Якушкина Анастасия Витальевна
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №19 «Звездочка»
г. Альметьевск, Республика Татарстан
Цель проекта: преодоление речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья у дошкольников, посредством использования нетрадиционных методов коррекционной работы.
На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей.
Перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей, коррекции отклонений в развитии ребёнка, а также подготовки их поступления в школу. Необходимым условием для реализации данной задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы.
При нормальных условиях воспитания, когда ребёнок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводится систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребёнком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.
У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы не только в речевом, но и в психомоторном развитии. Могут отмечаться несформированность слухоречевого ритма, мелкой и артикуляционной моторики. При несформированности общей моторики может быть повышен мышечный тонус, нарушены статистическая и динамическая координация движений, переключаемости движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики, мимической и артикуляционной, и оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической, затрудняют процесс обучения, снижают его эффективность. В настоящее время в современной педагогике существует мнение, что устранять дефекты речи необходимо у детей как можно раньше, так как любое нарушение речи в дальнейшем может отразиться не только на речевом развитии, но и на поведении ребёнка.
По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер.
Актуальность данной разработки я вижу в том, что на современном этапе система дошкольного образования строится на передаче дошкольникам знаний, а я хочу представить авторскую разработку, позволяющую развивать речь через развитие познавательных процессов и здоровьесберегающих технологий.
Формы и методы реализации методической темы (профессиональные лайфхаки)
Лайфхак 1 Использование природного материала: камешки, шишки, листья, крупы, орехи и многое другое.
Лайфхак 2 нетрадиционная артикуляционная гимнастика: веселые картинки с изображением животных, яркая помада, адаптированные сказки с движениями, сочинение историй о жизни «Язычка», выполнение артикуляционной гимнастики с применением: ватных палочек. Трубочек, пробок, бубликов, чупа чупсов и так далее.
Лайфхак №3 автоматизация дифференциация поставленных звуков в игровой форме с помощью: мячей, ортопедических ковриков, кеглей, бумаги. мыльных пузырей, ватных дисков и так далее.
Лайфхак № 4 Развитие двигательной активности: использование игр в движении, ходьбе, прыжках, беге.
Лайфхак № 5 Создание игровой мотивации с помощью сказочных персонажей.