Нуриева Гульназ Назиповна
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная гимназия №189 «Заман»
г. Казань, Республика Татарстан
Учебный предмет | Русский язык, «Школа 21 века» |
Тема урока | Части речи (имя числительное) |
Цель урока | создать условия, способствующие формированию представления учащихся об имени числительном как части речи |
Тип урока. | Урок открытия новых знаний. |
Задачи урока | – познакомить с новой частью речи — именем числительным; – сформировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным; – наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи; – развивать речь учащихся; – способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества. |
Планируемые результаты | егулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, в парах, в группах, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: умения работать с текстовой информацией, : уметьумения определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, в парах, в группах, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: умения работать с текстовой информацией, Регулятивные УУД: умения определять и формулировать цель на уроке, работать по плану, в парах, в группах, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: умения работать с текстовой информацией, исследовательской работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, аргументированно высказывать свои предположения, слушать и понимать речь других на уроке исследовательской работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, аргументированно высказывать свои предположения, слушать и понимать речь других на уроке исследовательской работы, преобразовывать информацию из одной формы в другую, понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, аргументированно высказывать свои предположения, слушать и понимать речь других на уроке – Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. – Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно-составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. – Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию. – Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Предметные: – умение узнавать имя числительное в ряду слов; – Уметь различать порядковые и количественные числительные. -Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные. -Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка. |
Формы работы Фронтальная Групповая Индивидуальная |
Образовательные ресурсы Технические средства обучения: ноутбук,мультимедийная установка Экранно-звуковые пособия: презентация в PowerPoint |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||||||||||||||
Эмоциональный настрой. (1-2 минуты) | (СЛАЙД 1) Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.): “Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь тому, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” -Я желаю вам удачи и желаю уже сегодня на уроке убедиться в этих словах. – Глубоко вдохните и выдохните обиду, беспокойство. Поднимите головку и улыбнитесь, если у вас сейчас хорошее настроение, опустите головку, если у вас настроение плохое. -Я очень рада видеть ваши улыбки. Пусть хорошее настроение останется у нас до конца урока. | Приветствуют, садятся Показывают свое настроение | Регулятивные: формирование умения оценивать своё настроение | ||||||||||||||||||||
(5-6 минут)
(2 минуты) 4. Построение проекта выхода из затруднения 5 .Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(4 минуты) | – Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Постарайтесь работать дружно, так, чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача –не скорость, а качество выполнения. – Итак, группы готовы? Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. – У каждой из групп на столе лежит задание на белом листе: распределить слова в таблицу по столбикам в зависимости от части речи. (СЛАЙД 2 ) Слова: говорит, красный, шесть, играл, мы, назад, лисья, ученик, болеет, восьмой, вскачь, школа, ты, тетрадь, деревянный, она, очень.
– 1 группа называет существительные, 2-прилагательные, 3-глаголы, 4 –местоимения, наречия называют все группы (СЛАЙД 3) -Проверим!
– Есть ли такие слова, которые не вошли ни в одну группу известных вам частей речи? – Назовите эти слова. -Совершенно верно! Давайте определим, есть ли у этих слов что-то общее? Может они относятся к разным частям речи? Когда мы определяем части речи, то смотрим во-первых, что они называют, а во-вторых, на какие вопросы отвечают. Что же называют эти слова? (номер, т.е. порядок предметов при счете, и количество предметов) На какие вопросы отвечают эти слова? ( Сколько? Который?) А можно еще спросить как о признаке – Какой? Какая? Какое? Какие? И так, что же у нас получилось? Все эти слова связаны с числами, отвечают на похожие вопросы, а это значит, что они относятся к одной части речи. Как же мы ее назовем? (дети предлагают свои варианты) В русском языке эту часть речи называют имя числительное. ( На доске появляется табличка «Имя числительное») Из истории образования числительного (рассказ учителя) С числами мы встречаемся в своей жизни постоянно, даже можно сказать «ежечасно». Древние считали, что числа управляют миром, что числа передал людям сам Прометей. Числа наряду со словами являются самыми главными для людей знаками. Существует такая наука «нумерология», в которой каждое число имеет определенное значение и несет определенный смысл. Все слова, называющие числа, количество и порядок предметов объединены в нашем языке в общую группу, которую назвали имя числительное. (СЛАЙД 4) На уроке мы :
– Будем учиться находить имена… в тексте
Вернёмся к словам, которые мы не внесли ни в одну группу изученных частей речи. (СЛАЙД 5) -На какой вопрос отвечает слово ШЕСТЬ? -Что называет, обозначает это слово? -На какой вопрос отвечает слово ВОСЬМОЙ? -Что называет это слово? -Давайте попробуем сами дать определение имени числительного. -Посмотрим, что же говорит об этой части речи учебник (с.84) – А где мы используем числительные в жизни? -Оказывается, имена числительные можно встретить даже в песнях. – Вы слушаете фрагменты песен и находите в них имена числительные. 1. Тридцать три коровы… 2. Жили у бабуси два весёлых гуся. 3. 3 белых коня… 4. Дважды два четыре, дважды да четыре… -Молодцы! – На с. 84 найдите упражнение 1. Запишите числительные в 2 столбика: 1. Числительные, отвечающие на вопрос СКОЛЬКО? 2. Числительные, отвечающие на вопрос КАКОЙ? – Проверим! – Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос СКОЛЬКО? – Предположите, как могут называться такие числительные. Напишите название своего первого столбика. -Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? -Предположите , как могут называться такие числительные. Физминутка. Раз – прогнуться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть. – Какая новая часть речи встретилась в физминутке? – Повторим, какие бывают числительные?
