Арчакова Екатерина Владимировна
учитель-логопед
МБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
Республика Татарстан г. Казань
Как научить ребенка грамотно и красиво рассказывать о пережитых событиях, пересказать сказку, составить рассказ по картинке, общаться со сверстниками и взрослыми? Развитие связной речи – одна из главных задач, стоящих перед дошкольником при подготовке его к школьному обучению.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности:
-развернутость,
-произвольность,
-логичность,
-непрерывность
-программированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:
-недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
-узкое восприятие действительности,
-нехватка речевых средств,
трудности планирования монолога.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:
-Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
-Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
-Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
-Составление рассказов по одной сюжетной картине
-Составление рассказов по памяти
-Составление рассказов по символам.
-Составление рассказов по схемам.
-Составление рассказов по натуральным предметам
-Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по заданным словам.
Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Приемы работы:
Составить предложения, используя имеющиеся опорные картинки.
По ним повторить рассказ целиком.
«Осень»
Наступила осень. Солнышко все реже светит и почти не греет. Цветы и трава вянут. Листья на деревьях желтеют и опадают. На улице становится холодно, Люди одевают теплую одежду. Звери готовятся к зиме. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Дети играют в подвижные игры. Скоро наступит зима.
Составление рассказа по натуральным предметам
Приемы работы:
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.
Придумать и пересказать их разговор, если:
игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны.
Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:
Мы покупаем щенка
Прогулка в парк
Мы в зоопарке
Поход в театр
Приемы работы:
Ребенку предлагается внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.
Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам
Приемы работы:
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять. Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.