Бочкарева Людмила Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Ялкынская ООШ»
Алексеевский муниципальный район
Республика Татарстан
Знакомство
-Здравствуйте, уважаемые друзья! Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. (Садятся в круг – стулья по кругу – 6 человек)
Упражнение «Комплименты»
Материалы: цветок, заранее заготовленный.
– Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим коллегам.
Цветок я вручаю тому, кого я знаю лучше всех. Это Светлана Николаевна. Светлана Николаевна передает цветок рядом стоящему слева и говорит какой- либо комплимент. Например, «Светлана, ты мне нравишься за жизнерадостность, улыбку и доброту». Далее Светлана передает рядом стоящему и тоже говорит комплимент. Каждый начинает с одних и тех же слов «Маша, ты мне нравишься, потому что…»
Анализ упражнения:
-Легко ли вам говорить приятные вещи другому человеку?
-Кто-то вам уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
-Достаточно ли дружны мы здесь, в данный момент?
– Почему каждый человек достоин любви?
-Что-нибудь удивило вас в этой игре?
Вывод:
Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между людьми. Некоторые люди легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Погружение
В начале нашего занятия мне хотелось бы узнать:
- У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
- Поднимите руки те, у кого есть друзья;
- Встаньте те, кто уверен в себе;
- Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих коллег;
- Потопайте те, кто согласен с пословицей «Один в поле не воин»;
- Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
Вывод: Подняли настроение, и настроились на дальнейшие упражнения, выравнили эмоциональный фон, сплочение участников в единую команду для достижения конечного результата работы.
Причта
Вначале вспомним притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшно. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
-Можете ли вы сейчас ответить о чем пойдет речь у нас с вами?
Совершенно верно, сегодня мы с вами будем говорить о сплочении коллектива, на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начнем.
Не всегда подростки хотят и могут эффективно взаимодействовать друг с другом. Поэтому взрослым необходимо оказать им помощь и поддержку.
Проблема сплочения детского коллектива всегда остается актуальной как в начальной школе, так и в параллелях средней и старшей школы. Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного учебного и воспитательного процесса.
Упражнение «Строй»
-Я думаю, для вас не составит труда, если я скажу, что за одну минуту вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного. С этим заданием вы справились.
А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но сделать это надо молча, не произнося ни одного слова вслух.
И с этим справились! Отлично!
Анализ:
- Что было легко, что сложно?
- Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко?
- Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим?
- Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?
Упражнение «Рисунок на спине»
Процедура выполнения: Участники строятся друг за другом. Каждый участник смотрит в спину своего товарища. Я показываю рисунок последнему участнику и прячу ее (солнышко). Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команды. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше.
В конце, стоящий первым, рисует то, что он почувствовал, на листе бумаги и показывает всем.
(Я показываю свою картину и рисунок, который получился)
Обсуждение:
Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
Вывод:
Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие навыков невербального общения. Развитие ответственности, сплоченности внутри команды.
Упражнение «Нарисуй дом»
-Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На столе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому дается задание. Например: одному – нарисовать крышу, другому – два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.
Анализ:
Как проходило обсуждение?
Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?
Почему Вы выбрали именно эту роль?
Вывод:
Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Ритуал прощания
Упражнение «Я желаю тебе завтра…»
Все стоят в кругу и по очереди желают соседу справа, себе и соседу слева чего-нибудь хорошего на завтрашний день.
Упражнение «Подсолнух»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Рефлексия
Подведение итогов, развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев: М (мизинец) – мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие.
Итог
Я думаю, что мы смогли за эти 15 минут получше узнать и понять друг друга. Это и было целью моего мастер-класса. А ведь сейчас в соответствии с требованием ФГОС, эти качества являются важными.