Поиграем! Я называю количественное числительное, а вы превращаете его в порядковое. СЛАЙД 6
Каждая группа читает задание и его выполняет. 1гр. QR-КОД № 1 ( в 2 столбика выписать числительные: количественные и порядковые) 2 гр. QR-КОД № 2 ( Соединить пословицы) 3 гр. QR-КОД № 4 (От количественного числительного образовать порядковые) 4 гр. QR-КОД № 5( Собрать правило в единое целое ) СЛАЙД 7 ТЕСТ
А) девять, сто, шестнадцать – ___________ числительные
Б) пятый, десятый, сотый – ______________ числительные
– Я проверю вашу работу и поставлю за тест отметку. | Распределяют слова по столбикам по группам дают определение своей части речи и называют слова, которые они включили в свою группу да шесть, восьмой Сколько ? Количество предметов какой? который по счёту, по порядку порядок при счёте имя числительное –это часть речи, которая обозначает порядок при счете или количество предметов читают правило о числительном в учебнике высказывают мнение слушают отрывки песен, находят в них имена числительные и называют 33 2 3 2,4 Расписывают числительные ив 2 столбика в зависимости от вопроса Количество предметов количественные порядок предметов при счёте порядковые Называют числительные Выполняют тест Сравнивают с эталоном | Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения , умения оценивать работу других Познавательные: осуществление анализа, синтеза, сравнения Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, формирование умения внутригруппового взаимодействия Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания Познавательные: умение анализировать Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование путей решения Познавательные: умение анализировать Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные: осуществление анализа Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме Познавательные: осуществление анализа, синтеза Познавательные: Осуществление анализа | ||||||||||||||||||||
(4-5 минут)
(5-6 минут) | – Выполним упр.2 на стр 84 -Вспомните всё то, что мы говорили об имени числительном. -Предлагаю кому –то из вас выступить в роли числительного и рассказать о себе как о части речи (Приём «Архивариус») Внимание на экран. Дополните предложения (СЛАЙД 8) Мы познакомились сегодня с…. Новым для меня было…. Мне понравилось на уроке… Мне было трудно… – Вернёмся к задачам нашего урока (СЛАЙД 9 ) – Мы все задачи выполнили? – Встаньте ровно. Поднимите руки вверх, если вам было всё понятно на уроке. – Руки в сторону – если что-то осталось не понятным. -Руки вниз – если материал урока вы совсем не усвоили. – На доске написано домашнее задание (СЛАЙД 10). Выяснить названия произведений, в которых есть числительные. – Наш урок подходит к концу. Покажите жестом при помощи большого пальца )вверх или вниз) своё настроение. – Урок окончен! Спасибо вам за работу. | Ребёнок в образе числительного рассказывает о себе как о части речи Дополняют предложения да показывают усвоение учебного материала Знакомятся с домашним заданием Оценивают своё настроение | Коммуникативные: умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения Коммуникативные: умение высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: умение оценивать работу группы, свою работу на уроке, своё настроение Коммуникативные: формирование умения строить рассуждение, правильно излагая свои мысли |