Шаганова Ольга Алексеевна,
Карякина Марина Вячеславовна
учителя начальных классов
МБОУ «Школа № 161»
г. Казань, Республика Татарстан
Аннотация
Урок музыки во 2 классе составлен в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 1-4 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.
Урок на тему «Русские и татарские народные инструменты. Плясовые наигрыши» разработан для учащихся, изучающих музыку по основному учебному плану, в котором на изучение отводится 1 час в неделю. Данный урок входит в раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Разработка может быть использована на факультативных занятиях и на внеурочной деятельности.
Пояснительная записка
Тема урока: Русские и татарские народные инструменты. Плясовые наигрыши
Целевая аудитория: обучающиеся 2 класса
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Вид урока: урок смешанного типа
Цель урока: обогатить представление учащихся о музыкальных инструментах
Задачи урока:
- повторить понятия – музыкант, исполнитель, композитор, дирижёр;
- познакомить с изображением различных инструментов;
- развивать умение классифицировать музыкальные инструменты по группам;
- углубить знания детей о происхождении инструментов;
- формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове, жесте, мимике, через исполняемую мелодию, песню.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся узнавать музыкальные инструменты и по внешним признакам распределять их по группам; рассказывать о происхождении музыкальных инструментах и их роли в жизни людей.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя, исполнителя;
Познавательные: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, предлагать творческие варианты решения поставленной задачи;
Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении творческих музыкальных задач
Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Методы и приёмы: словесные (диалог, вопросы к детям, ответы детей, уточнения, пояснения и др.); наглядные (демонстрация презентации, видео фрагмента; картинки с изображением музыкальных инструментов; артикуляция отдельных звуков и др.); практические (исполнение песни, двигательная импровизация, слушание музыки и др.); методы контроля и самоконтроля.
Применяемые педагогические технологии:
Технологии проблемного обучения, элементы театрализации, музыкальная пауза
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), проектор.
Дополнительное оборудование:
- Карточки с изображением музыкальных инструментов
- Корзина
- Домра, гитара, балалайка, ложки, гусли, курай
- Нотки (для рефлексии)
Музыкальный материал:
- Музыкальное приветствие отрывок из мультфильма «Крошка Енот» песня “Улыбка” (От улыбки хмурый день светлей…)
- Песня о школе «Наша перемена» Слова и музыка: Елена Плотникова
- Видео-фрагмент – инфоурок «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
- Видео-фрагмент песня «У моей России»
- Плясовая русская народная песня « Светит месяц»
- Татарский народный наигрыш
- Русская народная песня «Калинка»
- Ремикс минусовка «Калинка»
Ход урока 1Организационный момент. Задача этапа активизация учащихся. Музыкальное приветствие учащихся и учителя. Звучит песня «от улыбки хмурый день светлей» Учитель: – Здравствуйте, ребята! – Вы узнали песню? – Давайте и мы улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям. Пожелаем всем хорошего настроения. – Какая эта песня по настроению? – Ребята, а какие песни мы изучали на уроках музыки? – После каждого урока непременно наступает … – И сейчас мы вспомним и споем песню, которая называется «Наша перемена» – Что нам нужно сделать, чтобы красиво спеть? 2. Музыкальная разминка. 1) Дыхательная гимнастика 2) Распевка №1 3) Распевка №2 3. Актуализация знаний. Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала. (Дети поют песню «Наша перемена») – Ребята, какая по характеру эта песня? – Послушайте следующую песню. Определите ее характер. (звучит песня «Моя Россия (У моей России)» Автор музыки композитор Георгий Струве. Стихи, слова песни написала поэтесса Нина Соловьёва) – Как вы думаете, о чем поется в этой песне? – Что объединяет эти песни? – Как вы думаете, как связана прослушанная нами песня и инструменты, которые вы видите перед собой? (На демонстрационном столе у учителя представлены инструменты: баян, балалайка, шумовые инструменты и большая коробка с бантиком. На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.) 4. Формулировка темы, целей урока. Задачи этапа: организовать коммуникативное взаимодействие. – Как вы думаете, как будет называться новая тема урока? – Тема сегодняшнего урока посвящена народным инструментам, где мы с вами будем не только слушать народные инструменты, плясовые наигрыши, и разыграем одну из них. 5.Работа по теме: Видеоурок (Инфоурок) (на столах лежат листочки, на которых изображены инструменты. Нужно вычеркнуть те, которые не относятся к народным) (На экране иллюстрации русской плясовой) – В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль. Звучит плясовая русская народная песня « Светит месяц». – Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный. – Почему вы так решили? – В каком характере звучит музыка?
