Юнусова Римма Дамировна
учитель математики
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 5
имени братьев Максуди»
с. Высокая гора, Республика Татарстан
Актуализация проблемы работы с одаренными детьми обусловлена изменениями, произошедшими в последние несколько десятилетий. Я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей.
Отбор и работа с одаренными школьниками должны быть связаны с опережающим или одновременным созданием условий для правильного выбора их будущей профессиональной деятельности.
Система моей работы с одаренными детьми на уроках математики включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
При работе с одаренными и талантливыми школьниками предпочтительной использовать диалогические формы обучения.
Для развития творческой познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность.
В основу программ для одаренных и талантливых, прежде всего, должен быть положен принцип ускорения. Ускоренное прохождение образовательных программ рассматривается как главный фактор развития способностей всей индивидуальности, потому что позволяет оптимально загрузить умственные способности школьника, обеспечив ему тем самым возможность безостановочного движения вперед к усвоению более сложных понятийных структур.
Основная часть работы с одаренными детьми приходится на внеурочную деятельность. Участие во всевозможных интеллектуальных и предметных олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях, проектах дает возможность одаренному ребенку раскрыть свои таланты и реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Другой вариант работы внеклассной работы с одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
В этом случае учителю в работе необходимо:
· составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности ребенка, его учебную нагрузку по другим предметам;
· продумать методику обучения; (одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает самостоятельность мышления, стремление к экспериментированию, им необходима серьёзная умственная нагрузка);
· определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;
· выбрать форму отчета ребенка за определенные промежутки времени.
Другой способ самореализации одаренных детей заключается в организации их исследовательской деятельности. Такая форма работы предоставляет учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.
Я как учитель математики должна заинтересовать своим предметом, его значимостью на современном интегрированном развитии общества, научить их логически мыслить, дать толчок к творчеству предпринимать все возможные для развития их одаренности.
Я в своей работе даю дифференцированные задания для развития творческих способностей учащихся. Например, каждый ученик получает подборку нестандартных задач на тему: «Обыкновенные дроби» (25 задач – 4 блока). Где каждый ребенок проявит себя в данных блоках.
С одаренными детьми также провожу индивидуальную работу. Я считаю, своей основной задачей – на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать индивидуальный образовательный маршрут развития их особенностей.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Подготовка к олимпиадам – это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Не менее важной работой с одаренными детьми является участие в различных конкурсах. Они активно участвуют на образовательной платформе «Winkid», РОЦ РТ, Саммат, на базе КФУ. Если участвуя в других дистанционных конкурсах, ответы легко можно найти в интернете, то здесь, помимо знаний, необходимы логическое мышление, смекалка и находчивость. И справляться со сложными заданиями могут только одаренные дети.
В своей практике я стараюсь так организовать деятельность учащихся, чтобы способны, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся. К одаренным нужно относиться очень бережно. Они особенно ранимы, каждый очень индивидуален, необходимо признавать значения их природных дарований.
Станет ли ребенок талантливой личность. С признаками одаренности? Это зависит от широкого спектра причин и факторов. Важную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных, комфортных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет положительно мотивировать творческую активность одаренных школьников. На протяжении моей работы в школе, я пытаюсь достичь этого.
Можно сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Список использованных источников
- Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми. Одаренный ребенок, 2010. – № 6. – С. 22-28.
- Павлова Е.В. Стратегия работы с одаренными детьми. М., Просвещение, 2008. С. 135-136.
- Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей. Одаренный ребенок, 2010. – № 6. – С. 29-33.
Автор статьи: Юнусова Римма Дамировна, учитель математики, 1 квалификационной категории, МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №5 имени братьев Максуди», с. Высокая гора, Высокогорского района, РТ.