Додарбекова Светлана Александровна
преподаватель
МАУДО «Детская музыкальная школа №4»
г. Набережные Челны, Республика Татарстан
В вокальной работе с детьми необходимо учитывать особенности детской физиологии, а именно периоды развития детского голоса.
Основными этапами вокального развития являются:
Домутационный период (7-12 лет ). Детский голос отличается гибкостью и легкостью, и в этот период необходимо технически оснастить его. Рабочий диапазон надо расширять постепенно, исходя из возможностей каждого ребенка. В упражнениях можно расширять границы диапазона до двух октав, при условии свободного голосообразования. При этом характер звука на верхнем участке должен быть фальцетным. Такая работа является подготовкой к пению верхнего участка диапазона в более старшем возрасте. Такой подход основан на рекомендациях В. Чаплина и А. Стахевича. В произведениях не стоит злоупотреблять возможностями детского голоса. Следует добиваться полноценного микстового звучания, решая вопросы звуковедения, фразировки, точности в передаче стиля, чтобы ребенок мог показывать свою работу свою работу на концертах и экзаменах.
Период мутации (12-16 лет). Является одним из важных ключевых моментов в развитии голоса. От грамотности и интуиции педагога во многом зависит как сложится дальнейшая певческая судьба его ученика. Вместе с тем бывают случаи, когда и при правильном подходе к развитию детского голоса после мутации голос теряет свои высокие качества и перестает быть выдающимся. Одним из таких примеров является судьба Робертино Лоретти. Причина того, что голос мальчика после мутации иногда перестает быть ярким, часто заключается в изменениях в структуре гортани, отвечающей за образование высокой певческой форманты. Практика показывает, что в случае прекращения занятий во время мутации у большинства мальчиков теряется способность к пению. Поэтому, как свидетельствуют многие специалисты (проф. В.Чаплин, доцент А. Александрова), занятия в период мутации, при обязательном соблюдении определенных ограничений по времени урока и вокально – технической трудности произведений, не только не противопоказаны, но и полезны, так как способствуют сокращению периода мутации и делают переход в послемутационный период более плавным и безболезненным.
Итак, начинается второй этап развития голоса. Всвязи с некоторой потерей координации и гибкости голосового аппарата, связанной с активным и неравномерным ростом вокальных мышц, специалисты сократить диапозон исполняемых произведений, ограничить ритмические и интервальные задачи. Но необходимо продолжать следить за правильной работой дыхания, сохранением высокой позиции, ровностью звучания на всем диапазоне, активностью и правильностью артикуляции. Кроме того, начинается поиск нового баланса в работе резонаторов, нового тембра взрослеющего голоса. Теперь приходится работать в условиях постоянных изменений в ощущениях. Задачей педагога является не только оказание помощи в решении этих проблем, но и психологическая поддержка ученика в этот не простой период.
Постмутационный период. (15-18 лет). В период выхода из мутации степень вокально-технических трудностей и диапазон произведений надо увеличивать крайне осторожно, не завышая требований к неокрепшему голосовому аппарату. Чешский вокальный педагог Ф. Лысек настаивает на том, что forte в период установления голоса после мутации петь нельзя: диапозон, сила и тембр развиваются постепенно. Как правило к 15-16 годам учащиеся уже обладают относительно сформировавшимся тембром и могут после окончания школы петь произведения, требующие более наполненного звучания. При этом необходимо сохранять легкость звуковедения на хорошей опоре, не терять высокую позицию и не перегружать голос грудным резонированием, очень аккуратно добавляя его к головному. Требуется постоянно контролировать качество звучания и следить за свободой голосообразования. Процесс формирования взрослого тембра голоса продолжается довольно долго.
В заключение надо сказать, что по окончании школы учащиеся должны достичь определенных результатов: иметь относительно сформировавшийся взрослый тембр голоса, владеть вокально-техническим комплексом, свободно чувствовать себя в концертной обстановке выпускного экзамена, демонстрируя своим выступлением музыкальную и исполнительскую зрелость. А мастерство педагога по вокалу заключается в том, чтобы научить ребенка раскрыть все способности, заложенные в его природе так, чтобы он мог петь настолько естественно, как будто его никто и не учил.
Список использованной литературы:
1. Лысек Ф. Мутация // Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26-30 марта 1961 года: Сб.ст./ Под ред. В.Н. Шацкой. – М.: АПН РСФСР, 1963. – С. 284-291.
2. Стахевич А.Г. Регистровые звукообразования певческого голоса в вокальной педагогике. – Сумы, 1989. – 24 с.
3. Чаплин В.Л., Хатина А.М. Особенности ларингоскопической картины у мальчиков хорового училища в период мутации // Исследование работы голосовой щели при помощи электронного глоттографа / Сб.работ лаборатории физиологии пения и вокальной методики трудов ГМПИ им. Гнесиных. – М.,ГМПИ им. Гнесиных, 1970. – С.113-117.