– Как вы думаете, повторяется ли мелодия в русской народной песне “Светит месяц”? Изменяется ли она? Послушайте еще одну композицию (Звучит песня «бас кызым апипа») – Вы узнали песню? – Какому народу она принадлежит? – Какой инструмент солирует? – Какие народные инструменты татарского народа вы знаете? – Послушайте следующую музыкальную композицию (Звучит калинка малинка) – Что это за песня? – Как вы думаете, это авторская или народная песня? -Какому народу принадлежит эта песня? -В этой музыке, помимо жанра песни, есть еще и другой жанр. Жанр танец, а точнее пляска. -Песня “Калинка” состоит из куплетов и припева. – Чем отличаются куплеты от припева? -Темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, чтобы показать русскую удаль, задор. – Какими народными инструментами можно сыграть Калинку малинку? – Вы заметили, что с народными инструментами стояла большая коробка? – Как вы думаете, какой инструмент там лежит? – А сейчас мы ненадолго станем настоящим ансамблем «Задоринки» – Выходим на сцену, берем ложки. (Звучит минусовка калинки. Дети выстраиваются) Дети выступают. 6.Рефлексия. Итоги урока. Задача этапа: – зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; -оценить собственную деятельность на уроке; – Наш урок подошел к концу – И я предлагаю оценить свою работу. Мы сейчас выступим в роли композиторов. Мы напишем музыку нашего настроения. На нотный стан прикрепите свою нотку, согласно расшифровке.
– Спасибо за урок. До свидания. |
Предполагаемые ответы Веселая, добрая ….ПЕРЕМЕНА Насторить музыкальные инструменты, голосовые связки Задорная,веселая,активная Спокойная, мелодичная О Родине Эти песни о Родине Эти песни написали авторы Это музыкальные инструменты народов России Варианты ответов: -Я думаю, что тема урока русские народные инструменты; – я считаю мы будем разучивать народные песни. Оркестр народных инструментов. Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток. В радостном, весёлом. Мелодия повторяется, но каждый раз звучит по-новому. Да Татарскому народу Курай Гармонь, мандолина, кубыз, курай Калинка малинка Народная Русскому Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер. (предположения детей – ложками) Да (предположения детей – ложки) |
Список использованной литературы:
-
- Музыка, 2 класс. Рабочая программа, предметная линия /Критская Е. Д, Сергеева Г. П, Шмагина Т. С. / 2021г.
- Хрестоматия музыкального материала, 2 класс, учебное пособие
для общеобразовательных организаций/Критская Е. Д, Сергеева Г. П, Шмагина Т. С. / 2019 г.
-
- Музыка. 2 класс. Система уроков по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. ФГОС / Гринин Л. Е., Волкова-Алексеева Н.Е./, 2021 г.
- Необычные уроки музыки. 1-4 классы /Масленникова-Золина Л. В./, 2022 г.
- Музыка. 1 класс. Уроки и внеурочная деятельность / Лагунова О. П., Жукова Ж. В., Золотухина Э. Н./, 2017 г.
Музыкальный материал:
1. Музыкальное приветствие отрывок из мультфильма «Крошка Енот» песня “Улыбка” (От улыбки хмурый день светлей…)
2. Минусовка песня о школе «Наша перемена» Слова и музыка: Елена Плотникова
3. Видео-фрагмент – инфоурок «Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши»
4. Видео-фрагмент песня «У моей России» https://www.youtube.com/watch?v=YOWjfHpBjn8
5. Плясовая русская народная песня « Светит месяц»
6. Татарский народный наигрыш
7. Русская народная песня «Калинка»
8. Ремикс минусовка «Калинка»
9. Распевка № 1
10. Распевка № 2