уровней.
- Укажите, какой звук обозначает Д в следующих словах: труд, трудовой, день, дневной. Обоснуйте свой ответ.
- Подумайте, есть ли среди приведённых слов те, которые имеют два суффикса или две приставки: горошинка, соломинка, влюбиться, недодать, невзлюбить, позавчера.
- Как вы понимаете значение фразеологизма «синий чулок»? Составьте предложения.
- Сочините небольшой рассказ, используя максимальное количество фразеологизмов.
- Подумайте, есть ли олицетворения в предложениях Негодный мальчишка, где ты посеял сандалии? Бабушка говорила, что он должен отказаться от такой работы: у него здоровье. Целая буря поднялась у меня в душе. Дайте определение олицетворения. Приведите свои примеры.
- Вспомните употребление дефиса в словах и между частями слова. Приведите на каждый случай по 3 примера.
-
Спишите предложения, употребляя существительные в нужной форме. Числительные запишите словами.
- Экскурсия была организована для 451 (участники конференции).
- Дипломы были вручены 1685 (школьники).
- Книга написана на 987 (страницы).
8. Как образуются формы женского рода от слов турок, казанец, индеец, черкес, мордвин. Какую особенность в образовании некоторых форм женского рода можно наблюдать у данных слов?
9. В магазине родители купили много(чего?) … Напишите список продуктов, употребляя слова в форме Р.п. мн.числа: апельсины, яблоки, груши, дыни, гранаты, бананы, макароны.
10. Китайский мыслитель и философ Конфуций писал: «Самое прекрасное зрелище на свете- вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь». Как вы понимаете эту цитату? Напишите сочинение-рассуждение.